odno.kino

odno.kino

Пишу посты о кино, веду телеграм-канал: http://t.me/odno_kino
На Пикабу
215К рейтинг 2480 подписчиков 0 подписок 163 поста 145 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу лучший длиннопост недели Победитель «Киношный пост года – 2018» номинант «Киношный пост года – 2018» более 1000 подписчиков
394

Сценарные доктора: хирурги в Голливуде1

Всем привет!

Сегодня хочу рассказать о профессии, которая сильно влияет на кино, но почти никогда не указывалась в титрах.

Это — сценарные доктора.

(нет, это другие доктора)

(нет, это другие доктора)

Кто такие сценарные доктора и чем они отличаются от обычных сценаристов

Кто такие сценаристы? Ну очевидно, это классические авторы текста, по которому потом будут снимать кино. Они могут работать по одиночке, в паре или группе, переписывать работу предыдущих сценаристов и так далее.

Но иногда бывает, что уже впритык съемки, а сценарий все еще тревожит продюсеров или режиссера — тогда они зовут спецов, которые доработают скрипт до нужного качества. Они и есть сценарные доктора.

Самый классический пример — это когда сценарию дается зеленый свет «в кредит» (мол, история в целом хороша, есть пара проблемок во втором акте и диалоги тяжелые, но через полгода точно будем снимать, потому что там окно в графике у нужной звезды).

А за эти полгода у сценариста что-то забарахлило и нужные проблемы он решить так и не смог. И тут еще важная деталь— в Голливуде есть жесткие критерии кого указывать в титрах и какую зарплату платить (в зависимости от процента доработок).

И тут сценарные доктора — это способ сократить бюджет, не подключая нового полноценного сценариста для парочки доработок.

Ну давайте к примеру!

Самый яркий пример: Квентин Тарантино

Прежде чем стать режиссером с культовым именем, Тарантино подрабатывал таким вот «полировщиком».

В основном менял он диалоги, добавляя в них «живости».

И мне нравится насколько незаметно и мягко Квентин влиял на сценарии.

Даже не знаю, как догадаться, где найти его руку в «Скале» или в «Багровом приливе»

Немного истории появления профессии

По сути, первые сценарные доктора появились ещё во времена студийной системы Голливуда.

Самый известный — Бен Хект, один из величайших сценаристов той эпохи, сценарист «Лица со шрамом» (оригинального, 1932 года), «Его девушки Пятницы» и тд.

Он, кстати, был первым обладателем Оскара за лучший сценарий, в 1936-ом году (который тогда назывался best story, а не best screeenplay)

Он, кстати, был первым обладателем Оскара за лучший сценарий, в 1936-ом году (который тогда назывался best story, а не best screeenplay)

Так вот, у Бена было две особенности:

  1. Он был чудовищно плодотворен (задокументированный факт, что он переписал сценарий «Унесенных ветром» за 5 дней)

  2. Он обладал радикальными сионистскими взглядами, из-за чего студии опасались брать его на работу “официально”, чтобы не иметь политических рисков.

Поэтому титаны той эпохи (Хичкок, Хоукс, Селзник) подключали его к сценариям за доп плату, без указания в титрах.
Хект в итоге улучшал безумное количество сценариев той эпохи, самые громкие, которые прошли через него без указания в титров — «Унесенные ветром», «2000 лье под водой», «Незнакомцы в поезде», «Клеопатра» и так далее.

Потом, в 50-ых и по подобной схеме работал Роберт Таун (сценарист «Китайского квартала»), с очень буйным нравом, из-за чего с ним не хотели работать на постоянной основе, но хотели использовать его талант.
Например, он помогал Копполе с “Крестным отцом” (а именно с доработками сцены в саду между Майклом и Вито).

И уже в 60-ых появились новые правила Гильдии сценаристов, которые ужесточили требования по тому, какой оклад нужно платить сценаристам — поэтому потребность в более дешевых способах улучшить сценарий стала гораздо острее.

С той поры сценарных докторов можно считать неотъемлемой частью кинопроизводства.

Ну и давайте больше примеров!

Кэрри Фишер

Да, та самая принцесса Лея.

Впервые начала переделывать реплики еще на оригинальных Звездных войнах (со словами «Ты можешь писать эту хрень, Джордж, но мы не можем это говорить”).

Потихоньку совмещая актерскую карьеру со сценарной, к 90-ым она стала одним из самых влиятельных сценарных докторов — например, она поработала над третьим “Смертельным Оружием”, “Капитаном Крюком” и сериалом “Хроники молодого Индианы Джонса”.

А когда ее спросили, зачем она занимается работой над сценариями она в шутку ответила, что кокаин довольно дорогой.

Джосс Уидон

Начал карьеру с создания фильма про Баффи, истребительницу вампиров

(мне кстати всегда казалось, что она была “Победительницей вампиров”)

(мне кстати всегда казалось, что она была “Победительницей вампиров”)

Фильм провалился, из-за чего Уидон ушел на время из режиссуры, занявшись сценариями.
Он чередовал как официальную работу сценариста (“История игрушек”, “Чужой: воскрешение”), так и халтурки в виде полировки сценариев.
Джосс доводил до финальных версий сценарии “Скорости”, “Быстрого и мёртвого”, “Водного мира”, “Людей икс” — в общем, он был одним из самых плодовитовых докторов в 90-ых годах.

Успешная работа над сценариями помогла ему запустить сериал про Баффи — который был уже гораздо успешнее фильма.
Ну а потом были и культовый Светлячок, и Хижина в лесу.

А пиком карьеры стали первые Мстители.

Аарон Соркин

Если в фильме вдруг появлялся быстрый, острый диалоговый ритм — над текстом скорее всего сидел Аарон.
Благодаря ему, например, так хлестко звучат диалоги между солдатами в “Спасти рядового Райана” Стивена Спилберга. Также он работал над “Врагом государства” с Уиллом Смитом.

Ну а славу ему принесли полноценные сценарии “Несколько хороших парней” и “Социальная сеть”

Скетч под классический пулеметный темп Соркина в диалогах.

Скетч под классический пулеметный темп Соркина в диалогах.


Что происходит сейчас

Сегодня профессия становится более формальной. Очень сильно на это повлияли сериалы, где над сценариями могли работать десятки людей и это никак не скрывается.

Стриминги, шоураннеры и большие сценарные группы размазывают ответственность так тонко, что многие «доктора» официально именуются:

  • creative consultant,

  • additional writing,

  • story polish.

А в 2022 для фильмов ввели новый титр, который по сути узаконивает сценарных докторов — Additional Literary Material.

Например, так в недавнем фильме «Злая» указали Крейга Мейзина, создателя «Чернобыля» и «Одних из нас» (который немного консультировал по характерам персонажей)

Но профсоюзную оплату и шанс на номинации получают по прежнему только авторы сценария (которым должно принадлежать не менее 33% итогово материала).

Но сама роль из кино никуда не исчезнет — всегда нужен будет спец, который поможет подлатать “больные” сцены и вернет фильм к жизни.

Спасибо за прочтение!
Телеграм-канал Одно Кино (пост взят оттуда): t.me/odno_kino

Показать полностью 15
1609

Откуда взялись сцены после титров и какие они бывают

За последние 15 лет сцены после титров стали привычным приемом — в первую очередь из-за фильмов Marvel.

Но очевидно, не комиксы впервые их придумали — так давайте разберемся, откуда они появились и зачем нужны!

Откуда взялись сцены после титров и какие они бывают

Текста тут будет по-минимуму, а картинок и видео — по максимуму (я, если честно, даже устал все это нарезать).

Про историю появления титров (кратко)

Так, перед тем как рассказать, откуда появились сцены после финальных титров — нужно рассказать откуда взялись финальные титры :)

В самом начале титры всегда шли в начале фильма — вместе с названием картины. А конец фильма ознаменовался просто — титром «Конец», «The End» или «Fin».

Но уже в 30-ые список актеров перенесли в конец (считается, что первым фильмом, который перечислил всех участников был «Волшебник страны ОЗ»)

Под всеми — даже включая собачку Тото, которая играла, собственно, роль собачки Тото

А вот первые красочные «долгие» финальные титры появились в фильме «Вокруг света за 80 дней» 1956-го года — после финальной сцены начиналась очень красивая анимация, где появлялась имена всех членов съемочной группы.

И примерно тогда же активизировались профсоюзы (типа IATSE), которые начали требовать явного упоминания имен всех участников съемочной группы.

С тех пор значимых изменений в структуре титров не было — кроме того, что они обрастали все более новыми и новыми требованиям типа юридических копирайтов, дисклеймеров и так далее.

Кстати, первые классические бегущие вверх титр появились в фильме «Лоуренс Аравийский» 1962-го года.

Из забавного — на текущий момент своеобразным рекордсменом считается «Кредо Убийцы» — в нем титры длятся 15 минут (то есть буквально 15% от 100-минутного фильма).

Откуда взялись сцены после титров и какие они бывают

Так, ну и собственно давайте перейдем теперь к сценам после титров.

История появления сцен после титров

Сложно отследить первое появление какого-то действия после финала —  буквально уже в 1939 году был фильм «Приграничный горизонт», где в конце фильма ковбои идут под музыку, параллельно с надписью «The End»  — что формально можно считать сценой после титров.

Поэтому мы тут исключим случаи, при котором титры просто начинаются параллельно последней сцене фильма.

Также не будет включать в себя случаи, когда параллельно титрам идут забавные моменты — как культовые неудачные дубли Джеки Чана

Первая сцена после титров

Считается, что первым фильмом с «классической» сценой после титров был фильм «Глушители» 1966-го года с Дином Мартином.

Это был первый фильм киносерии про агента Мэтта Хелма — и в конце, после упоминания участников съемочной группы была сцена с Мартином, окруженном девушками — где тизерилась следующая часть, «Закоулок убийц».

Такой прием был скорее единичный (тот же Джеймс Бонд, например, представлял следующую часть сразу в титрах, а не в отдельной сцене)

Откуда взялись сцены после титров и какие они бывают

Прием особо культовым не стал и особо не использовался — пока не наступили 80-ые.

Первые культовые примеры

Так, первая по-настоящему знаковая сцена после титров была в комедии «Аэроплан!» с Лесли Нильсеном 1980-го года.
Фильм был пародией на все возможные клише и игрался с форматом как мог.

Поэтому, после всех титров, появлялся отрывок с пассажиром, который ждет главного героя, таксиста (который убежал на самолет в самом начале фильма).

А в 1985 на экран вышел «Молодой Шерлок Холмс», который впервые использовал сцену после титров как клиффхэнгер для создания интриги — оказывается, что главный злодей, профессор Рот выжил.

И, заселяясь в швейцарский отель, он указывает свое имя — Мориарти (отсылая к заклятому противнику Шерлока Холмса)

Таким образом, прием со сценой после титров закрепляется в двух типах использования: или комичный момент, или клиффхэнгер и создание интриги.

Ну а теперь — самые яркие примеры!

Комичный или забавный момент

Самый культовый пример использования сцены как комичного пост-модернового приема, это, безусловно, «Феррис Бьюллер берёт выходной».
После титров, сам Феррис в домашнем халате обращается к зрителям, удивляясь, что они все еще тут и прогоняя их из кинозалов.

Кстати, именно эту сцену спародировал уже в своей сцене после титров Дэдпул:

Или как в фильме «Миллион способов потерять голову», в сцене после финала внезапно появлялся Джанго из фильма «Джанго Освобожденный»!

Создание интриги

Тут было несколько примеров до 2008 года — например, в фильме «Властелины Вселенной» Скелетор в конце оживал и говорил «Я вернусь!» (но продолжения фильма не было)

Или в «Константине», в сцене после титров Чес (герой Шайа ЛаБафа) воскрешался в образе ангела.


Но, давайте тут не прятать слона в комнате — очевидно этот прием узурпировала Марвел.
В конце 2008 года, вышел первый «Железный Человек».

И после титров Ник Фьюри зовет Тони Старка присоединиться к Мстителям — таким образом была начата кинематографическая вселенная Марвел, где все фильмы были связанны друг с другом.

Это стало своеобразной фишкой франшизы, в каждом фильме Марвел была сцена после титров (и обычно не одна).
Но, как и любой прием, который стал обязательным — если честно, в какой-то момент эта традиция уже вышла из берегов.

Кульминацией были вторые «Стражи Галактики» — где было уже 5 (!) сцен после титров.

Кстати, а первая франшиза, которая использовала сцены после титров — сюрприз, не Марвел, а «Пираты Карибского моря».

А лично моя любимая сцена после титров — в мультике «Валли», где в конце у лампы Пиксара перегорает лампочка, и ее меняет робот Валли.
Какого-то сакрального смысла она не несет, но мне очень нравится, как соединили классическую заставку и героя мультика.


В итоге, такой прием как сцена после титров стала повсеместно использоваться — почти во всех развлекательных блокбастеров.
Marvel, конечно, довёл этот трюк до мейнстрима, но сцены после титров жили задолго и до Тони Старка.

Это как секретная открытка от режиссёра зрителю: «Спасибо, что досмотрел». И ради такого сюрприза иногда стоит задержаться ещё на пару минут (или нет — тут уж как повезёт)

Спасибо за прочтение!

Мой телеграм-канал: Одно Кино

Показать полностью 16 14
21

Про собак и переводы

Есть такой фильм с Джеймсом Белуши, «K-9, Собачая работа».

И я только сегодня узнал, что K9 (ка-найн) по-английски звучит «Canine», то есть буквально научный термин «Cобака» (отсюда же например корм «роял канин» и тд)

Поэтому K9 — это устойчивое название кинологических отрядов в полициях США.

P.S. а еще «клыки» по-английски это «canine teeth».

То есть буквально, Дракулы, Носферату и прочие Блейды бегали с «собачьими зубами».

Пост взят из телеграм-канала Одно-Кино

Показать полностью 3
34

Как украли первый киноблокбастер

Расскажу сегодня про то, как решали вопросы с авторскими правами сто лет назад.

Был такой Жорж Мельес — один из первых великих кинематографистов, изобретатель, да и вообще, «отец» современного кино.

Можно считать так: братья Люмьер — пионеры технической составляющей кино, Томас Эдисон — коммерческой, а Мельес — творческой.

Его историю в немного сказочном ключе пересказывает Мартин Скорсезе в «Хранителе времени».

В 1902 году Мельес снял культовое «Путешествие на Луну» (одна из первых фантастических лент с большим размахом, знаменитый кадр с ракетой в глаз Луны и тд).

Вот, кстати, ссылка на полный фильм.
Лента имела огромный успех и по сути стала первым международным хитом.

И, разумеется, отлично зарабатывала.

Только вот нюанс — большинство из заработанных денег Мельес так и не увидел!


Ведь на самом крупном рынке (США) Томас Эдисон прокатывал свою пиратскую версию.
Эдисон (не лично, но кто-то из его компании) просто скопировал одну из европейских прокатных лент «Путешествия» и показывал в США (формально, не было законов, которые бы запрещали такое).

Мельес пытался с таким бороться, открыл в США филиал своей киностудии, но уже опоздал.

Позднее, студия Мельеса обанкротилась (из-за войны в Европе и из-за того, что не смогла нормально занять рынок США).

Про патенты того времени
Кстати, интересно, что патентовались в то время не сами фильмы, а технологии (пленки и камеры).

Формально, прокатывать пленку Мельеса Эдисон не мог — поэтому он и скопировал ее.

Эдисон вообще был супер жуком с точки зрения коммерции — в 1908 году он основал Motion Picture Patents Company (MPPC, которая иногда называется проще — Edison Trust). Трасту принадлежали все патенты на перфорированную пленку на территории США (то есть это касалось буквально всех фильмов того времени).

Похожий принцип работы (давление патентами) Эдисон использовал почти везде — например, в знаменитой “Войне токов” с Джорджем Вестингаузом и Николой Теслой

Кстати, по-английски переменный ток/постоянный ток сокращается как AC/DC. Именно это стало источником для названия рок-группы AC/DC.

Кстати, по-английски переменный ток/постоянный ток сокращается как AC/DC. Именно это стало источником для названия рок-группы AC/DC.

Из интересного — первоначально, Эдисон разработал кинетоскоп — устройство, позволяющее смотреть на короткие фильмы через окуляр. И это скорее напоминало Youtube — все просмотры были индивидуальны. Люди платили за сеансы, кинетоскопы выставлялись в развлекательных центрах и на ярмарках. То есть тут честно нужно признать — в 1893 году Эдисон первый придумал коммерческий прокат фильмов, за пару лет до братьев Люмьер (показ на улице Капуцинок был в 1895).

Но позже (особенно после успехов Люмьеров и Мельесе в Европе в конце 1890-ых), Эдисон перешел на зрительские показы фильмов в театрах, как раз под эгидой своей компании (MPPC).

В картель вошли все крупные киностудии того времени и они буквально судились со всеми кинематографистами вне картеля.

Смотрят на тебя как на независимого кинематографиста

Смотрят на тебя как на независимого кинематографиста

Как результат — оставшиеся кинематографисты массово переехали из Нью-Йорка на запад США, где был слабее контроль. И начали там создавать фильмы для конкуренции с Эдисоном.

А в 1915 году Верховный суд США признал MPPC незаконным картелем и монополией и приказал распустить компанию.

Ну а то место, куда переехали киношники, мы до сих пор знаем под именем «Голливуд», но это уже совсем другая история.

Спасибо за прочтение!

Телеграм канал Одно Кино: t.me/odno_kino (пост взят оттуда)

Показать полностью 9
43

Пересечение параллельных киномиров или как связаны Тарковский и Трэхо

Расскажу про то, как иногда от переплетений в киномире у меня взрывается мозг.

Есть такой актер, Дэнни Трехо. Суров, брутален.

Знаем и любим за «Мачете», «Отчаянного», «Детей шпионов» и так далее.

Впервые на экране появился в фильме «Поезд-Беглец» Андрея Кончаловского — после чего Трехо заметили и стали приглашать сниматься в других фильмах, как характерного дядьку.

В фильм Трехо попал через Эдди Банкера — который был сокамерником Трэхо, а после стал писателем и сценаристом.

Банкер заметил Дэнни, который пришел в фильм простым статистом и предложил стать тренером по боксу для Эрика Робертса (исполнителя одной из главных ролей).

Как тренера его заметил Кончаловский и предложили сняться в эпизоде в роли боксера.

В дальнейшем, кстати, Трэхо и Банкер еще пересеклись на фильме “Схватка”.

Ну а Кончаловский (режиссер фильма “Поезд Беглец”) — однокурсник по ВГИКу Андрея Тарковского (они вместе работали на фильмах «Иваново детство» и «Андрей Рублев»).

То есть получается, Дэнни Трехо и Андрей Тарковский буквально знали друг друга через одно рукопожатие!

У меня в голове просто это как персонажи из разных вселенных, которые никогда не пересекутся.

Еще пара примеров

Из подобного — тот же Тарковский смотрел первого «Терминатора» и неплохо о нем отзывался (если, что, между выходом «Сталкера» и «Терминатором» 5 лет разницы).

А Майкл Бин (исполнитель роли Кайла Риза в первом «Терминаторе») — приезжал в Россию сниматься у Андрея Балабанова в фильме «Американец». Но он буквально ушел в запой в Норильске, сорвал съемки из-за чего фильм в итоге не сняли.

Если вернуться к Кончаловскому, то его брат, Никита Михалков — был фаворитом на Каннском кинофестивале 1994 года с «Утомленными солнцем».

Но проиграл 30-летнему полу-дебютанту из Теннесси со сложной фамилией — Квентину Тарантино.

У которого, кстати, Эдди Банкер играл в первом фильме, «Бешеные псы».

Ей-богу, все переплетено.

P.S. Ну а в качестве поскриптума — помимо братьев Вайнштейн и Лоуренса Бендера, продюсером «Криминального чтива» был Дэнни Де Вито.

Да-да, тот самый.

Спасибо за прочтение!

Телеграм-канал Одно (пост взят оттуда): t.me/odno_kino

Показать полностью 8
2727

Про типы одежды на героях мультфильмов

Все мы помним старые приколы про то, что Дональд Дак везде ходит без штанов.
Или про то, что в одной и той же вселенной есть одетая собака (Гуфи) и голая собака (Плуто).

Про типы одежды на героях мультфильмов

Я про это много и думал, и в итоге сформулировал несколько типов одежды антропоморфных (=человекоподобных) животных.

Самые скучные варианты (полностью голые, как Том и Джерри, или полностью одетые, как кот Леопольд или «Ну погоди!») — отметаем сразу.

Итого, представляю вам 4 группы персонажей!

Первая группа (только штаны) — животные не носят ничего, кроме одежды ниже пояса.
В целом, логично, штаны — самый простой шаг к одежде на персонаже.

А одежда нужна для 3 вещей:

  1. Добавить человекоподности

  2. Добавить ярких цветных контрастов (как, например, красные штаны на Микки Маусе)

  3. Избежать неловких вопросов про полную наготу :)

При этом, женские персонажи носят полный комплект одежды, дабы никого не смущать

Вторая группа (только не штаны) — они носят только верхнюю часть одежды (рубашка, пиджак, футболка и так далее).

Тоже логично — в основном это касается хвостатых героев (так как там рисовать штаны вместе с хвостом было бы проблематично),

Кстати, задачка для смышленых — откуда у Порки Пига рукава рубашки под пиджаком?))

Третья группа (воротниковые) — достаточно только аксессуара на шею.

Это шло еще из старых мультиков. Гораздо площе было анимировать только голову, а не все тело — и воротник служил отличным визуальным разделением.

А со временем это стало использоваться как отсылка к классике (например, как в "Побеге из курятника").

Четвертая группа (аксессуарные) — у этих животных есть какой-то отличительный элемент одежды (перчатки, обувь, шляпа и так далее).
По сути, эта группа близка к первой (только штаны), где одежду обозначают еще проще — каким-то одним предметом.

Кстати, белые перчатки носило большинство героев мультиков Диснея. Просто для того, чтобы жесты рук не сливались с телом (например, когда герой прикладывает ладони к груди).

Ну и вдогонку, есть забавная деталь.

Неважно к какой группе принадлежат животные — если они пойдут на пляж, они все равно будут одеты как люди :)

P.S. А чтобы зафиналить — в большинстве анимационных миров, даже полностью неодетые животные  обычно не считаются голыми.

Считается, что их мех — это их одежда :)

Спасибо за прочтение!
Телеграм-канал Одно Кино (пост взят оттуда): https://t.me/odno_kino

Показать полностью 27
113

Про то, откуда взялся звук заставки Netflix2

Для меня сегодня стало на одну тайну меньше — что именно звучит в заставке Netflix (культовое интро tu-dum)

Оказывается, это звук от удара кулака по столу — причем не какого-то абстрактного кулака, а вполне конкретного.

Впервые мир услышал это двухзвучие в финале 2-го сезона «Карточного домика» (эпизод вышел 14 февраля 2014 года).

Френк Андервуд (в исполнении Кевина Спейси) долго и грозно смотрит в камеру, а потом, собственно, ударяет по столу.

После выхода этой серии, звук начал использоваться в открывающем лого (и до сих пор используется — уже больше 10 лет!)

В целом, история символичная — напомню, что «Карточный домик» был главным сокровищем Netflix, который и вывел стриминг в высшую лигу.

Это был их первый оригинальный сериал (и вообще первое крупное произведение, снятое самой платформой)

Про то, откуда взялся звук заставки Netflix

Забавно, что мысль о том, что стриминги сами для себя снимают контент сейчас кажется супер обычной — а в 2013 это была маленькая революция.

А еще, когда начались гонения на Спейси, Нетфликс буквально переписал историю этого звука — выпустил статью, где рассказывалось, как звукорежиссер Лон Бендер (обладатель Оскара за «Храброе сердце») почти год придумывал эту заставку, перепробовав сотню вариантов и тд — без какого-либо упоминания «Карточного домика» или Спейси.

Спасибо за прочтение!

Взято из тг канала Одно Кино: https://t.me/odno_kino

Показать полностью 1 1
709

Про главную тему в кино в 1999 году

Забавно, как в одном и том же году — в 1999 — вышло несколько культовых фильмов, которых объединяла общая тема.

Все они показывали, как текущая рутина сводит главных героев с ума и как они находят способы вырваться из неё.

Немного контекста

90-е годы были сложным периодом для США.

В 80-х произошёл перелом: эпоха бунтарства и хиппи были подавлены, но не танками, а офисной культурой, Уолл-стритом и образом успешного яппи. Однако, новая идеология не принесла ничего, кроме роста цинизма и напряжения в обществе.

И вот, общество вступило в новое десятилетие — с парой войн (Югославия, вступление США в конфликт в Кувейте), сильными внутренние противоречия (погромы в ЛА, резня в Уэйко, теракт в Оклахоме-сити).

Если сюда еще присыпать нервозность перед миллениумом (наступление нового тысячелетия) — то становится понятным, почему в обществе появился такой сильный запрос на стремление вырваться из этого мира, к свободе в широком смысле слова.

А символом текущего заточения однозначно стал офис-тюрьма.

Ну а теперь давайте вернемся к кино, к тому как на подобные настроения среагировали в Голливуде.

И, что интересно — среагировали в один и тот же год — в 1999.

Бойцовский клуб

Я хотел уничтожить что-то красивое...

Рассказчик

«Бойцовский клуб» показывал как герой Нортона ехал по фазе от пластиковой пустоты и одноразового однообразия вокруг.

И путь к переменам показан только через деструкцию и само-деструкцию (как единственный способ почувствовать себя живым).

В финале главный герой взрывает небоскребы банков — как явный вызов банкам и тому самому офисному рабству.

Красота по-американски

Моя жена и дочь считают, что я гигантский неудачник. И в чем-то они правы. Но я не всегда был таким.

Лестер Бёрнем

Вся жизнь для главного героя «Красоты по-американски» — это несвобода.
Даже на визуальном уровне, Лестера постоянно запирают в визуальной клетке обязательств и ограничений.

Ну а «сбежал» Лестер через отрицание текущего статуса-кво.

Из-за вспыхнувших эмоций к молодой девушке, Лестер по сути отринул те самые обязанности и ограничения. И, наплевав на мнение окружающих, герой Спейси смог вдохнуть полной грудью (хоть и на короткое время).

Матрица

Следуй за белым кроликом.

Тринити

«Матрица» демонстрировала серость жизни буквально через серо-зеленый фильтр и подчеркивание того, что человек в мире Матрицы — лишь винтик (или, если быть точнее — батарейка).

Ну а бегство предполагалось, через выбор — пожалуй, самый известный в истории кино.

Cиняя таблетка — и комфортная скучная жизнь вернется.
Красная — и прыжок веры в новую реальность.

Нео (будучи офисным работником), разумеется, выбирает красную.
И жизнь его становится гораздо интереснее:

Про общий момент

Вспомним то, про что я говорил в начале — офис как символ несвободы.
Забавно, но во всех трех фильмах был почти буквально одинаковый разговор в кабинете начальника — где босс недоволен главным героем и ведет себя надменно (даже ракурсы похожи).

Даже в “Магнолии” (разумеется, тоже 1999 года) был такой кадр.

Офисное пространство

Визуально всю эту идею (бег из рутины) можно подытожить кайфушной сценой из «Офисного пространства».

Год выхода угадаете? (правильно, конечно же тоже 1999).

Если поразгонять, даже первый эпизод «Звездных войн» был на похожую тему, с избавлением Энакина от татуинского «офисного» рабства 🙂

После того всплеска, тема бегства из офисного рабства как-то остыла и на пару лет сменилась масштабными блокбастерными франшизами («Пираты Карибского моря», «Властелин Колец», «Гарри Поттер») или подростковыми комедиями.

Кстати, «Американский пирог» тоже вышел в 1999 году.

P.S. Ну и чтобы два раза не вставать, давайте закину момент из «Офисного пространства», с которого всегда трещу как в первый раз. Искренне считаю Лоуренса самым гениальным персонажем фильма.

P.P.S. Кстати, 1999 многими считается лучшим годом в истории кино.

Вот неполный список того, что релизнулось в этот год: «Бойцовский клуб», «Красота по-американски», «Офисное пространство», «Ведьма из Блэр», «Шестое чувство», «История игрушек 2», «Магнолия», «Мумия, «Все о моей матери», «Талантливый мистер Рипли», «Зеленая Миля», «Тарзан», «Американский пирог», «Розетта», «Стальной гигант», «Святые из трущоб», «Жестокие игры», «Догма», «С широко закрытыми глазами», «Беги Лола, беги», «Анализируй это», «Быть Джоном Малковичем», «Матрица» и тд.

Есть даже клевая книжка на эту тему — «Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все», всем советую. Я думал это просто альманах рецензий будет, а это прям интересная работа, где автор словно проживает этот год заново, вспоминая хронологически все события и контекст.

А еще, «Зеленый слоник» тоже вышел в 1999 году....

Спасибо за прочтение!

Пост взят из моего телеграм-канала Одно Кино: @odno_kino

Показать полностью 20 2
Отличная работа, все прочитано!