Серия «Картины советских художников»
А.Герасимов. Первая конная армия. 1935
Полотно – многофигурное. Правда, не видя его, смущает, название: «Первая конная армия». Невольно представляется конница – в походе или атаке. На картине же – армейские военачальники: командиры корпусов, дивизий, комиссары. Всего 45 персонажей. Отбор их, надо полагать, был жестким, сам Ворошилов контролировал список, согласовывал его со Сталиным. Кстати, на картине изображен и сам вождь, хотя кавалеристом он не был, но был почетным красноармейцем Первой конной армии.
Завершив эскизы, Герасимов стал размещать персонажи на холсте. И тут началось: каждому фигуранту хотелось оказаться ближе к центру, где – Сталин. Тогда Ворошилов предложил поставить крестик на том месте холста, где каждый хотел бы себя видеть. Если место занято, ставь крестик дальше.
Картина получила одобрение партийного руководства и вскоре (в 1937 году) была выставлена на Всемирной художественной выставке в Париже. Произвела она грандиозный успех и была удостоена гран-при. Это ли не победа?! Но радость Герасимова была недолгой. Пока шла выставка центральная фигура композиции – дивизионный комиссар Константин Озолин (стоит у стола) был расстрелян, и картина стала "неполиткорректной".
Что делать? Соскребать, записывать фигуру? Герасимов не стал портить полотно, просто убрал его под ковер в гостиной. Тем более что ненужными персонажи становились один за другим: кроме Озолина еще 12 человек. Вот чем обернулись для них символические крестики!..
Почти двадцать лет картина «Первая конная армия» обитала в подполье. Выставлена она было только после развенчания культа личности Сталина и реабилитации невинно репрессированных.
В голубом просторе
Ученик и преданный друг А.И. Куинджи, пейзажист и анималист, академик живописи, А.А. Рылов приобрел к 1917 году широкую известность, а его творчество было чрезвычайно востребовано на художественном рынке. Постоянно получая заказы на небольшие пейзажи «с водой», чайками, березами и «бурными днями», которые раскупались «на корню», Рылов дневное время отдавал работе, а по вечерам посещал концерты. Немногие свободные часы «во время всех тревог, волнений войны и революции… сумятицы, бестолковщины и разрухи» художник проводил в Эрмитаже, словно прощаясь с ним. Созданное в 1918 году полотно «В голубом просторе» было с успехом показано на 1-й Государственной свободной выставке произведений искусства в Петрограде в 1919 году. Критик А.А. Фёдоров-Давыдов писал, что в этой картине Рылов выразил «ощущение вырвавшейся на свободу жизни», «свое личное жизнерадостное состояние» – как и состояние многих своих собратьев по искусству, «потому, что естественные для 1917 года переживания тревоги, напряженности, ожидания и нервозности разрешились как бы вздохом облегчения». Дальнейшая судьба этой, в сущности, камерной картины, написанной под влиянием скандинавского модерна и Николая Рериха, парадоксальна. Отсутствие шедевров, вдохновленных большевистским переворотом, ставило советских историков искусства в неловкое положение, и картина Рылова оказалась единственным произведением, которое можно было, пусть с натяжкой, представить как отклик (причем позитивный) на Октябрьскую революцию. Других работ, созданных в 1917–1919 годах, просто не существовало – все революционные картины появились после 1920 года. «В голубом просторе» традиционно начинала экспозицию советского искусства Третьяковской галереи, но, тем не менее, эта картина создавалась вовсе не как гимн революции.
Во время поездки на Каму в 1911 году Рылов увидел прекрасных белых птиц и загорелся желанием написать их. «Несколько лет я держал втайне идею картины летящих лебедей... Громадные птицы парящим полетом снизились к самой воде и, сравнительно легко врезавшись в гладь речную, поплыли к нам», – вспоминал художник. Самих лебедей он писал, используя большое чучело, найденное в мастерской чучельника. С его помощью мастер изображал разные ракурсы полета птиц, соединяя эту работу со своими натурными впечатлениями.






