Гвай -- то чего не может быть: монстры, мутанты, аномалии…
Итак – гвай [怪 (guài)]. Что такое гвай, чем он отличается от всех остальных? Если вкратце – гвай это то, чего не может быть. Мы уже узнали как существа становятся мо, цзин и яо, узнали как подняться до местного шэнь, а то и шэнь-небожителя, и докатиться до одного из слуг Ада. А откуда берутся гвай? Как они появляются? Еще в начале я писал: "Заводятся самыми разными способами – от «такой уж народился» до проклятия. Эти существа изначально нелюди". Но главное – здесь в отсутствии изначально осознанного выбора.
Вспомним, что у китайцев есть две стороны бытия: Гармония и Хаос. Всё живое содержит в себе зачатки того и другого. У человека их примерно поровну, но духовный рост может привести к сознательному выбору в сторону Гармонии, а безудержная жестокость и следование животным позывам – подтолкнуть к тому, что человек сам сделает сознательный выбор в тсорону Хаоса. Цзин в этом плане мало отличаются от человека. Мо – существа сделавшие осознанный выбор в пользу Хаоса. Яо имеют печать хаоса, превратившую их в энергетических вампиров, но осознанный выбор в пользу Гармонии и постепенное очищение для них тоже возможно. У гвай – свои отношения с хаосом. Остальными существами можно осознанно или не осознанно стать Гвай жеможет только получиться или завестись, потому что каждый из них результат какого-то события: местного роста влияния хаоса, ошибка природы, сбой в потоке духовной энергии по жилам дракона, случайная мутация, абберация в развитии, результат воздействия случайного скопления энергии в каком-то месте на эмбрион в утробе матери – или на живое существо. Их сущность – искажение самой реальности, случайное и местное проявление Хаоса. Гвай – всегда абберация, то чего не может быть – и то, что не может появиться само, из следования законам природы. Поэтому каждый гвай по своему уникален, но все они – живые проявления абсурда и нарушения естетвенного порядка.
Множество гвай не имеют постоянного облика, и свойств окружающей среды и наблюдателя. Некоторые из них имеют ядро [核 (Hé)] – предмет на котором накопилась энергия Хаоса, приведшая к появлению гвай. Большинство из них – неразумно, инстинктов у них тоже есть, только какой-то отпечаток рожденный из хаоса которому они следуют в поведении и проявлениях. Но даже этого может не быть. Камень принявший форму лица, ручей, текущий вспять – это тоже гвай, но разума и даже поведения там тоже нет. Они просто существуют.
Гвай чувств (感乖, Gǎn guāi)
Первая группа гвай, которую стоило бы описать – это гангвай, гвай искажающие чувственное восприятие. Собственной формы у них нет, это призрачные, бесформенные, чисто энергетические существа, кормящиеся духовной энергии попавших в них людей. Если удобно – можете их представить как здоровые, нематериальные и призрачные амебы, изменяющие восприятие всех людей поблизости и вызывающие этим дезориентацию и ужас, которые приводят к выбросу столь желанной монстру ци. Мозгов у них –ну примерно как у амебы, есть просто инстинкт ползти куда-то, к ближайшей разумной жизни.
Первый тип таких гвай – это шигвай (视乖, Shì guāi), гвай зрения. Все они плетут какие-то иллюзии, порой очень сложные. Например, есть шигвай, дающие ложную надежду, отражение того, о чем мечтает оказавшийся в беде человек – но это ложная надежда, которой не суждено сбыться, и ложность надежды породит отчаяние, которым и покормится гвай. Бредущий по пустыне путник, ставший жертвой шигвай, увидит оазис, который окажется краем обрыва. Ужас падения даст корм гвай. Рулевой тонущего корабля увидит остров и гавань – вот только вместо гавани там окажутся скалы или рифы – и ужас гибнущих моряков даст корм этому монстру. Твари попроще будут запугивать просто иллюзиями: человек, боящийся пламени, увидит, что он оказался в середине лесного пожара; человек боящийся змей или пауков обнаружит, что он окружен ими. Они, да и другие гангвай чувствуют и усиливают страхи человека сделав его лёгкой добычей других существ – или просто будут кормиться его непониманием, ужасом и страданием. Другие гвай этого типа искажают восприятие конкретных предметов: они могут заставить человека увидеть на месте безобидного зайца – покрытого кровью монстра, или же превратить ядовитую змею пригревшуюся на камне в дивный цветок, который любопытный пожелает сорвать – и осознает, что в него впились клыки. И то и другое даст корм монстру. Шок от увиденного или ужас и страдание подкормят гвай. Подобные шигвай могут «прилипать» к человку и следовать за ним целыми неделями, заставляя сходить его с ума от недоверия собственным глазам, и кормясь, кормясь, кормясь. Третьи из шигвай, могут внезапно украсть у человека зрение или восприятие каких-то (а то и всех) цветов, оставив ему лишь черно-белое зрение, или же окрасить всё в один свет. Дискомфорт, страх и растерянность покормят этих гвай.
Второй широкий тип гонгвай – это гвай слуха [听乖 (Tīng guāi)], тинггвай. Эти паразитируют на искажении звука. Какие-то из них мастерски подражают голосам.Кто-то из таких могут звать голосом ребенка, просить о помощи, заманивая в ловушку. Другие могут нашептывать тихие, навязчивые, безумные мысли, тихо шепча в ухо – целыми днями и ночами, пока жертва не сойдет с ума. Третьи искажают смысл произносимых и слышимых слов – и вот уже человек слышит оскорбления вместо слов любви или угрозы убить вместо просьбы о помощи. Такие сеют раздор и непонимание между близкими людьми, кормясь с этого. Самые сильные тинггвай управляют всеми звуками вокруг, создавая зоны полной тишины в шумном городе, там где нет звука вообще, и никто никого не слышит –или же заполняют какие-то места – от комнаты до площади, невыносимой какофонией или грохотом, сводящим с ума.
В принципе все органы чувств могут стать объектом воздействия подобных гвай. Гвай запаха могут заставить прекрасный сад или цветы пахнуть гниющим мясом, а болото – запахом свежего хлеба, сбивая путников с пути, ну или наслать на человека присутствие невыносимой вони, сводящей его с ума. Гвай осязания могут наслать на человека самое неприятное на его памяти тактильное восприятие, усилив его до всего тела – и человек почувствует, будто бы по нему ползают насекомые, или его обливают кипятком, или образ того, что он тонет в болоте – и кормиться, пока человек в ужасе и страдании катается по земле или пытается стряхнуть с себя несуществующих насекомых. Гвай вкуса может заставить всю еду и воду казаться омерзительной на вкус, словно бы уксус или помои. Такие гвай тоже «прилипчивы» и могут подолгу изводить одного челоека.
Гвай забвения [忘乖 (Wàng guāi)] - вангвай
Они рождаются там, где что-то было утрачено, забыто или уничтожено. Это может быть что угодно – человек, место, событие, сгоревший дом, заброшенная деревня, высохшее русло реки, забытая традиция или ремесло. Тоска тех, кто утратил, накладывается на случайные колебания хаоса, порождая странное. Воспоминания тех, кто помнит то, что исчезло, помаленьку кормят этого монстра, спящего в своей колыбели, там где было то, что исчезло. А потом люди забывают – или умирают, и существо потерявшее корм пробуждается…
Вангвай подобны гангвай, у них нет ни тела, ни облика, они чисто энергетические существа, влияющие на тех, кто попал в их объем. В отличии от ганнвай они редко кочуют, оставаясь в основном на месте рождения. На тех, кто зашел в них накатывает тоска по чему-то неузнаваемому, какая-то пустота в памяти, чувство того, что ты забыл что-то важное, но что это было – уже не вспомнить (ведь жертва чаще всего и не знала этого), незнакомые места начинают казаться знакомыми, а знакомые – чужими. А дальше – уже с зависимости от того, каково событие, породившее этого гвай. Вангвай родившийся в заброшенной деревне, брошенном доме, забытом и рухнувшем храме может вызвать чувство потерянности, потерю ориентации, и вынудить путников долгие часы бродить вокруг этого места, порой – пока они не выбьются из сил. Вангвай родившийся из забытых воспоминаний и невыполненных обещаний умершего не там человека, полного сожалений, может начать похищать память прохожих, кормясь ею. Те могут забыть лица близких,свое имя, важные события. А если кто-то попадет под долгое влияние этого существа – к примеру путник, из-за болезни оставшийся поправляться у его обиталища, может забыть вообще всё, вплоть до уничтожения личности. След-отпечаток умершего в тоске, не в то время и не в том месте, человека, его признания, которые не были сделаны или он не услышал, извинения, которые не прозвучали или не были услышаны, правда, которую утаили может породить другого монстра. Такой вангвай может принимать облик или создавать иллюзии теней, шепчущих чужими голосами то, что не было сказано, или вызывать чувство вины или сожаления у тех, кто что-то не сказал – или всю жизнь ждал, что это скажут. Главная проблема этих гвай – они и сами не помнят точно, что их породило, и их цель – узнать это. Если кто-то узнает, поставит памятник, узнает правду и расскажет легенду, проведет праздник в честь забытой традиции, отыскав его в старой книге, и люди осознают, что в этом месте было или происходило нечто важное – гвай рассеется, счастливый и удовлетворенный. Правда у таких гвай может быть ядро – предмет, связанный с событием, уничтожение которого уничтожит и монстра.
Гвай-последствия [果乖 (Guǒ guāi)] – гуогвай.
Гуогвай рождаются в момент, когда энергия какого-то эмоционально значимого события, например глупой и трагической гибели человека, произошедшая не в том месте, не в то время. Примером такого гвая является мост-гуогвай из легенд провинции Юньань. Мост строил мастер, решивший сэкономить на материалах. Сколько то времени мост простоял – а потом рухнул, в процессе погиб ребенок. Мастер был в горе, его грызла совесть и он решил восстановить мост. Но духовная энергия ужаса и мучений ребенка, потрясенных зрителей, ужас чудом спасшихся людей, шедших по мосту, и муки совести мастера отразились на мосту. Мастер начал восстанавливать мост, но мост «плыл» - камни смещались в сторону искривляя его в уродливую форму, тень отбрасывалась не туда. И, когда мост был готов, стало ясно,что это гуогвай: да, по нему можно было перейти на другую сторону реки, но прошедший терял что-то важное – важное воспоминание о любимом человеке, удачу, талант, еще что-то. Мастер осознал, что это уже не исправить, и разобрал мост, чтобы по нему не ходили, после чего провел остаток жизни помогая людям, чтобы искупить вину. Со временем гвай исчез.
Такие гвай возникают по разным причинам. Во первых -- из-за важного действия, не доведенного до конца: например попытки убийства важного человека, которую остановили или невыполненного обещания огромной важности – запасенное на действие духовная энергия оставит отпечаток из которого может сформироваться гвай. Во вторых – из-за непредусмотренных последствий, как в случае с мостом, или в случае, когда скажем поставленная дамба приводит к затоплению священного леса и гибели живущего там духа. Могут быть и другие причины – например нарушение природного или духовного закона или грубого вмешательства в порядок вещей – к примеру воскрешения умершего, попытки украсть бессмертие.
В этой группе можно выделить несколько категорий помельче. Во первых это жуогвай (作乖 [Zuò guāi]) – гвай действия, совершенных или несовершенных поступков. Гвай действия связаны с каким-то действием, последствия которого были недооценены или игнорировались осознанно. Могут проявляться по разному, как тот самый искаженный мост из примера –или скажем как призрачная форма предмета связанного с ошибкой – например, как призрачный топор, рубящий место, где стояло священное дерево, уничтоженное глупым лесорубом. Их сила в том, что они кормятся, воспроизводя последствия или заставляя их происходить снова и снова. К примеру, призрачный топор дровосека будет пугать – и горе тому кто попадется под удар, да и лес вокруг будет медленно умирать. Если же причина в том, что кто-то столкнул кого-то с обрыва – гвай будет на том же обрыве толкать всех, кто подходит к нему близко. Не все такие люди будут падать, но ужас будет у всех. Жуовай рожденные из бездействия, как правило, бесформенны и невидимы, однако каждый, кто окажется рядом, будет испытывать чувство пустоты, ощущение вины, тоску, чувство упущенной возможности. Эти чувства будут преследовать жертв подолгу и возможно доведут их до самоубийства. Второй тип – бьянгвай (变乖 [Biàn guāi]), гвай непредвиденных событий, когда из-за непредвиденных обстоятельств действие приносит неправильные последствия. К примеру кто-то решит построить больницу на месте, где было кладбище или место массовых казней. Обилие духовной энергии, крови, духовных отпечатков смерти и общей нечистоты, послужит основой для зарождения бьянгвай – и готово: в какой-то момент в этой больнице появится призрачный «врач», возможно даже призрак в виде скелета в одежде врача, который будет залечивать пациентов до смерти. Лекарство приготовленное рядом с ним будет превращаться в яд, а молитвы превращаться в проклятие.
Так что гвай - это не только огромная тварь с зубами, это еще и всякие бесплотные создания, которые самозародились из духовной энергии, то, чего не может быть.