155

Ответ на пост «Как мы ПТЭ учили или самый жёсткий преподаватель, который у меня был»

Был у нас тоже препод по зарубежной литературе. Тоже сначала зашел, тоненьким голоском начал читать лекцию, все проржались, потом привыкли.

Была у него традиция - устраивать себе перекур во время пары. "Передохнём" - говорил он и уходил в туалет курить (тогда еще можно было). Мы посмеивались над его эксцентричными привычками.


Зато что потом началось! На экзамене, в смысле.


"Какие глаза были у коня Дон Кихота?" - один из его нетривиальных вопросов. Начиналось гадание. Карие, зеленые и т.д.


А у коня Дон Кихота были грустные глаза. И если бы я внимательно этот текст тогда читал, я бы никогда не пропустил эту особенность. Просто у филологов в сумме надо было читать по 500 страниц в день, без выходных и праздников. Понятно, что мы некоторые тексты читали в кратком пересказе, и то перед экзаменом.


Он казался жутко надменным и как будто никого не видел перед собой. Но когда меня застукал с сигаретой в сортире, искренне изумился "Как, Вы же не курите?". Я офигел от такой чести быть узнанным, причем самим великим, который еще и следил за мной (откуда он знал, что я ранее не курил?). Сказал, что сессия ужасная, семь экзаменов, нервы, сами понимаете, даже зачетку показал. "Идите, у Вас все будет хорошо". И у меня потом все было хорошо. На твердую четверку. Потому что на пять не знает даже он)


С ностальгией его иногда вспоминаю. Умер пару лет назад.

Показать полностью
520

Как мы ПТЭ учили или самый жёсткий преподаватель, который у меня был

Свой путь на ЖД я начинал с получения профессий помощник машиниста тепловоза/электровоза, слесарь по ремонту подвижного состава. Поступал после 9-го класса, учился три с небольшим года.

ПТЭ - это Правила технической эксплуатации железных дорог, самые главные и основные правила, по которым работает железнодорожный транспорт. Мы их начинали изучать со второго курса. Для будущих помощников машиниста это очень важная дисциплина, никакая из профессий в моём учебном заведении не имела и близко столько учебных часов по ПТЭ, сколько было у нас.

По ПТЭ у помощников был отдельный преподаватель, другим специальностям он их не читал. Нас старшекурсники предупредили -  очень жёсткий товарищ. "Жёстче, чем электровозник?" "Ха! Электровозник - мальчик по сравнению с ним!"

***

И вот, первая пара по ПТЭ.

Заходим в кабинет. Сидит мужичок. Такой добрый на вид, улыбается. Лет пятьдесят с небольшим ему тогда было.

К слову, мы учили ещё старые ПТЭ, теперешние были введены с 2010-го года. В старых ПТЭ была совсем другая структура, первой шла глава "Общие обязанности работников железнодорожного транспорта".

Преподаватель начинает рассказывать первую главу. С шуточками, жизненными историями, байками. Мы смеёмся, так прикольно рассказывает.

- Пятый пункт гласит, что все работники железнодорожного транспорта должны содержать в порядке рабочее место и вверенные технические средства, а работники, для которых установлены форма одежды и знаки различия, должны быть одеты по форме. А то знаете, как бывает: домой с работы шёл, соседа встретил. Не переоделся, с ним в магазин пошёл, бутылочку взяли, раскатили. Уснул пьяный под забором, утром проснулся, и в этой же одежде пошёл! Ничего подобного! Должен выглядеть опрятно, как положено!

И так далее в таком духе, мы смеёмся.

Мировой мужик! Какой он жёсткий? Нормальный чел! А старшекурсники: "Ну-ну, ну-ну, потом увидите".

Вторая пара.

Если не в курсе, в ПТУ и ССУЗах не такая форма обучения, как в вузе, где препод читает лекции, а всё сдаётся и проверяется на сессии. Мы начинали пары как уроки в школе, с проверки знаний, что нам дали на предыдущих занятиях.

Сидит этот мужичок и говорит:

- Так, моё любимое число - ... Кто у нас по журналу под этим номером?

А этот номер - мой.

- Давай, Motormaniac, рассказывай первую главу.

Выхожу к доске. Рассказываю.

- Каждый работник железнодорожного транспорта должен носить форму и знаки различия, если ему это положено. При нахождении у путей, если он видит, что возникла какая-то опасная ситуация для движения, он должен подать поезду сигнал остановки, принять меры...

- Что ты мне рассказываешь?

- Первую главу.

- Ну так если рассказываешь первую главу, то давай по порядку. Первый пункт давай, дословно.

Тут я прифигел.

- Эээ... Основные обязанности работников железнодорожного транспорта - это удовлетворение потребностей в перевозке грузов, пассажиров... Соблюдение охраны труда...

- Чушь. Основными обязанностями работников железнодорожного транспорта являются удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей природной среды. Повторишь?

- Нет.

Я наблюдаю за своей группой, все уткнулись в книжки и лихорадочно пытаются выучить.

- Как первому поставлю три. Садись.

Следующие показали не особо отличающиеся знания, получили свои двойки и тройки.

***

Так у нас началось усиленное изучение ПТЭ. Главные пункты для локомотивной бригады учили дословно, менее важные - нужно было рассказывать хотя бы "своими словами", но полностью, вообще не нужные - их допускалось знать минимально, самую суть. Даже самые слабые из нас ПТЭ более-менее, но выучили.

Потом преподаватель ушёл на пенсию, и из моего учебного заведения стали приходить люди, не знающие, чем отличается выходной светофор от маневрового. Впрочем, это уже другая история...

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!