24

Ответ на пост «ДЕРЕВЕНСКИЙ АНТИДЕТЕКТИВ. КАК РАССЛЕДОВАЛИ ДЕЛО ОБ УБИЙСТВЕ ПАВЛИКА МОРОЗОВА. ЧАСТЬ 2»

В начале девяностых были в Верхней Тавде у родственников и поехали за грибами. Спустя какое-то время дядька предложил заехать в Герасимовку в музей Павлика Морозова. Это была крохотная деревенская школа, где по официальным данным он учился - чистенький класс с черными партами с откидными крышками. Дом его вроде бы не сохранился к тому времени. Экскурсию проводила взрослая женщина, которая родилась и выросла там же в Герасимовке, насколько помню ее родители были свидетелями этого громкого дела. Напоминаю- это был 91 или 92 год, начиналось по всей стране бурление говен и на наш вопрос о Павлике она от махнулась и устало ответила, что столько вранья вокруг, что никому из журналистов доверия нет и что Павлик никого не предавал. Вот так жил и не знал, что рядом такие вещи происходили.

Грибов в тот день не нашли.

38

ДЕРЕВЕНСКИЙ АНТИДЕТЕКТИВ. КАК РАССЛЕДОВАЛИ ДЕЛО ОБ УБИЙСТВЕ ПАВЛИКА МОРОЗОВА. ЧАСТЬ 2

Продолжение. ЧАСТЬ 1: ДЕРЕВЕНСКИЙ АНТИДЕТЕКТИВ. КАК РАССЛЕДОВАЛИ ДЕЛО ОБ УБИЙСТВЕ ПАВЛИКА МОРОЗОВА

В массовом общественном сознании Павлик Морозов – предатель. Но откуда мы это знаем?

Источников много. Правда, есть нюанс – это все по большей части художественные произведения, созданные «по мотивам».
Немногими советскими источниками, хоть как-то претендующими на историческую объективность, являются цикл статей в газете «Пионерская правда» в 1932 г. и энциклопедические статьи, например, в БСЭ.
Их и рассмотрим в первую очередь.


Отмечу такой момент. Своеобразной монополией на «Павлика Морозова» в советское время исторически обладал комсомол. Газета «Пионерская правда», издательства «Детская литература» и «Молодая гвардия» – это, так или иначе, органы ЦК ВЛКСМ. Именно эти литературные левиафаны ковали миф о Павлике.

Главная советская газета «Правда» никогда, за одним исключением, о трагических событиях в деревне Герасимовка не рассказывала. Только вскользь. То памятник Павлику поставят, то Хрущев в своей речи на открытии пионерского съезда упомянет Павлика в ряду других героев-пионеров. Мнение товарища Сталина, кстати, по истории Павлика Морозова не известно. Нет никаких документов в которых бы были зафиксированы его мысли и его отношение к ключевому моменту мифа – предательству отца.

В 1962 г. корреспондент «Правды» Михаил Кушнарев посетил мать Павлика – Татьяну Морозову и написал о ней статью «Сердце матери». Именно в этой статье единственный раз «Правда» кратко рассказала суть произошедших событий:
«Пионер Павлик Морозов узнал, что его отец, председатель сельсовета, прикрывает кулаков. Павлик сказал об этом членам сельсовета. И тогда свершилось неслыханное по злодеянию преступление: Павлика убила собственная родня. Был убит и его маленький брат Федя».
Можно сказать, что в СССР было только два мнения – газеты «Правда» и неправильное. Михаил Кушнарев кратко сформулировал «правильную» версию: Павлик донес на отца, за что и был убит родней. Других подробностей «Правда» не приводила, как и обстоятельств расследования убийства.

Теперь перейдем к Большой советской энциклопедии.
1 издание - мимо. Том на букву «М» вышел 1938 году. И о Павлике в нем молчок.

28 том второго издания вышел в 1954 году. И здесь была напечатана наиболее полная статья. Павлик описан отважным пионером, зверски убитым кулацкой бандой.
«Пионеры вели активную борьбу против кулаков. Морозов разоблачил своего отца, бывшего в то время (1930) председателем сельского совета, но подпавшего под влияние кулацкой родни. Рассказав представителю райкома партии о том, что его отец тайно продавал сосланным кулакам ложные документы, Морозов затем выступил на суде по делу своего отца и заклеймил его как предателя. Когда кулаки пытались сорвать хлебозаготовки и подбивали крестьян прятать хлеб, Морозов на общем собрании жителей Герасимовки обратился к крестьянам с призывом сдать хлеб государству и указал кулаков, прятавших и гноивших хлеб; вместе с крестьянами-бедняками участвовал в изъятии хлеба у кулаков. Пионеры во главе с Морозовым активно помогали коммунистам в проведении разъяснительной работы среди крестьян, выступая за организацию в деревне колхоза. Кулаки решили расправиться с Морозовым. 3 сентября 1932 г. Морозов вместе со своим младшим братом был убит в лесу бандитами-кулаками. Убийцы были пойманы и по приговору суда расстреляны».

Здесь мы видим, что указан год, когда Павлик донес на отца и объяснено, почему убийство произошло только 2 года спустя.

Нужным нам 16 том третьего издания БСЭ вышел через 20 лет в 1974 году.
Статья была ужата, впрочем как и другие статьи. Про донос на отца – ни слова. Времена менялись и ЦК ВЛКСМ уже давно не призывал к ненависти к классовому врагу.

«Пионер, участник борьбы с кулачеством в период коллективизации с. х-ва в СССР. Род. в семье крестьянина-бедняка. Был организатором и председателем первого пионерского отряда в с. Герасимовка, пионеры к-рого помогали коммунистам в агитации за создание колхоза, разоблачали враждебные действия кулаков. Зверски убит кулаками».

Ни газета «Правда», ни Большая советская энциклопедия – более чем авторитетные источники времен СССР, ничего нам не рассказывают о ходе расследования. Кто убийцы и как их изобличили – ясности нет.

Поэтому перейдем к газете «Пионерская правда».

Убийство братьев Морозовых произошло 3 сентября 1932 г. А первая информация в центральной советской прессе прошла только 2 октября. Через месяц. Интернета и соцсетей еще не придумали.

«ЗВЕРСКОЕ УБИЙСТВО ДВУХ ПИОНЕРОВ. НИКАКОЙ ПОЩАДЫ КЛАССОВОМУ ВРАГУ.

В деревне Герасимовке, Тавдинского района на Урале, шайка кулаков убила двух пионеров братьев Морозовых Павла 14 лет и Федора 9 лет. Убийство пионеров произведено на почве классовой мести. Активисты пионеры Павел и Федор вскрыли и разоблачили кулацкую шайку, которая проводила в сельсовете вредительскую работу, направленную к срыву всех мероприятий, проводимых партией и советской властью. Они даже не остановились перед разоблачением контрреволюционной деятельности своего отца, председателя совета.

Кулаки всячески запугивали пионеров Морозовых. Павла заставляли выйти из пионерской организации, угрожая ему убийством. Но Морозовы в ответ на это стали еще упорнее разоблачать все проделки кулаков. Тогда кулацкая шайка привела в исполнение свои угрозы. 3 сентября, когда пионеры Морозовы возвращалась утром домой, из леса их встретили кулаки и убили. Павлу нанесено 4 ножевых раны в грудь, а Федору — 3. Девять убийц-кулаков задержаны и в ближайшие дни начинается показательный процесс. В Герасимовку выехал представитель

«Пионерской правды» для участия в судебном разбирательстве убийства. По всему Уралу прокатились митинги протеста против кулацкой вылазки. Пионеры и школьники требуют расстрела кулаков. На зверскую вылазку классового врага пионеры отвечают новым ростом своих рядов, ударной борьбой за качество учебы. К требованию пионеров и школьников расстрелять кулаков присоединяются рабочие и колхозники. «Пионерская правда» призывает всех пионеров и школьников организовать в школах и пионеротрядах митинги протеста против классовой вылазки врагов. Отвечайте новыми успехами в борьбе за учебу».

И так, «Пионерская правда» сообщает о задержании 9 человек. Кто они и кто их арестовал – не ясно.

15 октября «Пионерская правда» впервые публикует фотографию Павлика. Редакция пишет, что ежедневно в их адрес поступают десятки сообщений с требованиями пионеров и школьников расстрелять кулаков-убийц.

В этом же номере была напечатана статья молодого журналиста Виталия Губарева под названием «Кулацкая расправа». В 1951 г. В. Губарев прославится сказкой «В королевстве кривых зеркал». А в 1932 г. Губарев начнет разрабатывать тему, которая будет кормить его всю жизнь. Количество переизданий и различных редакций его повести «Павлик Морозов», изданных на всех возможных языках народов СССР, подсчитать крайне затруднительно.
В статье же «Кулацкая расправа» было указано, что на место убийства пионеров Морозовых, как только пришло соответствующее сообщение, незамедлительно выехала специальная бригада «Пионерской правды». Ей совместно со следственными органами при помощи тавдинского райкома партии удалось установить полную картину преступления.

Виталий Губарев

Виталий Губарев

«Убийц двое, – пишет В. Губарев, – Данила Морозов и Шитраков Ефим. Но перед пролетарским судом вместе с ними встанут и будут держать ответ Аксинья Морозова, Сергей Морозов, Кадуканов Арсений, Широков Ефим и другие герасимовские кулаки и подкулачники – главные организаторы убийства пионера Павла».
«...Пионер Павел ставил интересы партии и рабочего класса выше своих личных интересов. Когда его отец – председатель сельсовета – связался с кулаками ... Павел уверенно разоблачил своего отца. Пролетарский суд приговорил отца Павла к 10 годам заключения».

«... Не раз кулаки угрожали Павлу смертью ... Павел продолжал выявлять перед органами милиции и советской власти проделки кулаков, открывал закопанный ими хлеб, спрятанное оружие».

«... Герасимовским кулакам стало ясно: Павел Морозов – их ярый враг. От него надо избавиться. За убийство Павла они обещали Даниле Морозову и Шитракову Ефиму заплатить золотом. И вот третьего сентября Павла и его брата Феди не стало».


И так, «Пионерская правда» сообщила: убийц двое (раньше было 9). Названы их имена. Что их связывает с Павликом – не ясно. Причина убийства – по доносам Павла милиция находила спрятанный хлеб и какое-то оружие.

Через месяц 15 ноября «Пионерская правда» печатает телеграмму журналиста Павла Соломеина: «СЛЕДСТВИЕ ПО ДЕЛУ МОРОЗОВЫХ ЗАТЯГИВАЕТСЯ. МЫ ТРЕБУЕМ УСКОРЕНИЯ СУДА НАД КУЛАКАМИ-УБИЙЦАМИ. По телеграфу. Следствие по делу об убийстве пионера Морозова и его брата затягивается. Ведется дорасследование. Срок суда неизвестен. Помогайте продвинуть дело через прокурора республики. Павел Соломеин».
«От редакции. «Пионерская правда отмечает недопустимую медлительность, проявленную местными организациями в расследовании дела об убийстве Морозовых. Несмотря на поступающие со всех концов Союза многотысячные протесты и требования быстрейшего суда, следствие ведется крайне небрежно и медленно. Редакция «Пионерской правды обратилась вчера к прокурору республики тов. Вышинскому за содействием. Вчера же тов. Вышинский отправил в Свердловск областному прокурору тов. Пальгову следующую телеграмму: проверьте исполнение тавдинским прокурором моего распоряжения о расследовании дела убийства пионера Морозова и его брата в деревне Герасимовке. Результаты сообщите в трехдневный срок. Вышинский».

Телеграмма Вышинского по всей видимости сделала свое дело и 21 ноября «Пионерская правда» сообщила: «СУД НАД УБИЙЦАМИ ПАВЛУШИ МОРОЗОВА. Нами получена из Тавды телеграмма о том, что суд над кулаками-убийцами пионера Павлуши Морозова и его брата состоится 25 ноября в селе Герасимовке Тавдинского района Уральской области. Для участия в работах суда вчера вылетел на самолете в Свердловск член редколлегии газеты «Пионерская правда» тов. Е. Смирнов. В ближайших номерах «Пионерской правды» будут помещены отчеты о ходе судебного процесса, а также ряд очерков о Павлуше Морозове».

27 ноября напечатаны первые сведения о начавшемся процессе.

«КУЛАКИ НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ. Тавда, 25. Сегодня в Тавде в клубе имени Сталина начался суд над убийцами пионера Морозова и его брата. На скамье подсудимых 5 человек: Морозов Сергей – дед Павлика, Морозова Ксения – бабушка, Морозов Данила – двоюродный брат и кулаки Кулкуканов и Симин ...

Первой допрошена подсудимая Ксения Морозова – бабушка Павлика, 80-летняя старуха, соучастница убийства. Старуха раскрывает суду ход подготовки убийства. Павлик – пионер-активист – разоблачил своего отца-подкулачника, председателя совета, выдававшего поддельные документы сосланным на Урал кулакам. Отца осудили и сослали на 10 лет...

Дед и кулаки, находившиеся под покровительством подкулачника-отца после суда возненавидели Павлика. Дед пытался забрать хозяйство и имущество Павлика. Павлик не дал. Дед пригрозил. Однажды Павлик пришел к деду за своей сиделкой. Дед сильно избил Павлика...

Не испугался Павлик. Решительно продолжал он разоблачать кулаков. Раскрыл кражу общественного хлеба кулаком Кулкукановым. Сообщил сельсовету, что кулак Шартиков скрывает оружие. Ненависть кулачья росла. Кулаки решили избавиться от Павлика. 3 сентября дед Павлика с двоюродным братом Данилой при содействии кулака Кулкуканова убили в лесу Павлика и его брата Федю. Три часа длился допрос старухи...».

И так, начинают появляться подробности. Обвиняемые не просто кулаки, а близкие родственники убитых. В «Пионерской правде» не пишут, но Арсений Кулуканов тоже родственник: он крестный Павлика и зять Сергея Морозова, то есть он женат на тете Павлика. Также отмечу, что «Пионерская правда» постоянно путается в фамилиях. Кулуканова называет то Кулкукановым, то Кадукановым, то еще как-то. Силина называет Симиным. Ефима Шатракова (запомните это имя!), то Шартиковым, то Шитраковым. При этом Ефим Шатраков загадочным образом из списка обвиняемых исчез.

Ксения Морозова названа соучастницей убийства. Что именно три часа рассказывала суду 80-летняя женщина не совсем ясно. Но по всей видимости только то, что предшествовало убийству: был суд над ее сыном – отцом Павлика, дед хотел забрать хозяйство – видимо не получилось, был конфликт с дедом из-за сиделки (часть конской упряжи, кожаная подушка под чересседельным ремнем, употребляемым для поддержания оглобель), какая то непонятная история с кражей хлеба Кулукановым (если Кулуканов что-то украл, а на него донесли, то почему он был на свободе?), донес на соседа Шатракова – у которого было оружие. Также якобы Ксения Морозова подтвердила, что убивали Данила Морозов – ее внук, и Сергей Морозов – ее муж. По крайней мере такой вывод можно сделать из статьи. Но написана статья хитро и, что на самом деле говорила Ксения Морозова на суде, можно только гадать.

29 ноября напечатаны подробности о втором дне судебного заседания.

«Суд над убийцами Павлуши Морозова. КУЛАК КУЛКУКАНОВ – ВДОХНОВИТЕЛЬ УБИЙСТВА (от нашего специального корреспондента).

Идет второй день суда. Показания дает Сергей Морозов – дед Павла.

Скупо говорит старик: «Росли ненависть и злоба к Павлику. Сноху ненавидел. Внучат не считал за родню. Особенно не взлюбил Павла, особенно после разоблачения им отца. Злобу подогревал Кулкуканов. У кулака Кулкуканова одна мысль – убить ребят. Ждали удобного случая».

Дед видел – ребята пошли в лес. Данила взял нож. Пошли в лес с решением убить ребят.

Идут – навстречу ребята. Данила ударил Федю. Его убили, чтобы не было свидетелей.

Подсудимый Данила Морозов подтверждает показания деда:

«Убили мы и Кулкуканов. Кулкуканов дал мне 30 рублей и сказал: «В момент укокошить попробуй, с дедом давно сговорились». Когда шли в лес, дед говорил: «Не робей». Когда Павлика резал, он закричал: «Федя, убегай!». Дед его схватил. Убили и оттащили в кусты. 4 сентября ходил к Кулкуканову. Он дал чашку водки и просил не ходить в деревню».

Допрашивается кулак Кулкуканов. Хитрый, трусливый враг елейным, певучим голосом пытается запутать дело. Все сваливает на старика. Чаще всего отвечает: «Не знаю». Прикидывается безобидным, непьющим, признается в любви к Павлику.

Перекрестным допросом разоблачается кулак Кулкуканов – вдохновитель и организатор убийства Павлика. Это он подговорил деда, это он уговорил Данилу и дал ему денег.
Затем дают показания кулак Симин и мать убитых.

27 ноября допрос свидетелей.
Е. Смирнов
».


И так, вроде все достаточно понятно. Но мотив убийства в сентябре 1932 года все таки не ясен. Трофим Морозов был осужден 2 года назад (если верить БСЭ). Два года Кулуканов держит злобу на Павлика. И вот время пришло. Что же стало катализатором убийства, что произошло в августе, начале сентября 1932 года из статьи Е. Смирнова совершенно не ясно. Кем приходится Кулкуканов Трофиму Морозову, что он готов убить его малолетнего сына, из очерков «Пионерской правды» понять не возможно. Кулкуканов на суде ни в чем не признался. На то он хитрый и трусливый враг. Почему он кулак – тоже не очень понятно. Дед и двоюродный брат, судя по репортажам, во всем признались. Но их признания какие-то куцые. Чувствуется недосказанность. Как проходило расследование – не ясно. А мы помним, что сначала арестованных было 9 человек. Потом убийцами были объявлены Данила Морозов и Ефим Шатраков (по вопросу презумпции невиновности – это явно не к "Пионерской правде", в СССР она появилась, и то частично, только в 1977 г.). Потом убийцами оказались близкие родственники и примкнувший к ним Арсений Кулуканов (плюс какой-то Силин). То есть следствие шло, причастность заподозренных устанавливалась и к суду осталось 5 человек. Убийцы признались, что еще нужно?
Но мы в наше время дотошные и к результатам показательных процессов 1930-х годов не шибко доверчивые, поэтому будем и дальше сравнивать имеющуюся информацию из разных источников.

3 декабря «Пионерская правда» сообщила: «УБИЙЦЫ ПАВЛУШИ МОРОЗОВА ПРИГОВОРЕНЫ К ВЫСШЕЙ МЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. После трехдневного разбирательства суд над убийцами пионера Павла Морозова и его брата Феди вынес приговор, по которому убийцы – Кулуканов, Сергей Морозов, Ксения Морозова и Данила Морозов – приговорены к высшей мере социальной защиты – расстрелу».

Прежде чем мы перейдем от газетных репортажей к художественной литературе, пробежимся еще по нескольким номерам «Пионерской правды».

5 декабря «Пионерская правда» публикует речь тов. Смирнова Е. на суде (в качестве общественного обвинителя от газеты).

Речь большая, приведу несколько фрагментов из нее:
«– Товарищи, убийство в Герасимовке есть одно из проявлений классовой борьбы в стране ...

- Павлик ясно осознавал свои классовые задачи и, как пионер, стойко боролся за них ...

- Его кличка была «Пашка-коммунист». Почетная кличка! ...

- Вспомните речь Павлика на суде своего бывшего отца -подкулачника.

- «Дяденьки судьи! Мой отец творил явную контрреволюцию. Я, как пионер, обязан это сказать. Мой отец – не защитник интересов Октября. Он всячески помогает кулаку, стоит за него горой. И я не как сын, а как пионер, прошу привлечь к суровой ответственности моего отца» ...

– Кулачье ощетинилось, оскалило зубы. Но Павлика не испугаешь. он разоблачает отца и ведет неустанную борьбу с кулаками. Во главе небольшой группы деревенских пионеров он идет по селу и вывешивает позорные лозунги на домах зажимщиков хлеба. Он разоблачает кулака Кулаканова и др. скрывавших хлеб от государства ...

– Стал предателем отец – Павлик выдал его. Укрыл кулацкое имущество дед – Павлик раскрыл его. Украл кулак Кулуканов общественный хлеб – Павлик выдал его. Укрыл кулак Шатриков оружие – Павлик разоблачил его. Спекулировал кулак Силин – Павлик вывел его на чистую воду.

Не испугали Павлика кулацкие угрозы. Из него рос недюжинный большевик. Это чуяло кулачье и решило убрать его с дороги...».

А 23 декабря «Пионерская правда» сообщила:

«КНИГА И ФИЛЬМ О ПАВЛЕ МОРОЗОВЕ. ЦК ВЛКСМ поручил ЦБ ДКО и культпропу ЦК разработать и издать пресс-бюллетень о пионере Морозове для помещения его во всех школьных и пионерских газетах и журналах; обеспечить написание сценария для кинофильма и пьесы для детских театров – о жизни и смерти пионера Морозова; разработать содержание и обеспечить издание Изогизом плакатов на эту тему. Издательству «Молодая гвардия» поручено издать специальную книгу о пионере Морозове для пионеров и детей».

Можно считать, что с этого момента закрутились бюрократические жернова и колесо истории бесстрастно начало движение по пути увековечения легенды о Павлике Морозове.

Теперь перейдем к литературе художественной.
Продолжение следует.

Показать полностью 14
Отличная работа, все прочитано!