Ответ на пост «Депутат Матвейчев»
Есть только один способ устойчиво поднять рождаемость – это изменить менталитет в нужную сторону. Проблема в том, что когда средний человек видит семью с пятью детьми, то ему кажется, что это какая-то странность. Аргументы, что это тяжело и затратно тут вторичны. Потому что если бы люди руководствовались логикой, они бы никогда не покупали Айфон 17, который вообще не имеет никакого практического смысла. Тот факт, что люди покупают нефункциональную вещь за большие деньги и еще и радуются, говорит о том, что людей можно научить делать любую глупость. В данном случае человеком движут инстинкты. Высокопримативные люди вообще очень падки к понтам и готовы потратить кучу усилий, чтоб получить какую-нибуднь нефункциональную железяку, после этого они будут чувствовать реальное удовольствие из-за изменения гормонального фона. А когда 10% людей чего-то очень хотят добиться, то и большинство будет видеть в этом ценность.
Вот это и есть успешное продвижение.
Общество состоит из разных людей: и глупых, и умных, и живущих инстинктами, и подверженных эмоциями. При этом у всех у них часто бывает одинаковое представления о том, что является нормальным, а что нет.
Тот факт, что бедные страны чаще имеют большие семьи, конечно, мог бы дать почву для размышления британским ученым, но даже с точки зрения здравого смысла понятно, что даже если вдруг всех сделать богатыми, то они скорее побегут покупать Айфорны, чем начнут от этого рожать детей. Потому что от богатства не появится внутреннее чувства того, что много детей в семье – это правильно. А вот в тех странах, где детей много, там такое внутренне чувство есть.
Так назвываемые психологи у нас иногда любят говорить об окнах Овертона, но исключительно в смысле движения окна Овертона куда-то в сторону принятия чего-то плохого.
А ведь окна Овертона можно сдвигать в любую сторону. И чем более естественно то, к чему мы будем двигаться, тем легче это сделать.
На самом деле, большая семья – это для человека естественно, а жить одному – противоестественно. В том числе, человек даже на физиологическом уровне испытывает угнетения, если у него нет близкого человека, который ему доверяет. Вообще об этом известно, но кто об этом говорит? Сколько раз вы слышите о необходимости секса и сколько раз о предыдущем факте?
Кто-то предлагает запретить презервативы, кто-то еще какие-то глупости. А на самом деле усилия пропаганды надо прилагать к тому, чтобы правильно двигать окна Овертона.
Запрещать что-то – это не только бесполезно, но иногда даже вредно, потому что запрет – это всегда хорошая реклама.
Просто говорить, что большая семья – это хорошо, тоже слабоэффективно. Естественно, часть людей в какой-то степени начнет со временем в это верить, другая же часть, наоборот, будет испытывать к подобным утверждениям отторжение.
Пропаганда должна действовать так, чтобы не вызывать отторжение. Хорошая пропаганда должна быть основана на правде. Утверждение, что большая семья – это хорошо, основано исключительно на желании навязать народу действующую повестку. А чтоб народ поверил, надо показать, в чем именно хорошо, и чтоб всем было понятно.
СССР в смысле пропаганды иногда достигал успехов, хотя иногда и совсем наоборот, в конечном итоге пропаганда окончательно завралась, и активная часть населения перестала в нее верить. Достаточно рабочая идея – качественно высмеивать носителей вредных идей.
Та же самая любовь к Айфонам – это всего лишь проявления культа бабла. Человек не может одновременно быть за семью и за бабло, я в данном случае говорю не о том, чтобы хорошо зарабатывать, а о вере в то, что деньги – это свято.
Вот и надо высмеивать таких людей, которые поклоняются баблу ради бабла. Айфон – это симулякр бабла, если государство будет высмеивать таких людей, именно показывая бессмысленность такой веры, то это будет качественной социальной рекламой.
Для примера можете посмотреть мультфильм времен СССР «Случай с художником» 1962 года, где авторы высмеивают абстракционизм. Да, работает.

