Я был командиром RC-135
Интервью с пилотом RC-135: Шпионские полеты Холодной войны
RC-135 тихо и незаметно подглядывает за противником и меняет историю нашего мира уже в течение 60 лет. Капитан Роберт Хопкинс летал на RC-135 в самый напряженный период Холодной войны.
Он, презрев опасности, отважно выполнял свои задачи даже во время перехвата его самолета советским МиГ-31 и в условиях прочих угроз, связанных с его полетом, продолжал вести радиоразведку и сбор информации, представлявшей исключительную важность как для президентов США, так и для американских генералов.
Мы встретились с Робертом и, в ходе последовавшего интервью, он рассказал нам подробности своей службы на RC-135 и на других разведчиках ВВС США.
Роберт, назовите самое лучшее качество RC-135
Это лотерея, в которой каждый билет выигрышный: Этот самолет выполняет самые важные и ответственные задачи в мире, а его экипаж комплектуется лучшими людьми нашей планеты. Такие люди естественным образом притягиваются друг к другу.
Расскажите о своих первых впечатлениях от RC-135
Я увидел RC-135 на авиабазе Оффтат, это было в начале 1970-х. В то время я был учеником старших классов средней школы в пригороде Белвью, штат Небраска. Больше всего мне нравился RC-135U Combat Sent («Боевая отправка») имевший обтекатели, которые мы называли «Кроличьи уши» и «Щеки». Выглядел он предельно круто, и поразил меня до глубины души. Для впечатлительного подростка, каковым я был в то время, этого было более, чем достаточно.
Когда в 1987 году я прибыл на авиабазу Эйлсон для прохождения службы в качестве второго пилота, я увидел на стоянке RC-135S 61-2663 и был просто потрясен невероятным объемом ответственности, которая ложилась на плечи каждого члена экипажа во время службы на этих самолетах. Я должен был стать частью команды, летавшей на самолете, оборудованном невероятными средствами технической разведки.
Вылетать мы всегда должны были немедленно на основании уведомления, содержавшего требование разведки региона с нестабильной политической и военной ситуацией, и выполнять задачи настолько важные в государственном плане, что результаты наших вылетов докладывались на совещаниях, проводимых на высочайших правительственных уровнях.
Я также влюбился в черное крыло, которое и до сих пор сохраняется на моделях С и В как символ важности выполняемых RC-135 задач и как часть истории этого самолета».
Расскажите мне что-нибудь такое, чего я не знаю про этот самолет
Несмотря на то, что RC-135 длительное время ассоциировался с 55 авиакрылом, располагавшимся на авиабазе Оффтат, в начальный период службы этого разведчика задачи для него разрабатывались в других частях.
Первый разведывательный вылет RC-135 совершил 30 октября 1961 года. Это была оперативно выполненная модификация JKC-135A SPEED LIGHT-ALPHA (бывшая летающая лаборатория, переделанная в разведчика).
Задача вылета – слежение за проводимым Советским Союзом термоядерным взрывом на острове Новая Земля. В этот вылет самолет полетел с экипажами заправщиков САК (Стратегическое авиационное командование) (за этим вылетом последовали и другие).
Экипажи комплектовались из эскадрилий заправщиков. Последующие разведывательные вылеты RC-135 выполнил в январе 1962 года, это был переделанный KC-135A NANCY RAE, экипажи были набраны с авиабазы Райт-Паттерсон, вылеты производились с авиабазы Шемья, штат Аляска.
Позже этот самолет получил индекс JKC-135A, и, далее, стал именоваться WANDA BELLE (Ванда Белл), и, в конечном итоге был переделан в RC-135S RIVET BALL (букв. Шариковая заклепка).
В декабре 1962 года на авиабазе Эйлсон к этому самолету присоединились 3 KC-135A-II OFFICE BOY (курьер), выполнявшие задачи радиоэлектронной / радиотехнической разведки.
В начале 1963 года все три самолета модификации SPEED LIGHT находились на авиабазе Оффтат и были приписаны к 34 эскадрилье самолетов-заправщиков, однако, в это время в 55 стратегическом разведывательном авиакрыле все еще использовались RB-47, данное подразделение располагалось на авиабазе Форбс, штат Канзас.
55 авиакрыло получило свои первые RC-135 после перебазирования в 1966 году на авиабазу Оффтат. После перебазирования оно получило RC-135B / BIG TEAM. Количество разведперсонала САК достаточно небольшое, экипажи служили на борту обоих самолетов (как и я).
Для 4157 стратегического авиационного крыла (позднее, ставшего 6-м стратегическим авиакрылом/стратегическим разведывательным авиакрылом), предметом в некотором смысле гордости было то, что первые разведчики RC-135 (особенно, те, которые были переделаны из заправщиков – т.е. RC-135S и KC-135A-II) не были приписаны к 55 стратегическому авиакрылу. Все в отличном настроении, пока не заправляются «дУхами» (игра слов в англ. языке).
Почему это так важно?
Флот разведчиков RC-135 (и предшественников этого самолета) был принят на вооружение в качестве инструмента стратегической разведки мирного времени, и выполнял разведывательные вылеты в рамках Программы воздушной разведки в мирное время (PARPRO).
Данный самолет выполнял 2 роли: обнаружение заблаговременных приготовлений к любой планируемой атаке по США и их союзникам, и сбор разведывательных данных, имеющих наиважнейшее значение для САК (Стратегическое авиационное командование), чтобы САК и его преемники с помощью этих данных смогли выполнить единый комплексный оперативный план (SIOP), являющийся сердцем «Устрашения».
С момента операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне», проведенных в 1990/91 гг., важность задач, выполнявшихся разведчиком RC-135 V/W RIVET JOINT (Заклепочное соединение) померкла в свете смещения фокуса внимания на «оказание поддержки истребителям» в, судя по всему, бесконечных конфликтах в Афганистане, Ираке и Сирии, а также, на поддержку борьбы с наркотрафиком в странах Карибского бассейна и Центральной Америке и на события в Северной Корее и в Южно-Китайском море.
Сейчас становится все сложнее и сложнее разделять функции мирного и военного времени, особенно, когда новые технологии меняют рабочую среду и платформы, на которые устанавливается разведывательное оборудование.