Ответ на пост «Политическая система России XVII века»

Такую "политическую систему" для вас нарисовали романовские историки - шлёцеры-байеры-миллеры, после разгрома 3-го Рима - Московии.

На самом деле, наследная монархия, только начала внедряться с Новгородского Погрома, московским князем - ставленником Ватикана и Лондона. Целью такого внедрения было распространение на Руси, т. е. в Великом Новгороде, жидовской ереси - ХРЕСТианства, посредством которого Ватикан и Лондон, стремились завладеть властью над МИРом. Проект этот назывался Bis Antuque (Византия), т. е. 2-й Древний (РИМ).

Когда после Куликовской битвы, ХРЕСТианство стало легальным на Руси, МАСКовия стала центром его распространения. Но, дальнейшее его распространение застопорилось, поскольку На Руси - в Великом Новгороде, народ не желал впадать в это мракобесие. Вот поэтому, т. наз. "Византия" и собрала наёмное войско - опричников для московского князя, чтоб он захватил власть в Великом Новгороде.

Однако, после захвата Казны (Казани) Великого Новгорода, московский князь кинул своих Византийских патронов, захапав всё себе и объявил Московию 3-м РИМом. За что и получил на Западе это прозвище, которое историки перевели как "Иван Грозный".

Однако, наследная монархия с "Ивана Грозного" не очень приживалась на Руси. Перевороты и выборы новых князей пошли один за другим. И пошли "смутные времена" вплоть до самого романовского переворота, с похищением наследника в Великом Посольстве и воцарением нового ставленника Запад, наз. "Петр-1".

Показать полностью
27

Политическая система России XVII века

Стоит только задуматься о политике в допетровской России, как воображение начинает рисовать изрядно бородатых мужчин в немного нелепых цветастых кафтанах. Возможно даже в меховых шапках. Они сидят с важным видом, поглаживают свои окладистые бороды, не спеша что-то обсуждают, и так век за веком, не замечая движения истории. Картинка получается очень не современная и абсолютно не прогрессивная. Кажется, что единственное хорошее, что может произойти в такой системе - это её исчезновение. Образ получается яркий, понятный, но весьма упрощенный. Попробуем же не дать цветастым кафтанам ввести нас в заблуждение, а разобраться в том, из чего эта система состояла и как работала.

Терминологически её можно описать как абсолютную монархию с аристократическим управлением. Во главе государства был самодержавный царь, при этом многие властные полномочия и административные функции были в руках Боярской думы (в документах она так не называлась, обычно думные люди или просто бояре) - органа, назначаемого из числа самых знатных семей государства. Сама по себе такая система не была чем-то особенным: еще со Средних веков системы из монарха, опирающегося на сословное, в первую очередь аристократическое, представительство были распространены повсеместно. Но в разных странах политическая традиция складывалась под воздействием местных условий, поэтому и конкретные воплощения от страны к стране различались. В политическом классе в России ещё со времён Рюриковичей и лествичного права существовала идея коллективного управления (в теории Русью правила сообща вся династия, а не конкретный князь; отсюда и смена престолов в рамках лествичного права к следующему по старшинству, а не от отца к сыну).

Правление Ивана III, объединившего службой Московскому князю всех удельных князей и их бояр, дало этой концепции новое воплощение (теперь вместо иерархии княжеских престолов появилась иерархия боярских родов в рамках местничества), но сама идея коллективного управления осталась. Во властной системе она проявлялась в том, что царь и Боярская дума правили совместно. Этот принцип можно отследить по документам: подданные в челобитных зачастую обращались не только к царю, а к царю и его думным людям. Законы и приказы составлялись в формулировке "царь указал и бояре приговорили". Административные функции исполняли приказы - отдельные органы, каждым руководил назначенный боярин, а непосредственную работу выполняли его помощники и писцы. Несмотря на совместное с Думой правление, положение царя было несравнимо выше положения бояр. Он был не только потомком легендарных основателей Русского государства, обладающим верховной властью по праву рождения, но и прямо наследовал Московским князьям, собравшим по частям государство как личное владение, а значит мог распоряжаться им как персональным имуществом. Более того, из византийской традиции пришло понимание сакральной природы царской власти, поэтому она имела огромное символическое значение. Таким образом, власть была в руках царя и бояр, представительство других сословий было минимально. Иван IV впервые обратился к ним, созвав Земский Собор, но тогда он был скорее расширенным совещанием правительственного аппарата, лишенным какой-либо самостоятельной субъектности.

Затем династия Рюриковичей прервалась, что существенно изменило легитимность царской власти. После пары неудачных попыток "создать" нового царя, это удаётся и царём становится Михаил Романов. Если предыдущие правители получали власть понятным для современников образом - от отца к сыну, то Михаил Фёдорович становится царём по воле собрания представителей сословий со всей России. Это очень важный момент: если до того Россия еще в какой-то степени была Московским княжеством, неотделимым от фигуры князя, объединённым только предприимчивостью и трудом его предков, то с прекращением династии эта история подошла к концу. Появилась новая самостоятельная сущность, высшей легитимностью в которой обладало сообщество её жителей, и с высоты этого положения выбрала нового царя. С определёнными оговорками можно считать этот момент созданием российской политической нации, принявшей ответственность за судьбу своей страны. С того момента и до смерти Петра I существовала традиция, по которой цари представляли Земским Соборам своих наследников, получая формальное согласие на их правление. То есть признание высшего авторитета народного собрания было не разовым действием, а частью всей политической системы.

Провозглашение Михаила Романова царем после избрания

Провозглашение Михаила Романова царем после избрания

Хотя новая династия получила атрибуты царской власти и её сакральный статус, но по силе и авторитету она была не сравнима с Рюриковичами. На это накладывалась скудость государственных финансов в разорённой Смутой стране. Ситуацию смогло выправить участие тех же Земских Соборов, они могли добровольно собирать ресурсы на решение самых острых проблем, с которыми к ним обращались центральные власти. По мере налаживания хозяйства потребности в таких действиях становилось все меньше, и Соборы стали привлекаться только в самых важных случаях.

Так сложилась система, в которой ни один властный институт не мог доминировать, и нормальное функционирование государства требовало поиска компромиссов участников. Верховная власть, сакральная в глазах общества, сохранялась в руках царя, но осуществлял он её совместно с Думой, скорее председательствуя на заседаниях и определяя повестку, а не распоряжаясь единолично. Дума обладала широкими законотворческими полномочиями и управляла страной через систему Приказов, но её легитимность была весьма ограниченной; Земские Соборы редко принимали участие в самом управлении государством, но стали своеобразным высшим авторитетом: они утверждали принятие в состав России новых территорий, объявление войны и мира, согласовывали особо важные законы и вопросы престолонаследия.

В таком положении сложно совершить быстрый рывок всего государства к какой-то одной цели, игнорируя возможные последствия. Требуется учитывать разные потребности и интересы, балансировать между ними, искать оптимальные решения. Как пример такого поиска можно привести фискальную политику: на протяжении практически всего XVII века правительство пробовало разные способы собирать необходимые ресурсы. Прямые налоги дополнялись косвенными; менялась налогооблагаемая база; мелкие сборы объединялись в крупные; самые тяжёлые поборы отменялись в ответ на народное недовольство, попутно круша карьеры царских фаворитов. Было пройдено много итераций, но в результате XVII век, начавшийся с пустой казны и полной разрухи, отметился экспансией на восток, возвратом утерянных территорий, реформой армии, появлением новых промышленных отраслей и академии - ресурсов на всё хватило.

в 1647 году был основан первый город на побережье Тихого океана - Охотск

в 1647 году был основан первый город на побережье Тихого океана - Охотск

Коллективное управление, поиск компромиссов и баланса интересов стимулирует развитие законодательства. Стороны политического процесса стремятся защитить достигнутые договорённости и распространить их максимально широко, а законы как раз позволяют этого достичь. В 1649 году в России был принят новый свод законов - так называемое Соборное уложение (опять же называемое так историками, а не современниками). Это был далеко не первый свод законов в России, но он качественно отличался от предыдущих. Если Судебники были скорее собраниями прецедентов, то Уложение сводило в одну систему нормы разных отраслей права и описывало всё общество - начиная от царя и заканчивая казаками. Такой подход к праву не был распространён в современной ему Европе, а был ближе к более поздним эпохам - например к знаменитому Кодексу Наполеона. Процесс создания Уложения также отличался от свойственного эпохе: в нём участвовали не только назначенные царём чиновники, но и делегации представителей сословий (выборные люди), которые заслушивали проекты статей и могли предложить изменения через подачу коллективных челобитных. Свод составили всего за полтора года и приняли на Земском Соборе. В дальнейшем Уложение дополнялось и развивалось вплоть до начала XVIII века. Тогда законодательный процесс утратил былую системность, и Россия фактически жила без действующего свода законов до начала XIX века.

Во второй половине XVII века очень модным среди московской знати стало образование, собирание обширных библиотек и изучение языков. Такая среда вместе с возможностью влиять на решения правительства открыли дорогу государственным деятелям, способным не просто реализовывать намеченную монархом политику, но и разрабатывать собственные программы реформ. Так, А.Л. Ордин-Нащокин с помощью дипломатии и торговли смог сместить баланс сил в Восточной Европе в пользу России. Он планировал решить внешнеполитические задачи не дорогим и ненадежным военным путём, а через создание союзов и использование общих интересов с соседями. В.В. Голицын реформировал военную и административную структуру государства, оставшуюся со времен поместного войска и потерявшую актуальность к концу XVII века. В рамках этой реформы было отменено местничество, также утратившее свою актуальность. Следующим шагом должно было стать ослабление крепостничества, также введенного по сути ради обеспечения существования поместного войска и уже не отвечавшего реалиям конца века. Но эти планы так и остались только планами, когда В.В. Голицын потерял свое положение.

В.В. Голицын. Можно увидеть, что и во внешнем виде были постоянные изменения

В.В. Голицын. Можно увидеть, что и во внешнем виде были постоянные изменения

Политическая система России XVII века сложилась из типичной для Европы сословной монархии, византийской традиции сакральной верховной власти, традиции коллективного управления эпохи удельных княжеств и высокого авторитета Земских Соборов, оставшегося в наследство от Смуты. Как видно, эта система действительно в чём-то опиралась на прошлое, но постоянно менялась, отменяла устаревшие практики, вводила новые, продиктованные временем. Она не была застывшей в веках, как может решить поверхностный взгляд. Её элементы были связаны сложными взаимными зависимостями и ограничениями, что усложняло внедрение быстрых изменений, но зато создавало благоприятную среду для поступательного развития, поиска баланса интересов и распространения законности. Во внешней политике такая система благоприятствовала торговле и освоению территорий, решению задач через дипломатию и поиску союзников. Но при этом система была достаточно хрупкой и действовала в интересах всей страны, только когда нормально функционировали все элементы. После смерти Алексея Михайловича и его наследников Алексея и Фёдора (не отличавшихся крепким здоровьем), потерявшее важнейшего арбитра боярство в ущерб государственным интересам увлеклось внутриэлитной борьбой и распределением сфер влияния между семьями Милославских и Нарышкиных (первой и второй жён Алексея Михайловича). Нельзя исключать, что при восстановлении авторитета монарха система смогла бы снова исправно функционировать и развиваться дальше. Но этому не суждено было случиться, к власти пришел Пётр Алексеевич, воспитывавшийся в стороне от существовавшей политической традиции, не заинтересованный в её поддержании и предпочитавший прямое управление.

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!