Серия «Про Японию»

1643

Топят ли дома в Японии

Япония знаменита скорее своей летней убивающий жарой, чем зимним холодом. Поэтому можно было бы думать, что здесь не топят. Но также тут есть северный холодный остров Хоккайдо (многие считают, что тут центральное отопление и подогрев дорог). Как говорится, все не так просто

Япония вытянута с севера на юг, поэтому температуры тут сильно отличаются по регионам. И чем южнее, тем тоньше стены домов. Дома тут в принципе везде тонкие - необходимость в реалиях постоянных землетрясений.
Поэтому, даже когда на улице +15°C (как на южных островах), дома ненамного теплее. А это неприятно.
Не говоря уже о центральных регионах, где температура опускается до 0°C, и северных, где зима холоднее, чем в некоторых городах России.

Основные виды обогрева:
1. Керосиновые печки (самый дешевый вариант). Заправляются самостоятельно.
2. Газовые печки. Баллоны привозят и подключают к дому, в квартире надо только ткнуть кнопку на обогревателе. Газ есть городской (дешевый, но квартиры с ним разлетаются как горячие пирожки) и пропан (очень дорогой).
3. Электричество. Это или отдельные обогреватели, или кондиционер с функцией обогрева. Кондиционеры в холодных регионах не всегда рассчитаны на тепло, потому что из-за низкой температуры снаружи могут сломаться. А вот на юге это основной вид обогрева жилья.

На севере, когда зимой температуры около -5°C ~ -10°C , квартира за ночь остывает примерно до +16°C (в старых домах и до +7°C).

Поэтому зима - это:
- борьба с собой каждое утро, чтобы вылезти из-под одеяла и пойти умываться ледяной водой,
- каждый день прогрев комнаты, чтобы ночью она снова остыла, но хотя бы не так сильно,
- провальные попытки не простудиться и долгое лечение затяжных кашлей

Центральное отопление тут есть (на севере). Но не совсем привычное нам. Здесь централизация чаще всего идет на один квартирный дом, а не на район или город.
Принцип работы обычный: в котельной дома бойлер нагревает воду (так же электричеством, газом или керосином) и подает ее в квартиры. Особенность в том, что такие батареи включаются централизованно и работают всю зиму 24/7.

Преимущества ЦО:
- тепло всегда (если квартира не очень большая)
- тепло распределяется равномерно по всему дому, температурные перепады между квартирами и комнатами меньше, водопровод не перемерзает

Недостаток: дорого

Отопление горячими источниками (онсен) [со слов знакомого]
Вблизи от источников у частных домов есть общая котельная, которая работает за счет онсенов.
Знакомый рассказывал, что радиатор быстро забивается минералами, и раз в несколько лет его приходится менять. При этом прогревается хорошо только первый этаж дома.

В стране, где зимой холодно в квартирах, логично, что в магазинах просто тьма товаров для самообогрева. Мини-грелки, теплые маски на глаза для сна, электрические тапки, электрические одеяла и термонаволочки, большущий выбор теплых пижам и одежды для дома, термобельё на любой вкус и цвет и прочее и прочее.

Вышло длинно, спасибо всем, кто дочитал.

Про дороги с обогревом расскажу в другом посте, если будет интересно.

Показать полностью
16

Подогрев дорог в Японии

В продолжение поста «Топят ли дома в Японии»

Подогрев дорог - это действительно райское счастье, которое хотелось бы видеть везде. Но к сожалению, его не так много.

Краткая сводка:

В 1987 году в Японии были запрещены шипованные шины. Скольжение надо как-то предотвращать, поэтому стали внедрять систему подогрева дорог.

Подогревают, конечно, только в северных регионах.

Но в последние годы всё дорожает, поэтому подогреваемых дорог становится меньше. Вместо этого как всегда и везде используют реагенты и чистят.

Кто за это платит

Всё вполне логично:

  • Проезжая часть и автобусные остановки отапливаются за счет государства.

  • Парковки, подъездные дорожки перед магазинами, ресторанами, больницами и т.д. - за счет собственника бизнеса.

  • Подъезды многоквартирных домов - за счет коммунальных платежей жильцов.

  • Частные дома - за счет собственников жилья.

Где реально это есть - из личного опыта

В г.Саппоро (население около 2 млн человек) обогреваемая проезжая часть - это примерно 5 участков дорог в основном на окраинах, 2 из которых в последние годы отключили.

С пешеходной зоной лучше: самый людный центр города подогревается. Плюс в частном порядке - достаточно много таких мест у магазинов, ТЦ и т.д.

Выглядит это так ↓

Тротуар перед вет.клиникой

Тротуар перед вет.клиникой

Тротуар в центре города (проезжая часть вся во льду)

Тротуар в центре города (проезжая часть вся во льду)

Есть несколько способов подогрева

1. Котельная система

В землю прокладывают трубы, по которым циркулирует нагретый газом или керосином антифриз. Это эффективно для широких пространств, быстро нагревается.

Примерная стоимость на 20м² (2 парковочных места):

  • Монтаж от 300 тысяч рублей

  • Ежемесячное обслуживание: около 40 т.р.

2. Электрическая система

Под землёй проложены кабели. Плюс в том, что обслуживание не нужно. Но счета за электроэнергию выходят большие.

Примерная стоимость:

  • Монтаж около 400 000 р

  • Ежемесячное обслуживание около 50 000 р

3. Система с тепловым насосом

Как и в котельной системе, по трубам течет горячая вода, но нагрев идёт за счёт теплового насоса, который генерирует тепло из воздуха.

Установка выходит дорого + нужна замена антифриза, насос быстро изнашивается, разогрев занимает больше времени. Короче, одни минусы.

Примерная стоимость:

  • Монтаж около 460 000 рублей

  • Ежемесячное обслуживание около 13 000 рублей

Оказывается, власти Саппоро выдают гражданам беспроцентный кредит на установку подогрева в частных домах. Около 1,5 млн рублей на срок от 2 до 5 лет. Вроде есть и какие-то льготы для бизнеса.

Большинство улиц все-таки чистят машинами и посыпают реагентами. И очень много ящиков с галькой, чтобы люди сами посыпали где надо. Всегда было интересно, насколько это удобно, типа берешь мешок и перед собой бросаешь, как пшено сеешь?..

Вот такие ящики на улицах

Вот такие ящики на улицах

И в них пакеты с галькой

И в них пакеты с галькой

Отдельна тема - подогрев горячими источниками

Курорт-онсен Джёзанкей рядом с Саппоро стал первым в Японии местом (〜в 70-е годы), где для подогрева используется вода из этих же горячих источников. Обогревается там правда всего одна туристическая улица, но и это приятно.

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!