4

Ответ на пост «Нужно ли давать карманные деньги ребёнку? Семейный психолог рассказывает, как учить фин. грамотности с пелёнок»

Мне родители платили за работу. Сходил в магазин? Оставляешь сдачу себе, так и называлось "тебе за дорогу". Суммы не фиксированые, могли дать 1000 руб, а продуктов на 600 руб, остальное моё. Мыл машину отца за деньги, по тарифу как на автомойке. Платили за уборку в доме, платили за оценки. Ещё я собирал стеклянные бутылки на улице и носил в пункт приема, позже, когда стал старше, сдавал металлолом. Деньги мне тратить особо было некуда (а куда? На вкусняшки?) поэтому я их копил, я любил копить, к 14 удалось скопить где-то 60к руб., ну там ещё подарки были на праздники, одна бабушка подарит пару тысяч, другая бабушка, дедушка 100$ даст и тд. Я не знал такого понятия "нет денег", как это нет? А где они?

Возможно, благодаря этому у меня сформировалось чувство собственности, что есть моё, а есть чужое. А так же понимание, что абсолютно любой труд должен быть оплачен. И когда меня знакомый уже во взрослом возрасте попросил отвезти его с девушкой в аэропорт, я сказал: "не вопрос, давай посмотрим какие тарифы в яндексе и ты оплатишь мне дорогу в два конца". К слову он согласился. (Возможно девушку хотел впечатлить, любит он пыль в глаза пустить, о его мотивах судить не буду).

Расскажу одну историю из детства. В эпоху компьютерных клубов мне было 9-10 лет, у меня был ПК дома, и многие школьные товарищи напрашивались ко мне поиграть. Я быстро понял, что в моих руках ценный ресурс, купленный родителями, и я не обязан давать им играть бесплатно. Я сказал: "Давайте. В клубе час стоит 10 руб., а у меня 5 рублей." Некоторые отказывались, но кто-то соглашался, я никого не заставлял. И так я зашёл в этот бизнес.😀

Когда у друзей не было денег, мы работали по бартеру, они приносили свои игрушки, я их оценивал и принимал в оплату времени. Сами игрушки мне были не нужны, я их потом отдавал младшему брату. Вот вам демпинг конкурента, а так же индивидуальный подход к каждому клиенту.

Позже, когда мы стали старше, мне за это поведение ещё ни раз "предъявляли", мол как можно со своих друзей деньги брать? Как, как... компьютер то мой.

Так я неосознанно с самого детства впитывал в себя капитализм. Позже была торговля криптовалютой, фондовый рынок, бизнес, но это совсем уже другая история.

Ещё добавлю: когда во взрослом возрасте моему брату понадобились деньги в долг, мы договорились, что я одолжу ему крупную сумму под ключевую ставку установленную ЦБ. Он сам предложил эту схему.

Показать полностью
3

Нужно ли давать карманные деньги ребёнку? Семейный психолог рассказывает, как учить фин. грамотности с пелёнок

Деньги в кармане ребенка: вред или необходимость? Спор, который не утихнет никогда.

А я, как психолог, скажу так: карманные деньги - лучший учитель финансовой грамотности, которого вы можете нанять для своего ребенка.

Проблема в том, что мы, родители, не умеем давать нужное количество денег.

Деньги как личный ресурс, а не мамина милость

Пока ребенок получает все по запросу (или не получает, если у родителя плохое настроение), он находится в просящей позиции. Он не учится управлять, а учится просить, требовать, манипулировать или, наоборот, подавлять свои желания.

Как только у ребенка появляется своя, пусть и крошечная, еженедельная сумма, ситуация меняется кардинально. Ресурс становится:

Личным: Это не мамины деньги, это мои. Я несу за них ответственность.

Ограниченным: Я точно знаю, что у меня есть 100 рублей на эту неделю, и ни копейкой больше.

Планируемым: Я знаю, что следующие поступления будут только через 7 дней.

В этот момент и начинается настоящая финансовая грамотность. Ребенок впервые сталкивается с необходимостью выбора. Купить шоколадку сейчас или потерпеть и накопить на ту игрушку, которую он хочет уже месяц? Этот внутренний диалог и есть рождение самоконтроля и финансового планирования.

"Финансовая грамотность с пелёнок": когда начинать?

Фраза "с пелёнок" это, конечно, метафора, младенцу деньги не нужны. Но финансовое воспитание действительно начинается задолго до выдачи первой купюры.

Возраст 3-5 лет: стадия "игры в деньги"

Ребенок в этом возрасте еще не понимает реальной ценности деньгам. Здесь наша задача, заложить базовые концепции через игру и наблюдение.

  • Играйте в "магазин". Используйте игрушечные деньги. Пусть ребенок будет и покупателем, и продавцом. Так он усваивает главный принцип: товар равен обмену на деньги.

  • Объясняйте свои действия. В магазине не просто говорите "нет денег", а объясняйте: "У нас есть определенная сумма на продукты. Если мы купим эту куклу, нам не хватит на молоко и хлеб".

  • Внедряйте понятие "труд". Ребенок должен видеть связь: "Папа ходит на работу, выполняет свои задачи и за это получает зарплату. На эту зарплату мы живем".

Возраст 6-7 лет: старт "реальных денег"

Это идеальный возраст для начала. Ребенок идет в школу, у него появляются первые самостоятельные "хотелки" (булочка в буфете, наклейки, сок). Он уже умеет считать. Именно в этот момент стоит вводить регулярные карманные деньги.

Главные ошибки родителей, которые всё портят

Выдача карманных денег может принести как огромную пользу, так и вред. Все зависит от правил.

Регулярность важнее суммы. Деньги нужно выдавать регулярно (например, каждое воскресенье утром) и фиксированную сумму.

Если вы даете деньги от случая к случаю, когда ребенок попросит или "за пятёрку", вы не учите его планировать. Вы учите его попрошайничать или работать только за вознаграждение. Ребенок должен четко знать: "У меня есть бюджет на неделю".

Не платите за базовые обязанности. Это самая грубая ошибка. "Вынесешь мусор - получишь 100 рублей", "Сделаешь уроки - 500". Таким образом, вы подменяете понятия. Домашние обязанности, это не работа, а вклад в жизнь семьи, в которой все друг о друге заботятся.

Как только вы начинаете за это платить, вы получаете ребенка, который на любую вашу просьбу спросит: "А сколько мне за это будет?".

Плата возможна, но за дополнительный труд, который не входит в его рутинные обязанности.

Например, помочь отцу помыть машину, разобрать старые вещи или помочь с генеральной уборкой на выходных. Это уже "проектная работа", за которую можно договориться об отдельной плате.

Дайте ребенку право на ошибку. Это самое сложное для родителей. Ребенок получил свои 500 рублей на неделю и в тот же день спустил их на чипсы, газировку и какую-то, на ваш взгляд, ерунду. Что делает "тревожный" родитель?

Начинает ругать, отбирать деньги или выдавать их частями под контролем.

Что должен сделать "мудрый" родитель? Ничего. Когда через два дня ребенок придет просить на билет в кино, спокойно ответить: "Я понимаю, что тебе очень хочется. Но твои карманные деньги на эту неделю закончились. Следующая выплата в воскресенье".

Да, ребенок расстроится. Возможно, будет злиться. Но именно в этот момент он на собственном опыте поймет, что такое "дефицит бюджета" и "последствия импульсивных трат".

Лучше он усвоит этот урок в 8 лет с 500 рублями, чем в 28 лет с кредитной картой.

Карманные деньги и "трудные" дети

Знаете этих “сложных” детей, тех, что закатывают истерики у витрин? Для них карманные деньги - не просто подачка, а настоящая терапия.

Вместо страха, что деньги развратят, используйте их как инструмент. Ведь финансовая грамотность - это не про счет в уме. Это про власть над своими “хочу”, умение ждать и смелость делать выбор.

А у вас в семье есть карманные деньги? Какие правила работают? Делитесь опытом в комментариях - ваш лайфхак может помочь другой семье!

Источник | Мама в кубе

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!