Серия «МАНГА И КОМИКСЫ»

17

ТЁДЗЮ-ДЗИМБУЦУ-ГИГА: «ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ ИЗ ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ»

В XII веке буддийский монах Тоба Шёдзо (1053-1140), первосвященник школы  Тендай, создал два свитка. На тщательно прорисованных картинках зайцы  удили рыбу, лягушки плясали, лисы таскали поклажу. Звери занимались  делами человеческими, ничуть не смущаясь своего животного происхождения.  Смысл этих двух свитков до сих пор не вполне ясен: быть может, странные  зверьки изображали какую-то буддийскую идею, а возможно, – патриарх,  устав от долгих молений, просто развлекался, изображая немыслимые  вещи. В следующем столетии, неизвестный монах продолжил традицию  патриарха. Но, веселящихся зверьков он пристроил к делу, казавшемуся ему  важным и злободневным. Беззаботные некогда зайцы и лисы пародировали  теперь ленивых монахов и праздную аристократию. Так родились  «Тёдзю-дзимбуцу-гига» – «Веселые картинки из жизни животных». Четыре  свитка, лежащие у истоков японской манги.

Показать полностью 2
51

ЗАБОТЛИВАЯ КИЦУНЭ СЭНКО-САН

ЗАБОТЛИВАЯ КИЦУНЭ СЭНКО-САН

Накано – офисный клерк, беспросветно гробящий себя в «черной» компании. Нудная работа на чужого дядю шестнадцать часов в сутки, практически без выходных, дураки-начальники и хронический недосып. Парень находился на грани нервного срыва, когда в его серую жизнь, ярким хвостатым огоньком ворвалась божественная лисичка-кицунэ Сенко. Девица красива, прекрасно стряпает, а обожаемого Накано она готова холить и лелеять дни на пролет и без перерыва. Лоляшная внешность этой няшки обманчива, лисичке 800 лет, но её милота настолько зашкаливает, что Накано рядом с забавной соседкой забывает о всех тяготах и трудах. Ну, а лисьи ушки и мягкий пушистый хвостик могут привести в восторг и очаровать не только вымотанного жизнью офисного клерка…

На 10 апреля намечена премьера аниме-адаптация манги Rimukoro «Sewayaki Kitsune no Senko-san (Заботливая лисичка Сэнко-сан)». Манга относится к жанру «повседневность», но отличается теплой атмосферой уютного дома, мягким и добрым юмором. С нетерпением ждем апреля и экранизации любимой манги.



Русский перевод манги:

http://mangachan.me/manga/92625-sewayaki-kitsune-no-senko-san.html

Показать полностью 1
16

Хокусай манга

Кацушика Хокусай (1760-1849) – знаменитый японский художник-универсал, творивший практически во всех жанрах и техниках. Живописец, гравер, прозаик, поэт. Автор «36 видов Фуджи», «Тысячи видов моря», «Ста стихов в изложении няни». В 1814 году Хокусай издал первый выпуск зарисовок, носивших незамысловатое название «Веселые рисунки Хокусая» - «Хокусай манга». Всего вышло 12 выпусков при жизни художника, и 3 после его смерти. Гравюры сборников Хокусая изображали бытовые сценки, путевые зарисовки, богов, знаменитых героев, ёкаев, типы людей, архитектуру и многое другое. Мастеру было интересно буквально все живые существа и предметы, до которых мог дотянуться его разум. По охвату тематики «Мангу Хокусая» по праву можно назвать энциклопедией японского быта и мировоззрения периода Эдо.

Первым мангакой Хокусай, конечно же не был. Но великий художник оказался одним из знаменитых мастеров, заложивших культурную основу современной манги.


CROW-TENGU


С любезного разрешения автора

Взято: https://t.me/crowtengu_anime

Показать полностью 6
3

КАРЛ МАРКС, ПЛЮС… АНИМЕ, МАНГА И КОМИКС

«Пролетарии всех стран – соединяйтесь!», «призрак бродит по Европе, это призрак коммунизма», «пролетариату нечего терять, кроме собственных цепей». Все это известные крылатые выражения, приписываемые одному человеку – Карлу Марксу (1818-1883), отцу-основателю диалектического материализма и творцу «научной теории классовой борьбы». В мае 2018 года исполнилось ровно 200 лет со дня его рождения.


На постсоветском пространстве этот, важный для марксистов юбилей был практически полностью проигнорирован. Один сюжет по центральному российскому телевидению, пара-тройка статей в интернете и несколько камерных мероприятий от коммунистических партий. Но в Китайской народной республике двухсотлетняя дата отмечалась с подобающим социалистическому государству размахом. Собственно, юбилейный май партийные функционеры отпраздновали в стандартном духе, обычном для официальных мероприятий государственного уровня: конференциями, симпозиумами, показом документальных фильмов. И лишь через полгода кого-то из советников по идеологической части озарила светлая идея по конвертации официоза в креативный контент.

В итоге, в конце декабря 2018 года, китайский стриминговый сервис bilibili анонсировал новое аниме под звучным названием «Лидер». Как сообщалось, героем аниме-сериала должен выступить недавний юбиляр Карл Маркс, с биографией коего зрителю будет предложено ознакомиться в мультипликационном формате. Спонсором экранизации объявлен «Проект по изучению и развитию марксистской теории», запущенный компартией Китая в 2004 году, консультантом – Академия социальных исследований, также официальная государственная организация [1].

В RuNete, куда эта необычная новость пришла практически сразу после анонса, на китайские инициативы отреагировали довольно слабо. Типичное обсуждение на форумах выглядело примерно следующим образом:


Пользователи среднего поколения: Аниме про Карла Маркса? Зачем?

Молодежь (с «приколом» или почти серьезно): Карл Маркс, а кто это?

Продвинутая молодежь: Карла Маркса на просторах СНГ должен знать каждый. Кто не знает, см. «Википедию».


Такую реакцию, наверное, можно назвать симптоматичной. После падения СССР и почти полного ухода в небытие марксистско-ленинской идеологии, память о Карле Марксе основательно поистерлась. Для среднего поколения лондонский мечтатель – это бородатый дедушка, знакомый по школьным портретам и советским плакатам. Молодежь, в зависимости от общей эрудиции, отдаленно где-то, что-то о нем слышала (или не слышала вовсе). Продвинутые молодые люди, в число которых входят студенты, младшие преподаватели и выпускники вузов, знакомы с личностью Маркса из курса философии или из лекций по истории СССР. Отец-основатель не особенно популярен сейчас на просторах СНГ, хотя его имя все еще на слуху.

Идеи марксизма в наше время будоражат совсем другие страны и регионы. Китай, где марксизм, в маоистском истолковании, является основной идеологией государства. Северную Корею, провозгласившую главной доктриной чучхе – сплав идей Маркса с конфуцианской философией. Латиноамериканский континент, переполненный леворадикальными партиями и движениями. И наконец, Францию, где традиционно много троцкистов. Если же на обрисованную нами географию наложить карту популярности аниме в мире[2], то с большой долей вероятности можно вычислить будущую аудиторию аниме «Лидер».

Авторы проекта в качестве целевой аудиторией, скорее всего избрали китайскую молодежь. Как представляется, «Лидер» задумывался для креативного идеологического просвещения именно этой национальной и возрастной категории. Поэтому, проект в первую очередь рассчитан на внутренний китайский рынок. Однако можно прогнозировать, что аниме про Карла Маркса может официально попасть в экономически и политически зависимую от КНР Северную Корею, как легальный, одобренный властями мультфильм. Возможен экспорт сериала в Латинскую Америку. Нельзя также исключать появления англоязычного перевода аниме, что автоматически сделает его доступным для зрителей в Северной Америке и Европе. «Лидера» вполне могут перевести в самом Китае, с подачи тех же партийных донатеров, или же его переведут на волне внезапного интереса к марксистской «экзотике» сами американские анимешники.

Но, даже при наличии сносных сабов, сложно представить какую-то зашкаливающую популярность биографического аниме про Карла Маркса в российском аниме-сообществе. По все тем же причинам: основательное забвение личности Маркса, отсутствие глобального интереса к марксизму. Сюда следует добавить традиционно невысокий процент озвученного китайских тайтлов в русскоязычном аниме-пространстве.

Впрочем, если «Лидер» проявит себя интересным проектом, то определенная русскоязычная аудитория у него все-таки наберется. Карл Марк практически не появлялся в японской анимации, не смотря на известную способность индустрии адаптировать практически любые исторические фигуры. Поэтому, биографическое аниме про Карла Маркса может оказаться неожиданной экзотикой на фоне бесконечных школьных будней, ояшей и исекаев.

Претенденты такого относительного интереса к Марксу и его трудам уже были. На русский язык, к примеру, переведена японская манга-адаптация основной книги Маркса «Капитал», изданная в 2008 году токийским издательством «East Press»[3]. На тот момент издательство успело довольно неплохо адаптировать многие книги, знаковые для мировой литературы и философской мысли: «Божественную комедию» Данте, «Войну и мир» Толстого, «Заратустру» Ницше и т.д. Главный труд Маркса был поставлен издателями в этот знаковый ряд.

Факт более-менее успешной адаптации «Капитала» показывает, что японским мангакам под силу даже такой титанический труд. Но, не менее колоссален труд русских переводчиков английского сканлейта. Появление очень сложного и объемного русского перевода на некоммерческой основе, как кажется, свидетельствует о некотором интересе к идеям Маркса у какой-то части российских анимешников.

От мангак, в весьма специфическом деле переложения идей Карла Маркса в изобразительный ряд не отстают западные комиксисты. В 2017 году московское издательство «Э» напечатало русский перевод полу-юмористической книги «“Капитал” Маркса в комиксах» Дэвида Смита и Фила Эванса[4]. Комикс, конечно, не манга, но читатели в России у книги определенно имеются, в противном случае ее издание не имело бы никакого смысла.

Однако задолго до комикс- и манга-версий «Капитала», в далеком 1991 году, тогда еще единое издательство «Прогресс», выпустило отечественный комикс с адаптацией книги друга и соратника Маркса – Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»[5]. Этот социально-исторический труд был написан по заметкам Маркса, обнаруженным Энгельсом вскоре после смерти его товарища. По этой причине, работа, все же может считаться совместным трудом Маркса и Энгельса. Впрочем, вопрос авторства, не главное для основной темы нашей статьи.

Комикс по этой книге, к сожалению, оказался показателем нереализованного потенциала для возможного появления русской монохромной манги. «Происхождение» напоминает мангу по выразительности черно-белой графики, тщательности рисунка, необычному на то время подходу к адаптации серьезных сюжетов. Помимо «Происхождения», издательство «Прогресс» выпустило только один комикс в подобной манере: адаптацию «Воспоминаний и размышлений» маршала Жукова. На этом короткая история монохромного комикса для 1990-х годов практически завершилась. В дальнейшем, немногочисленные российские комиксы более ориентировались на американские образцы, нежели на японскую мангу[6].

Итак, в 2019 году нас ждет аниме, в котором Карл Маркс обретет новую жизнь за пределами традиционных зон влияния порожденной им же идеологии. Окажется ли проект «Лидер» актуальным не только для китайских партфункционеров и секретарей по идеологии, покажет время.


ПРИМЕЧАНИЯ:


[1] Карл Маркс станет героем аниме (21.12.2018): https://vk.com/wall-9273458_144267


[2] В качестве такой карты можно использовать географический охват, приведенный в следующем новостном посте: «Стриминговый сервис Crunchyroll опубликовал топ аниме-сериалов за 2018 по странам» https://t.me/shikimori/18255


[3] См.: https://shikimori.org/mangas/12795-shihonron


[4] Смит Дэвид, Эванс Фил. «“Капитал” Маркса в комиксах». /Пер. с анг. Мадьяров З. – М.: Издательство «Э», 2017.


[5] Энгельс Фридрих. Происхождение семьи, частной собственности и государства. / Сценаристы: А. Орлов, А. Федулов. Художник: Н. Соколова. – М.: «Прогресс», 1991.


[6] В качестве исключения здесь можно назвать, пожалуй, екатеринбургскую художницу Neko, рисовавшую довольно интересную детскую фурри-мангу, но в цветном исполнении. См.: http://ru.wikifur.com/wiki/Neko_(художник)


Автор: Роман ВОРОНКОВ


взято: https://vk.com/@shikimori-karl-marks-teper-anime-pochti

с любезного разрешения автора

Показать полностью 3
17

СТРАШНО БЫТЬ БОГОМ

Откройте тетрадь, напишите три фразы:

Я хочу быть богом…

Нужно ли мне быть богом?..

Я уже бог…

Подчеркните подходящий вам, или важный для вас вариант. Закройте тетрадь. Далее перед вами лежит три дороги: (а) путь пустых и прекрасных фантазий, (b) путь полного отказа от божественности, (c) стезя самообожествления. Воля ваша, по какой стезе направиться и какую из этих дорог выбрать. Но, при выборе вариантов (a) и (c) никто не гарантирует вам положительный конечный результат, счастливую жизнь или спокойную смерть…


В глубинах подсознания человека обыкновенного крепко сидит желание быть кем-то очень значительным, безмерно влиятельным и бесконечно могущественным. Царем, президентом, сверхчеловеком… Или же – богом, существом, обладающим неограниченной властью и возможностями. Некоторые люди свое желание обратиться в божество практически никак не оправдывают. Для них – это просто фантазия, успокоение для измотанных суровой действительностью нервов. Но иные – подкрепляют свои эгоистичные стремления вполне благородными чувствами. Жаждой справедливости, к примеру. «Я очищу этот мир от человеческого мусора. Я сделаю его лучше и добрее. Я стану богом нового мира» – это моральное кредо Ягами Лайта, главного героя манги «Death Note» («Тетрадь смерти»). Молодого гения, мечтавшего преобразить прогнившее общество.

Меланхолично созерцая городской пейзаж из окна аудитории, Лайт случайно заметил падающую с неба черную тетрадь. Подобрав ее, он получил во владение мистический артефакт, позволявший уничтожить любого человека, стоило только записать его имя и обстоятельства гибели. Случайно найденная тетрадь смерти даровала Лайту возможность обрести неограниченную власть. Артефакт направил одаренного старшеклассника по пути, ведущему к его собственному превращению, но только не в бога, а в монстра.


Лист первый. И стали они как боги…


Миры, похожие на надломанные скорлупки грецких орехов неторопливо вращались вокруг друг друга, иногда чуть сталкиваясь, а в иной момент – удаляясь. Мир богов смерти, шинигами, и мир обычных смертных людей. Миры, бесконечно разные, но связанные одной судьбой...


В мире богов смерти страдал от скуки вечно ухмыляющийся шинигами Рюк, в мире смертных людей – изнывал от той же меланхолии семнадцатилетний Ягами Лайт. Вероятно, их встреча была кем-то предрешена, оброненная Рюком тетрадь намертво соединила бога смерти и человека, мечтавшего стать богом.

В этой связке не было доверия или взаимной симпатии. Каждый играл свою собственную партию и связке не суждено было превратиться в крепкий тандем. Рюк откровенно веселился, его безумно забавлял устроенный Лайтом круговорот человеческих трагедий. Он намеренно занял позицию наблюдателя, изредка подталкивая своего «друга» по направлению к самому «забавному» результату. Лайт – строил новый великолепный мир по принципу: цель оправдывает средства. Не считаясь с «производственными» жертвами и душами случайных попутчиков, избранных им в марионетки или определенными в расходный материал.

– Ты лучший из богов смерти виденных мной, – однажды, с ноткой невольного страха, сказал Рюк Лайту.

Заслуженный комплимент, особенно если держать в памяти особенности нечеловеческой физиологии шинигами. Прекращая жизнь людей, они продлевают собственное бытие. Но для Лайта, лишенного такой привилегии, построение улучшенного мира было главной цель всей жизни, ради воплощения которой он не жалел времени и затраченных усилий.

Шинигами Рюк поедал яблоки и забавлялся от души, наблюдая за развернувшейся перед ним «человеческой комедией». Лайт же упорно мостил благими намерениями дорогу к своей заветной мечте.

Лист второй. Сотворение кумиров


Прекрасный новый мир. Утопия без преступлений и войн. Дивная, золотая мечта человечества. Драгоценности сияют завораживающим светом. Золотая мечта – ослепляет. Но, червонное сияние неразрывно объединено с мраком и не бывает бескровных утопий.


Ягами шел к намеченной цели планомерно и методично. Он без всяких сомнений уничтожал расходный человеческий материал. Сначала преступников, чем заслужил зловещий авторитет, а также приобрел толпы благодарных и завороженных его мистической силой фанатов. «Кира», – так величали Лайта его поклонники по всему миру, выводя это прозвание из английского слова killer. Он сам был твердо уверен в своей божественности: бог нового мира, бог мира сего…

В своих «божественных» играх Кира – Лайт не полагался на одну лишь тетрадь смерти. Умелый манипулятор, он чужими руками уничтожил следивших за ним агентов ФБР, убирал всех, кто пытался раскрыть тайну личности нового бога, действуя через подставные лица и ловко управляя своими марионетками.

Влюбленная дурочка Аманэ Миса, очарованная Лайтом умница Киёми Такада, обожествлявший Киру, маниакально справедливый прокурор Миками Теру, – все они были для Лайта только исполнителями, фигурами на его шахматной доске. А фигурами, даже слонами и королевами, можно спокойно пожертвовать, отбросив их за ненадобностью.

Место противника Киры, по другую сторону шахматной доски, занял гениальный детектив L, человек не менее одаренный, чем Лайт. L обладал талантом просчитывать хитроумные комбинации Ягами и почти сорвал маску с лица Киры. Но даже этого гения Лайт ухитрился умертвить в ходе очередной «шахматной» партии, жестко сыграв на выбывание.

После смерти L уже никто не мешал Кире строить дивный новый мир. Официально занимая высокий пост в японской полиции Лайт, в тайне продолжал заполнять тетрадь смерти все новыми и новыми именами. В преобразованном Кирой мире преступность снизилась на семьдесят процентов, а все войны прекратились. Но, обновленный мир, более всего напоминал Чили после кровавого разгрома коммунистического правительства и прихода к власти генерала Аугусто Пиночета. Очевидцы вспоминали, что столица республики, Сантьяго, при суровом диктаторе была чистым, ухоженным и спокойным городом. Идиллии мешал только прочно укоренившийся страх в глазах обывателей.

Вселенная полна добродетелей, сошедших с ума. Жажда справедливости одаренного старшеклассника Ягами Лайта, обратилась, в итоге, в кровавую диктатуру самопровозглашенного бога.

Лист третий. Лже-бог поверженный


Разбитые статуи божеств, заросшие ядовитым плющом жертвенники, забытые алтари. Кумиры торжественно низвергаются с пьедесталов, или тихо исчезают в небытии, освобождая место под безжалостным солнцем для новых идолов и героев.


Падение лже-бога Киры началось не в тот роковой день, когда наследники покойного L окончательно загнали его в угол. И даже не в час первого убийства невинных людей, совершенного чужими руками. Для Лайта длинная спираль падения закрутилась в ту минуту, когда он вписал в тетрадь имя первого преступника. Дальше он только спускался по этой спирали все ниже и ниже, искренне думая, что воспаряет в божественные выси. На ведущем вниз пути, Лайт разрушил свою семью, перешагнул через смерть отца и предал двух влюбленных в него женщин. Убийство вообще схоже с предательством. Единожды предавший, предаст второй и третий раз. Безнаказанно убивший предает самого себя: он будет убивать, пока не обратится в монстра.

Противники Киры – L, и его наследники Ниа и Мэлло не были ангелами или святыми, они даже не отстаивали какую-то конкретную религиозную или светскую мораль. Мэлло вообще презирал правила и общественные условности. Важным для них было защитить не моральные принципы, а мир людей, наделенных свободной волей. Волей, применяемой как для добра, так и во зло, но только по собственному желанию человека. Лучезарная мечта Киры превращала этот мир во вселенную добровольно-принудительной этики, навязанной богом-диктатором, зацикленным на репрессиях и кровавых чистках.

Изначально дарованной ему свободой выбора воспользовался сам Лайт, вступив во владение тетрадью смерти. После гибели первого преступника он мог отказаться от небезопасного артефакта, и забыв все случившееся, дальше жить жизнью обычного школьника. Но, Лайт без всяких сомнений и угрызений совести продолжал заполнять пустые страницы жуткой тетради.

Человек, сделавший какой-либо выбор, должен помнить об ответственности и последствиях. Ягами Лайт прекрасно осознавал ответственность своего выбора, но о всех его последствиях он, как кажется, не задумывался вовсе. Иначе, падение Киры не стало бы разительно напоминать ехидный стишок:


Кумир низверженный лежит,

Он пал, он пал, он низко пал.

Мы для того и строили

Повыше пьедестал.


Пойманный в устроенную Ниа ловушку, Лайт произнес пафосную речь, в уверенности, что противники скоро умрут и в очередной раз унесут его тайну в собственную могилу:


– Я – Кира… Это нынешняя реальность. Теперь Кира закон. Кира олицетворяет справедливость. Бог нового мира… Мир все еще несовершенен. В нем все еще много людей, заслуживающих уничтожения. Это не случайность. Это все из-за существования преступности в этом мире. Люди гонятся за счастьем и они имеют на это право. Однако счастье недостижимо, пока есть те, кто мешает. Когда я впервые взял тетрадь в руки. Нет, раньше… Я понял: мир разрушается из-за преступности. Зло порождает еще худшее зло... Теперь мир изменился и люди стали более способными к доброте. Но те, кто так и не отказался от зла, не достойны жить…

Однако весь этот пафос «бога нового мира» мало тронул Ниа. Этот маленький странный социопат уже давно оценивал Киру предельно реально. Как опасного маньяка, обладающего самым мерзким оружием массового уничтожения в истории.

И лже-бог пал. Загнанный в угол, проигравший последнюю партию с Ниа, раненный Кира принял смерть с истошным криком: «Я не хочу умирать!». Невдалеке от тела мертвого бога нового мира меланхолично перебирал свои игрушки скрюченный Ниа, растерянно молчали обескураженные полицейские, забившись в угол рыдал в истерике, потерявший своего идола Миками Теру.

Шинигами Рюк ухмылялся, раздвинув зубастый рот почти до ушей. Веселье кончилось, для него вновь наступали скучные будни…

В самом начале схватки с Кирой, L самонадеянно произнес: «Справедливость восторжествует». Эти слова казались пророческими, подтвердив правоту одного древнего изречения. «Взявший меч, от меча и погибнет».


Внимательно прочитайте название на обложке. Откройте тетрадь. Напишите две фразы:

Я принимаю условия и вхожу во владения тетрадью…

Я отказываюсь от владения артефактом…

Подчеркните подходящий вам, или важный для вас вариант. Закройте тетрадь. Мы не указываем, а только рекомендуем. Воля ваша, какой путь избрать. Но, напоминаем: при выборе первого варианта, готовьтесь взять на себя ответственность, без всякой гарантии на счастливый исход….



Автор: Роман ВОРОНКОВ


взято из: https://t.me/crowtengu_anime

со ссылкой: https://vk.com/@shikimori-strashno-byt-bogom


с любезного разрешения автора


В оформлении статьи использованы арты Takeshi Obata

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!