174

Ответ на пост «Книги СССР: "Хоббит" Беломлинского»

Не поверите, но вот только на днях пришла посылка с этой книгой))) не стал гоняться за старыми изданиями, эта выпуска 2014 года) иллюстрации от этого хуже не стали))))


Разблокировано воспоминание, спасибо @Manasypow))) Флэшбеки так и искрят)

Я помню моё первое знакомство Толкином (он был Толкиеном в моём детстве). В поисках фантастики пришёл в школьную библиотеку, фентези тогда толком ещё не было у нас, а основные столпы были прочитаны не по разу. И Алла Александровна мне предлагает какого-то Хоббита... Глянул, книга небольшая, прочитаю быстро, жаль, но на безрыбье... Дошёл до дома, вечером начал читать и обомлел... Я ничего подобного не читал никогда!!! Вроде сказка, а вроде ж всё серьёзно! За отведённые 10 дней, я прочитал её дважды! Потом я оббежал все книжные в городе - нигде нет! Я поднял на уши всех знакомых - ни у кого нет... Мне нужна была СВОЯ книга, потому что это было окончание года, надо было готовиться к каким-то промежуточным пробным экзаменам в школе, в музыкалке были годовые экзамены, а думать я мог только о книге! Магазины не хотели привозить или говорили, что привезут, если есть на складе... С тех времён, видимо, большая часть людей так и работает - на отвали... Но не суть! Потом были ежемесячные набеги на центральную библиотеку, где был всего один экземпляр, который каждые 2 недели перекочёвывал ко мне в рюкзак)))


В 2023 году, наверно, некоторым людям и не понять, в чём проблема найти книгу? А проблема была. В моём районе было 3 книжных: один старейший магазин, но там, в основном, была учебная и классическая литература. Сегодня там, конечно же, есть и Лукьяненко, и Толкин, но раньше туда ходили за контурными картами, серией "Я познаю мир" и миллиметровкой))) 2 других - это обычные отдельчики в бывших продуктовых магазинах, ассортимент их составляли, в основном, любовные романы и российские детективы, было немного авторов про теории заговоров, различные трактовки истории и пр. Для детей в этих отделах были только книги из серии "Детский детектив", коими и я зачитывался в 90-е))) Но и от этих частных отделов я так и не дождался Толкина. В других районах ситуация была не лучше, даже в самом большом и старейшем двух этажном магазине города...


Подобное собрание можно найти на Озоне тысяч за 80-100, в моей библиотеке штук 50 точно наберётся)))

Но, напомню, это 1998 год, год рассвета в нашем регионе группы "Король и шут", до нас добрался их "Акустический альбом", а с ним и "Камне по голове", и "Король и Шут". К чему, казалось бы, это я?) Дома с детства была хорошая музыка, помимо старой хорошей советской музыки, папа слушал Высоцкого, мама же Джо Дассена, Шарля Азнавура и других французских шансонье, я со второго класса начал заниматься в музыкалке по классу фортепиано - вкус в музыке в нашей семье был, пластинки с популярными исполнителями тоже периодически покупались. Благодаря утренним (да и не только) программам на ОРТ/1 канале я узнал Шевчука, Алису, Воскресенье, Кино, раньше частенько показывали живые концерты. Там же я узнал о таких группах, например, как Свинцовый туман, Манго-Манго и другие, чуть позже пришла волна рокопопса, но не о нём разговор. На почве хорошей рок-музыки и в поисках послушать что-то новое из русского рока (к зарубежному року я, к сожалению, пришёл чуть позже), я сдружился с пацанами из параллельного класса - эти уже вовсю знали и о КиШе, и о Толкине, само собой, играют в какие-то настолки и прочее - целый новый мир для меня!!. И вот один из них рассказывает, что есть же ещё Властелин колец, 3 тома!!! Господи, да для меня бОльшим потрясением в жизни было только то, что по нему потом начали снимать кино))) И вот я лечу домой с 2 новыми для меня кассетами КиШа и первым томом Властелина колец! По пути были муки выбора - первым делом послушать или почитать?! Толкин победил, так как утром дорога в школу была всегда с подаренным сестрой на ДР кассетным плеером AIWA))) В общем, ближайший месяц я успел перечитать книгу раза 3-4, и батя, тоже любитель почитать, успел разок, пока я ездил в музыкалку))) Потом, с появлением в нашей семейной библиотеке фентези, были постоянные бои за новые книги))) Все мои тетрадки были исписаны и изрисованы не только названиями любимых групп, но теперь и рунами, картами Средиземья, рисунками Одинокой горы и драконами... Это было 25 лет назад...


А позже, уже в 9 классе, когда я уже был "посвящён" в компанию этих пацанов, прочитав все 3 тома, они позвали меня в соседний город на турнир к толкинистам...))) Там был совершенно другой мир, совершенно другие люди - не было гопоты, подавляющее большинство толкинутых было начитанными, эрудированными, разносторонними, они слушали мою музыку, они показали мне новые группы со всего света, они сподвигли меня научиться играть на гитаре! В той же компании я встретил девушку, покорил её качествами, описанными выше, моими познаниями мира Средиземья, а ещё умением сыграть почти любую песню из репертуара любимого мною тогда ДДТ))) Она мне тогда подарила на ДР видеокассету с анимационным Властелином колец 1978 года. Эта девушка была моей первой серьёзной любовью...

Но, как говорится:


PS: Как и многим "детям 90-х" мне раз и навсегда понравились Звёздные войны, Властелин колец, Стар Трек. У меня на полке стоит Бэтмен образца Майкла Китона, Дарт Вейдер, Сокол Тысячелетия, USS Enterprise, из новых есть Железный человек, Ракета, Звёздный Лорд, Кайло Рен, но особое место теперь занимают на днях приобретённые Хоббит с иллюстрациями Беломлинского и трилогия Властелин колец, за вариантом которой я долго охотился, потому что именно такие книги были когда-то и у меня))) Теперь они занимают почётно место среди VHS и графического романа "Хоббит".

Моя прелесссссть...!

PPS: за всю жизнь я прочитал, наверно, все варианты перевода Хоббита и ВК - Торбинс, Беббинс, Сумникс))) От того мне было несколько весело наблюдать за маленькими фанатами Гарри Поттера и Злодеуса Злея, который оказался Добреусом Добреем, в итоге)))

Показать полностью 7
713

Книги СССР: "Хоббит" Беломлинского

Давно-предавно, в 1996, случилась прогулка, октябрьская прогулка вдоль реки Большой Кинель, текущей у моего родного Отрадного. Осень стояла красивая, прозрачно-охряная и стало серой позже. И...


- Жил-был в норе под землёй хоббит (с) Дж. Р. Р. Толкиен («Хоббит или туда и обратно»)… Открывая в девять лет эту сказку, не знал, насколько сильно она отразится в моей жизни. А Средиземье подтолкнет писать сказки для взрослых фэнтези.

Финист Ясный Сокол и Картаус-Рыжий Ус, «После дождичка в четверг», «Раз, два – горе не беда». В детстве эти фильмы были почти непревзойденными, пока не заработали видеосалоны, показавшие мне Конана-варвара в виде Шварценеггера. «Волшебник Изумрудного города» и его продолжения долго не сдавался, несмотря на вполне хороший выбор литературы в позднем СССР и даже Алисе Селезневой не удалось.... Пока...

Такой же осенью, как в 1996-ом, но где-то 1989-го, в руки попалась она. Она была доброй и грустной, светлой и немного тёмной, а ещё прятала в себе осень.
Жанр фэнтези для меня - та самая осень, дорога. лежащая перед самыми неожиданными попутчиками, тени заброшенного замка некроманта, подковы Плотвы, гулко стучащие по лесным тропкам, ведун Анжей, ищущий Ужас, прячущийся где-то в старом-недобром королевстве и совершенно неуловимая магия самого осеннего времени увядания и такой красивой, но грустной зимней то ли спячки, то ли что похуже. А началось всë с не, с истории Бильбо.

И, да - и даже Алисе Селезневой не удалось сломить любовь к странным сказкам без колобков, Кощеев Бессмертных и Ильи Муромца с братцом Иванушкой.
Это смогли сделать, в восемьдесят девятом или девяностом, «Калевала» с иллюстрациями Кочергина и «Хоббит», где Беломлинский создал свой мир, ничуть не смахивающий на весь последующий пафос Джексона или даже работы Гильдебрандтов по миру Толкиена.

Она попалась мне на глаза в детской библиотеке. Стояла на стеллаже новинок, краснея жилетом Бильбо и темнея крайне паскудно смотрящимся драконом. Так и чуялось в змее злокозненность, коварство и неукротимая злоба. Ну, и как тут было пройти мимо?!

…Жил-был…

Первая запись за поведение, сделанная в дневнике нашей Ниной Георгиевной, появилась благодаря битве Пяти армий и переживаниями за судьбу гномов и хоббита. На странице 232 книги, изданной «Детской литературой», где сходились в битве люди, гномы и гоблины, где гномы Деина сплошь обулись в железные башмаки, лица их были суровы, а боевые мотыги заточены, я и попался. Вместо изучения минералов согласно учебника «Природоведения», меня интересовал лишь факт победы, а о Беорне и орлах тогда не подозревалось.

Нина Георгиевна прижала страницу пальцем и протянула руку за дневником. Дома ругалась мама, отец смотрел сурово, но как-то без азарта, и, что важнее, книгу не забрали. В конце, в приписке, упомянули «Властелин колец», но оно как-то выветрилось, ровно до 92-го года, когда «Хранители» оказались в школьной библиотеке.

«Хоббит» и Беломлинский оказались волшебным сочетанием, ставшим по-настоящему ощутимым, куда там большинству книг, прочитанных до и после. Средиземье, осеннее и серое, именно серое с редкими проблесками золотой осени, казалось настоящим. Даже полностью прочитанный к шестнадцати годам «Властелин колец» не казался настолько реальным.

Мы только-только пошли в одиннадцатый класс. На дворе стояла прозрачно-пронзительная осень девяносто шестого, мир пах листвой, созревшими и сладкими, как поздние яблоки, одноклассницами, надеждами на будущее и, немножко, сигаретами «Пётр Первый». Мама купила с рук, для меня, довольно смешную куртку, сразу на глаз определив нужный размер. Натуральная замша и вязаные, в клетку, рукава. Она мне не нравилась, но деваться было некуда. Денег в конце девяностых у нас не водилось, мама преподавала, росла сестренка, а я был дурак дураком. В куртке был главный плюс – в ней не было холодно, когда застегивался и не жарило, если нараспашку. Когда мы с Диманом поперлись на осеннюю речку, это оказалось весьма кстати.

Никогда и нигде больше такого чувства ощущения осени не было. В девяносто шестом, уйдя побродить по берегу нашего Кинеля, вдруг вспомнил Бильбо, гномов, Одинокую гору и остальное. Повернул голову, рассматривая уже совсем яркую алую рябину и зацепился взглядом за две вещи: паутинку, несомую ветром и какой-то огрызок сломавшегося карагача. И все.

Настоящая золотая осень вроде как в Канаде, в ее кленовых лесах, тянущихся на мили. Или в Карпатах, распускающихся всеми оттенками желтого и красного, золотого и рубинового, охры и сурика. На край, в Жигулях, у Каменной Чаши или Царева Кургана, да-да. С чего бы золотой осени случится вдоль берега небольшой речушки, бегущей из степи к Волге? А вот так…

Темнеющий пень, торчащий огрызками, стал орком. Паутина, замерев на мгновение, превратилась в хищные нити Зачарованного леса. Тропинка, убегающая вперед и прячущаяся под листьями, оказалась протоптанной не рыбаками, еще ходящими на рыбалку, а всей компанией, идущей на Смога.

Через пару лет, обув кирзовые сапоги, когда думать стоило о простых вещах с решениями, «Хоббит» догнал в самый, казалось, неподходящий момент: на марш-броске со станции «Ахтырская» и до учебного центра нашего оперативного полка.

Мы шли совершенно серой весной девяносто девятого, только-только вернувшись с Дагестана, мокрые от пота с моросью, а слева от дороги, начинаясь сразу за станицей, поднимались сопки. Самые настоящие, пока еще совсем не зеленые, сопки, своей серой весной похожие, один-в-один, на холодную осень Средиземья и дорогу к Одинокой горе. Самое смешное, что рисунки Беломлинского, где гномы на пони едут по лесу, вспомнились сразу.

Много лет спустя мы купили именно это самое издание, за какие-то смешные деньги, вдруг обнаружив на рынке контейнер букиниста. И, глядя на Бильбо-Леонова и на страх какого коварного подонка Смауга, стало ясно – эта сказка никуда не ушла. Как и любая, по-настоящему, хорошо рассказанная история.

П.С-бонус и совершенно ошеломительные работы Романа Писарева, сделанные как раз к "Хоббиту". И, да: вот это и есть работы художника, а не артера, прости Господи.

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!