Серия «Буддизм. Заметки»
Заметки из книги о Буддизме. О пустоте
Вот замечательная буддийская притча, которая отражает буддийское представление о пустоте. Однажды старый фермер работал в поле, как вдруг откуда ни возьмись появилась лошадь. Подбежал сосед фермера и воскликнул: «Как тебе повезло! К тебе прискакала лошадь, и теперь она твоя!»
Фермер ответил: «Кто знает, что хорошо, а что плохо?»
На следующий день фермер обнаружил, что лошадь вырвалась из загона и ускакала прочь. Пришел тот же самый сосед и воскликнул: «Какое несчастье! Твоя лошадь сбежала!»
Фермер ответил: «Кто знает, что хорошо, а что плохо?»
Вечером того же дня лошадь вернулась и привела с собой еще четырех лошадей. И снова сосед расценил это как удачу, и снова фермер ответил: «Кто знает, что хорошо, а что плохо?»
Потом сын фермера упал на скаку с одной из лошадей и сломал ногу. «Как жаль, – сказал сосед. – Твой единственный сын сломал ногу!»
Но фермер снова ответил: «Кто знает, что хорошо, а что плохо?»
На следующий день в город пришли военные, чтобы призвать всех юношей на войну. Многих забрали в солдаты, а сын фермера из-за травмы остался дома. Сосед сказал фермеру: «Как тебе повезло! Моего сына забрали, а твой все еще здесь, со сломанной ногой…»
Тут он запнулся, помолчал мгновение – и тогда они оба, и сосед, и фермер, хором сказали: «Кто знает, что хорошо, а что плохо?»
Такова пустота. Это понимание того, что жизнь сама по себе не содержит какого-либо значения. Она не хороша и не плоха. Все просто такое, какое есть.
Смерть – это просто пик той стадии, что началась в момент рождения, но общий процесс жизни начался задолго до наших личных рождений и смертей и будет продолжаться еще долгое время.
Жизнь сама по себе во многом похожа на музыку, а жизнь конкретного существа – на определенную песню. Хотя у каждой песни есть первая нота и последняя – после завершения одной песни музыка не прекращается, просто одна песня сменяет другую. Красота каждой песни заключается в неповторимости ее нот, в том числе и финальной.
Несколько лет назад мой близкий друг и деловой партнер преподал мне прекрасный урок жизни. Ему поставили диагноз «меланома в четвертой стадии» и сказали, что ему осталось жить всего несколько месяцев. Когда его состояние ухудшилось, я спросил его: «Каково это – знать, что ты умираешь?» Он просто ухмыльнулся и сказал: «Странный вопрос! А ты что, не умираешь?» Он был прав. Мы оба умирали. Мы все умираем.
Буддизм учит, что думать о смерти – это мудрый способ жить. Необязательно всю жизнь медитировать в пещере, чтобы подготовиться к смерти. Необязательно ждать боли от потери любимого человека (или своего окончательного диагноза), чтобы резко пробудиться к жизни. Мы можем наполнить жизнь смыслом прямо здесь и сейчас, если поймем, что смысл не прячется «где-то там» – он присутствует в нас, и мы можем раскрыть его в любой момент.
Заметки из книги о Буддизме. Об истине
Моменты осознанности вызывают огромное чувство благодарности и трепета, и их можно переживать где угодно и когда угодно. Попробуйте сами. Спросите: «Где я? Что я делаю? Что потребовалось для возникновения настоящего момента?»
Буддизм учит, что одни истины верны независимо от того, верим мы в них или нет, а другие верны просто потому, что мы в них верим. Например, когда температура на улице опускается ниже нуля и в воздухе достаточно влаги, вместо дождя идет снег. Это истинно, верим мы или нет. С другой стороны, утверждение, что золото ценнее серебра, верно лишь потому, что таково коллективное мнение. Не будь на планете людей, золото и серебро не имели бы присущей им ценности, и потому эта ценность – лишь концептуальная истина.
Буддийское понимание истины отражено в притче о шести слепцах, которые стоят вокруг слона, трогают его каждый со своей стороны и пытаются описать. Один ощупывает хвост и говорит, что слон похож на веревку. Второй трогает хобот и приходит к выводу, что слон подобен змее. Другим слепым кажется, что слон напоминает ствол дерева (нога); веер (ухо), стену (бок) и копье (бивень). Каждый уверен, что именно его впечатление о слоне – единственно верное. Но никто из них не понимает, что описания других верны в той же мере – и в той же мере ошибочны, поскольку каждое из них основано на восприятии лишь одной части слона. Буддизм учит, что все мы видим истину со своих уникальных точек зрения, а видеть всю картину сразу не можем – подобно тому как слепцы не видят слона целиком. Будучи под влиянием пространства и времени, находясь здесь и сейчас, мы привязаны к одной индивидуальной точке зрения.
Заметки из книги о Буддизме. Притча об отравленной стреле
В буддизме есть знаменитая притча об отравленной стреле. Одному монаху не нравилось, что Будда не отвечает на экзистенциальные или метафизические вопросы. Монах пригрозил, что выйдет из монашеской общины, если не получит убедительных разъяснений. В ответ Будда сравнил его с человеком, который ранен отравленной стрелой, но – как ни абсурдно – отказывается лечиться до тех пор, пока не узнает, как звался лучник, который выпустил стрелу, из какого клана он происходил, как выглядел и так далее. «Раненый умрет, – заключил Будда, – и все это останется для него неизвестным» («Мадджхима-никая», 63).
Эта история наглядно иллюстрирует прагматичный подход буддизма к решению стоящей перед нами задачи: в жизни возникают трудности, и мы переживаем страдания – как и тот человек, пораженный ядовитой стрелой. Будда учит, что мудрее всего не тратить время и энергию на выяснение несущественных деталей, а выдернуть стрелу. Вместо того чтобы искать ответы на экзистенциальные вопросы, буддизм побуждает нас заглянуть в себя и спросить: «Почему я так хочу знать все эти ответы?»
Заметки из книги о Буддизме. О ненависти
В буддизме ненависть не считают неправильной – фактически время от времени испытывать эту эмоцию вполне естественно. Однако разумно попытаться понять, почему она владеет нами. Какие еще эмоции скрываются за ненавистью? Возможно, причина возникновения ненависти – печаль, одиночество или уязвимость? Буддизм побуждает нас не уклоняться от болезненной правды о том, что мы чувствуем, но принимать реальность наших эмоций, включая и ненависть. Мы стремимся осознать причины и условия, порождающие ненависть, и, вместо того чтобы действовать под влиянием деструктивных импульсов, обращаемся внутрь за пониманием.
Старый пост набрал неожиданную активность. Удаляю. Успокойтесь 🤭
