Серия «Династия Рюриковичей»

4

Олег Вещий

После смерти Рюрика, который княжил до 879 года, правление должно было перейти к его сыну Игорю. Но из-за малолетства Игорь не мог принять власть, и приняв опеку над юным князем править стал его родственник -Олег , прозванный позже «Вещим».

Олег был весьма умным и предприимчивым правителем, и положил начало объединению всех отдельных славянских княжеств. В 882 году Олег завоевал Смоленск и покорил северян. В том же году, возрастающая сила Аскольда и Дира, которые с 866 года обосновались в Киеве, обратила внимание Олега на это город.

Не желая проливать кровь, Олег использовал хитрость. Отделившись от войска и приплыв на ладьях к Киеву, он послал сказать Аскольду и Диру, что к ним приехали купцы, отправляющиеся в Грецию. Аскольд и Дир, ничего не подозревая, вышли к нему. Их схватили, и Олег объявил, что они не имеют права владеть Киевом: «Вы не Князья и незнатного рода, а я Князь, а вот сын Рюрика». И в ту же минуту Аскольд и Дир были убиты воинами Олега. После чего, Олег без труда овладел Киевом.

Впоследствии, он перенес туда свою столицу из Новгорода. Повесть временных лет, так описывает начало правления Олега в Киеве: И сѣде Олегъ, княжа в Киевѣ, и рече Олегъ: «Се буди мати городом русскымъ». И бѣша у него словѣни и варязи и прочии, прозвашася русью».

В 905 году Олег женил Игоря на девице Ольге из Пскова. Есть также версия, что Ольга была из Изборска, но Житие святой Ольги повествует, что в районе Псковских земель впервые состоялась её встреча с будущим супругом. Молодой князь охотился и, желая перебраться через реку, увидел Ольгу в лодке, которая помогла ему переплыть берег. Поэтому будем придерживаться этой версии.

С 883 по 906 годы Олег покорил Древлян, Днепровских северян и Радимичей.
Но он не довольствовался покорением лишь славянских народов: ему хотелось отправится походом в Грецию, где можно было достать богатую добычу. Наконец, в 906 году он собрал многочисленную дружину и на 2000 ладьях отправился к Царь-граду Константинополю, столице Византийской империи.

Город взять было трудно, поэтому Олег опять прибегнул к хитрости: он высадился со своей дружиной на берег, и начал грабить и опустошать окрестности города. Этот грабеж достиг наконец таких размеров, что греки уже не могли терпеть этого, и чтоб избавиться от него, они послали много богатых подарков и заключили с ним условия для торговли, очень выгодные для русских купцов. Мир был утвержден присягою: Греческий император клялся Евангелием, а Олег богами Перуном и Волосом (а не Тором и Одином, как это сделали бы скандинавы). В память о своей победе Олег прибил свой щит к вратам Царь-града.

Этот удачный поход так впечатлил народ, что Олег за свой ум, храбрость и богатство получил прозвище «вещий» (мудрый).

После заключения мира с греками, Олег не организовывал больших военных походов в иные земли, и как сказал Николай Михайлович Карамзин об этом периоде жизни князя: «Олег по заключению мира с греками, наслаждался спокойствием среди побед и славы».

По преданиям, его спокойная жизнь была омрачена лишь в 908 году предсказанием волхвов, которые предсказали Олегу, что он умрет от любимого своего коня. Князь перестал ездить на этом коне, и через четыре года узнав, что конь умер, пожелал видеть его кости. Поставив ногу на череп коня, Олег сказал: Мне ли его бояться? - Но внутри черепа притаилась змея, которая и ужалила князя. Это предание сообщает нам о смерти Олега Вещего от укуса змеи. Олег княжил 33 года: с 879 по 912 год.

Оригинал статьи и все изображения к ней - здесь.

Показать полностью 2
1

Призвание Рюрика - признанное начало государственности России

Рюрик

Рюрик

Считается, что в 862 году на княжение в Ладогу, Белоозеро и Изборск были призваны варяжские князья Рюрик, Трувор и Синеус. В тот же год, под правление Рюрика переходит Новгород. А через два года Синеус и Трувор умирают и подконтрольные им города отходят под управление к Рюрику. Полоцк, Ростов, Муром также оказываются под властью варяжского князя.

О том, представителем какого народа был Рюрик, дебаты идут до сих пор. Существует две основных теории.

Первая теория, известная как «норманнская теория», утверждает, что славянские племена: поляне, древляне, кривичи и прочие - до IX века не составляли единого государства, жили особняком - родами и общинами. Между племенами и даже отдельными родами постоянно происходили ссоры и войны. Усобицами славян пользовались их соседи, которые часто нападали на славянские племена, грабили и обкладывали данью. Временами славяне забывали взаимную вражду, объединялись и прогоняли врагов. Но согласие между ними было не продолжительным - и вновь рознь и вражда, а соседи снова принимались грабить и требовать дани. И в какой-то момент, эти междоусобные войны, так надоели славянам, что они задумались объединиться окончательно вместе под властью общего владыки, а чтоб никому из местных не было обидно, что не он стал правителем, то по рекомендации старейшины Гостомысла славяне отправили посольство за дальние моря-океаны, чтобы призвать чужеземцев для управления своими землями. Выбор их пал на Норманнов: жителей Швеции, Норвегии и Дании, известных тогда под общим названием Скандинавы. Но славяне, по утверждению сторонников "норманнской" версии, называли их по другому - Варягами. А племя норманнское, к которому было направленно посольство - называлось Русь. И послы обратились к норманнским русским князьям с замечательным предложением: "Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами". И три брата из князей варяжских, приняли это предложение и заявились со своими дружинами и своим народом на земли Новгородские. От них и земля наша стала называться Русью, и с тех пор отчитывает начало русское государство.

Вторая теория, известная как «славянская теория» предполагает, что Рюрик был славянским князем. Согласно этой теории, Рюрик и его братья, Синеус и Трувор, были приглашены другими славянскими племенами для установления порядка и защиты от внешней угрозы. Это привело к появлению династии Рюриковичей, которая и правила на Руси несколько столетий. В подтверждении этой теории существует достаточно много интересных фактов. К примеру, известно о существовании Новгорода еще в VI веке (по утверждениям Карамзина). Очень много городов, и ныне существующих уходят своей историей в достаточно древние времена, то же Славянск, Ладожское Старое городище и т.п. А мы знаем, что существование городов, не может быть без существования гражданской власти, общих законов, мирных и военных договоров с соседями. По свидетельству Симеона Логофета, в 852 году руссы приходили к Константинополю как враги на бесчисленной флотилии. Патриарх Фотий в своем циркуляре 866 года, упоминает об этих событиях. И следует помнить, что наши летописцы-монахи считали себя более греками, чем славянами и отличались полным пренебрежением к временам языческим, ведя свою новую историю с IX столетия.

Подробный разбор этой теории можно прочитать в исследовании 1858 года, автора Александра Васильева. Полное название: "Древнейшая история северных славян до времен Рюрика и откуда пришел Рюрик и его варяги".

Обе теории базируется, в основе своем, на летописи «Повесть временных лет», записанной Нестором. Лично мне, ближе именно славянская теория происхождения Рюрика. В подтверждение именно этой версии, в летописи Нестора есть такое утверждение: "Славянск же язык и Русский един есть, от Варяг бо приидоша и прозвашася Русию а первое быть Словени". Соответственно, неоспоримо, что варяги-руссы Рюрика были руссы славянского происхождения и одноплеменники всем славянам. Подобных подтверждений в летописи содержится достаточное количество, что вызывает некоторые вопросы в связи с продолжающейся и в современное время трансляцией "норманнской" версии.

И да, на ЕГЭ, за истину принята именно "норманнская" версия происхождения Рюрика.

Рюрик умер в 879. Период его правления, таким образом, составил 17 лет. В годы его правления произошло такое знаменательное событие, как создание греко-славянской грамоты проповедниками христианства Кириллом и Мефодием в 863 году, ими же были сделаны первые переводы богослужебных книг с греческого на славянский язык. Большая часть книг Священного Писания: Евангелие, Паремийник, Апостол, Псалтирь - были переведены еще при жизни Кирилла. Таким образом, Кирилл и Мефодий сделали Священное Писание достоянием многочисленного славянского мира. Новая греко-славянская грамота, в последующие столетия полностью заменила славяно-глаголитскую грамоту и руны славянских жрецов.

Современниками Рюрика были византийские императоры Михаи́л III (842—867), последний правитель Аморейской династии и Василий I Македонянин (867—886), основатель Македонской династии. В Риме в те годы правил сначала понтифик Николай I Великий (858-867), а затем его приемник - Адриан II (867-872). Европа представляла собой лоскутное одеяло из различных герцогств и королевств. В Китае правил И-цзун (859—873), 20-й император династии Тан. А Хазарский каганат занимал значительные площади и до его распада оставалось еще больше сотни лет.

Оригинал статьи можно посмотреть здесь.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!