Ответ на пост «Налог на отъезд и другие глупости. 26.12.2022»
Самое веселое, что эта законодательная инициатива, видимо, исходит из ложного постулата "ну, эти (кто по трудовому праву работает) смирились с существующим 30%-м налогом, и те (ИП и самозанятые) тоже смирятся".
Не смирились еще. Не начинали.
Все дело в том, что 30% налога почти никто из "поуехавших" еще не платил.
Раньше это явление не было массовым, те, кто с такими условиями согласился, и на них остается не первый год, знают, на что идут. В этом же году отъезд у большинства людей был импульсивный, последствия глубоко мало кто просчитывал. А налоговым нерезидентом большинство "поуехавших":
а) тех, кто уехал до июля (в феврале), будут признаны только по итогам 2022 года;
б) тех, кто поуехал в июле и далее (сентябрьская волна) - станут только по итогам 2023 года, а за 2022 они еще будут платить обычную ставку, которую с них уже удержал работодатель.
Большинство из (а) еще только начинает понимать во что вляпались, и сумму налога к доплате (17% придется доплатить к тем 13%, что удержал работодатель) многие не считали. Будут считать в начале 2023 года. А когда посчитают (это будет почти с две с половиной чистые месячные зарплаты, т.е. с каждого чистого миллиона в год - 192000р), подумают, а нахрена им вообще это доплачивать, когда можно получить ВНЖ по месту пребывания, забрать из РФ последние активы, и оставить налоговую (которая еще когда только заметит, что есть налоговый потенциал) с нулем без палочки. Пущай его и взыскивают: 3 года срок исковой давности, а там, как сказал Ходжа Насреддин, "или султан умрет, или ишак сдохнет".
Большинство из (б) в 2023 году, прижав спокойно жопу, и сложив цифры, задумаются о том, надо ли вообще им работать удаленно в российской юрисдикции на таких условиях в 2023 году и далее. Переходный период у них будет (у работодателя нет обязанности определять нерезиденство и удерживать повышенную ставку НДФЛ), а дальше см. предыдущий абзац в применении к 2024 г.
Работодатели (в трудовом праве) поеухавших тоже еще не до конца осознали ситуацию, и начинают осознавать риски и последствия только к концу года. Все-таки не каждый год 200 000 человек уезжает в другую страну. Уже, кстати, открылась ситуация, что крупные российские интеграторы начинают увольнять таких работников, потому что нахрен им этот головняк (безопасность, неоформленность с точки зрения законодательства, непонятные налоговые последствия в следующем году, увоз работниками дорогой техники за рубеж), и увольнение идет достаточо массовое. И закрывать особо некем. В том же ИТ - разве что вчерашними менеджерами, прошедшими экспресс-курсы по отъему денег инфоцыганами.
Но так уж получается, что большинство сфер деятельности (не только ИТ), в которых вообще возможна удаленка (что, кстати, и сделало возможным отъезд, презираемых авторами сего законотворчества, людей) неплохо локализуются в других странах. Туда эти люди и пойдут со своими налогами. Не все, но достаточный процент.
Соответственно, и работодатели, испытывающие кадровый голод (а дефицит вменяемых редких спецов УЖЕ наблюдается) будут переносить бизнес в другие страны (вон, слышите, в Казахстане говорят о том, что ушедшим из РФ компаниям следует открыть там офисы), а также вымывать кадры из более мелких работодателей.
И это я все говорил про существующее законодательство, про 30% налога, которое еще "не вступило в силу" т.к. сроки признания нерезидентом отложены и еще не истекли, а последствия еще мало кто рассчитал. Забавно, но, по моему наблюдению, хорошие спецы, зарабатывающие хорошие деньги, как ни удивительно, редко разбираются в налогообложении и обычаях делового оборота.
С учетом еще 30% страховых взносов, которые платит работодатель, получается, что стоимость найма в таком базисе находится за пределами какой-либо экономической целесообразности.
Что же касается предполагаемых нововведений, то поуехавшие (кроме достаточного количества тех, кто уже работает через ИП и самозанятость), в попытке сохранить экономическую целесообразность, могли бы переквалифицироваться в этот базис в 2023 году, и платить хотя бы 6% налогов на территории РФ (а также продвигать тут рынок, создавать добавленную стоимость, что вызывает уплату еще бОльшего количества налогов их работодателями и их клиентами, платить ипотеку, иметь прицел вернуться и начать исправлять демографическую ситуацию).
Но, теперь, получается, не судьба: хочешь-не-хочешь, придется рвать связи: любовь к Родине - понятие достаточно гибкое, а вот жить и кушать хочется каждый день.
Под раздачу, полагаю, попадут также ИП на УСН, кто не сам лично оказывал услуги, а держал тут бизнес с каким-то количеством наемных работников, но недостаточно большой, чтобы переоформлять это все на ООО или переходить на общую систему налогообложения. Бизнес, вероятно, придется ликвидировать, и пострадают уже местные, никуда не уезжавшие, работники.
Да, кстати, те, кто уже был ИП 6% и работал на иностранных заказчиков, вообще в шоколаде: они свободно завернут свою выручку в какой-нибудь Кыргызстан (там необязательно, при этом, жить), и будут платить там 1-3% с доходов, оставив бюджет РФ с носом. А то, знаете ли, мало проблем было, из за отключения SWIFT и общей нашей непопулярности в мире, тащить валюту в РФ, еще теперь и свои налог вкрутят.
Все вышеозначенное - совсем не поражающий объем от экономики в чистых налоговых поступлениях сейчас, а от населения в чистом проценте - вообще тьфу (а разговоров то было), но отложенные последствия имеют куммулятивный эффект, и принесут кратные убытки потом: в виде задержки развития целых отраслей. Особенно тех, что сейчас героически пытаемся импортозаместить. Может быть поэтому Минфин месяц назад еще даже рассматривал возможность снизить ставку для нерезидентов до 13%?
А конкретные люди... они переживут те неудобства, которые им создаются.
