Продолжение поста «Кордайский рубеж: хищник национал-радикализма в Казахстане готов убивать»
Однако радикальное крыло националистов в своей информационно-пропагандистской кампании избрало агрессивно-наступательную тактику. Как отмечается в материале информационно-аналитического портала Central Asian Monitor от 11 февраля, «…наверное, впервые беда, которая постучалась в двери нашей страны „объединённых наций“, всегда по праву гордившейся дружбой населяющих её народов, не сплотила нас в общем горе. И даже напротив, развела по разные стороны баррикад — в силу того, что среди нас оказалось немало тех, кого запах пролитой крови вогнал в самый настоящий националистический раж».
Два «героя» проявились прямо в ночь погромов, в самый их разгар, когда до прибытия спецназа и военных из Алматы оставалось ещё несколько часов, и ситуация в районе была далека от стабилизации. В 00:14 8 февраля журналист и телеведущий Асхат Садырбай на своей странице отмечается всего лишь одной, но очень громкой идиоматической фразой, недвусмысленно адресованной представителям всех нетитульных этносов Казахстана: «Шаңыраққа қара!» (дословно «Посмотри на шанырак!»), смысл которой объясняется просто — вы не у себя дома, помните, кто в этом доме хозяин, и будьте осторожны. С минимальным временным интервалом, в 00.40, Айгуль Орынбек, юрист, позиционирующая себя как блогер и правозащитник, являя чудеса «миротворчества», пишет (оригинал на казахском):
«Не нужно ехать отовсюду! Думаю, что таразские джигиты уже наказали их! [запомним эту фразу! мы к ней ещё вернёмся. — С.Г.]», не забыв проявить «заботу» о женщинах и детях: «Их вины нет! Не переусердствуйте! Поднимать руку на женщин и детей — хулиганство!».
На следующий день религиовед и доктор философии Кайрат Жолдыбайулы заявляет (оригинал на казахском):
«Вчерашние действия казахских джигитов можно понять. То, что копилось внутри, вышло наружу. Хулиганство дунганской молодёжи было вызвано тем, что они никого ни во что не ставят. С виновных надо спросить по всей строгости закона. Оказывается, они [видимо, имеются в виду дунганские старейшины — Ред. Central Asian Monitor] попросили прощения у аксакалов. Но, кроме извинений, им нужно с малолетства учить свою молодежь уважать казахский язык, не забывать, под каким шаныраком они живут. Нужно, чтобы все диаспоры извлекли уроки из вчерашних событий и вели в этом направлении воспитательную работу. А от властей мы требуем, чтобы они не привлекали к ответственности казахскую молодёжь, участвовавшую во вчерашних событиях».
А теперь возвращаемся к главному «герою». Утром 8 февраля Мухтар Тайжан выкладывает пост, в котором говорит:
«Как все знают, ночью произошли погромы и поджоги дунганского села Ма Сан Чи [отметим эту форму написания названия села! — С.Г.]. Тут некоторые утверждают, что конфликт начался с драки дунган с полицейскими, но уже ясно, что это было только продолжение конфликта. Есть информация, что полицейские пытались задержать этих дунган, потому что те избили на автодороге 80-летнего казахского аксакала и его двух тоже взрослых сыновей! (…) Всё это вылилось в большой межнациональный конфликт. Как молодые дунгане могли поднять руку на казахского аксакала? Где хвалёная выдающаяся политика межнационального согласия? Где депутаты Ассамблеи [имеется в виду Ассамблея народов Казахстана. — С.Г.], которые сами не владеют языком государства, в парламенте которого заседают? (…) Если власть бездействует, естественно, будет самосуд. А толпу остановить невозможно».
И в тот же день этот пост публикует информационный портал QazWeek.kz.
Днём того же числа Тайжан выдаёт новый пост. Формально присоединившись к словам соболезнования родным и близким погибших, Тайжан заявляет:
«Насколько я знаю свой народ… такие погромы должны были быть спровоцированы каким-то серьёзным оскорблением, возможно, накопленным годами возмущением. Всё это должен показать разбор полётов. Обращаюсь к диаспорам. Да, официальная идеология все эти годы твердила вам о толерантности, добродушности и мягкости казахского народа. Это так. Но только по отношению к друзьям и гостям. По отношению к врагам мы были всегда жёстки и воинственны. (…) Друзьями мы готовы быть всегда, но без наглости и посягательства на наш очаг, шанырак и язык. В этом случае всё будет очень жёстко и без компромиссов…«
При этом Тайжан отмечает:
«Сейчас ситуация до сих пор накалена, ко мне обращаются много людей, все взбудоражены». Действительно, ситуация была ещё очень нестабильна. В социальных сетях и мессенджерах продолжали распространяться призывы «наказать дунган». Беспорядки грозили перекинуться на окраины «южной столицы» Казахстана — в качестве очередной цели в рассылаемых сообщениях указывалась алматинская барахолка, на которой работает много продавцов-дунган. В итоге по предложению алматинского акимата во избежание новых эксцессов утром 8 февраля было закрыто 12 рынков, вокруг них было выставлено оцепление. Данное решение не было перестраховкой — на барахолку действительно приходила группа молодых парней-казахов, с которыми полицейские провели разъяснительную работу. Кроме того, усиленные меры безопасности были обеспечены и в алматинском жилом микрорайоне «Заря Востока», в котором компактно проживают дунгане и уйгуры. На этом фоне сложно расценивать заявления Тайжана иначе как подстрекательство и угрозы.
Мнения о срежиссированном характере акции не остаются незамеченными, но ответная реакция национал-радикалов выдерживается в духе той самой агрессивно-наступательной тактики. Так, например, 9 февраля Тайжан заявляет: «По какому праву, до завершения расследования, председатель Казахстанского общества дунган Абубакир Воинце объявляет свои выводы? Он, как член правительственной комиссии, должен дождаться результатов работы этой комиссии. Как юрист, бывший следователь МВД, он должен это знать» (при том, что сам Тайжан накануне безо всякой комиссии уже назначил виновных по своему усмотрению!). А спустя два дня Тайжан цитирует пост Тусипхана Тусипбекова, председателя профсоюза работников культуры и спорта Восточно-Казахстанской области, члена правящей партии Nur Otan, суть которого сводится к следующему (оригинал на казахском): слова «провокаторы» и «сознательно организованный» не соответствуют истине, так говорят те, кто не знает, как быстро могут собираться казахские джигиты, когда затронута их национальная честь.
Надо отметить, что соображения о спланированном характере акции подвергались критике многими представителями националистического лагеря. В частности, в беседе с корреспондентом Forbes.kz Айдос Сарым говорил: «…если исходить из аргумента об организованности нападавших, то, во-первых, регион бедный, людям терять нечего, во-вторых, мессенджеры и соцсети в этом плане работают хорошо». Логика в этом определённо есть, тем более что при поистине повсеместном распространении смартфонов социальные сети и мессенджеры уже не раз доказывали свою эффективность в части оперативной мобилизации человеческих масс — чего стόит один только пример «Арабской весны». Эффективность этого инструмента подчёркивал и Мухтар Тайжан в упоминавшейся выше беседе с Маргуланом Боранбаем. Однако, судя по информации, полученной Гульнарой Бажкеновой от участвовавшего в кордайских событиях парня-казаха, помимо рассылок по Сети, мобилизация добровольцев для массовки активно и организованно проводилась ещё и на уровне непосредственных личных контактов в местах скопления этих самых потенциальных добровольцев. Плюс на определённые мысли наводит и фраза Айгуль Орынбек о «таразских джигитах» — но об этом мы поговорим отдельно.
17 февраля председатель Ассоциации дунган Казахстана Хусей Дауров разместил на своей странице обращение, которое было отмечено целым рядом казахстанских СМИ. В нём среди прочего говорится:
«Это сделали не казахи! Это сделали бандиты и преступники, подгоняемые националистическими и ксенофобскими призывами, мародёры, позарившиеся на лёгкую наживу, провокаторы и противники нашей стабильности и межнационального согласия…».
И далее:
»…поднявшаяся волна ксенофобии и националистического угара в сетях беспокоит и вызывает тревогу не только у представителей этнических меньшинств. Здравомыслящее большинство нашей страны понимает: национализм и ксенофобия — это реальная угроза Казахстану, его независимости и международному имиджу! И здесь власти, Президенту, Правительству, всем казахстанцам надо серьёзно призадуматься о проблемах и причинах её возникновения, срочных, а также системных мерах искоренения и предупреждения национализма и ксенофобии, радикализации общества».
В тот же день последовал ответ Мухтара Тайжана, в котором он заявил:
«Я прекрасно помню, как участников декабрьских событий 1986 года тоже обвиняли в национализме, алкоголизме, наркомании и т. д. Точно так же обвиняли в разбойных нападениях нефтяников Жанаозена 2011 года. В 2016 году организаторов земельных митингов обвинили в денежно-заказном характере выступлений… Поэтому мне не нравится, что руководители дунганской диаспоры продолжают вешать свои ярлыки и до завершения работы правительственной комиссии уже дают свои заключения. Если так дальше пойдёт, мы обвиним вас в сепаратизме и призывам к свержению конституционного строя…».
При этом угроза обвинения звучит не просто так, под это обвинение подгоняется «доказательная база» — например, вот такое видео от 2015 года, которое активисты националистического лагеря начинают оперативно разносить по соцсетям.
Вообще демонизация дунган стала одним из ключевых элементов общей информационной стратегии национал-радикалов. Например, буквально через день после кордайских событий казахоязычный информационный портал Qamshy.kz публикует интервью с местными жителями-казахами (оригиналы можно посмотреть здесь и здесь), которые выкладывает на своей странице и Мухтар Тайжан. В этих материалах говорится, что девушки-казашки не могли спокойно ходить по вечерам, потому что дунгане их цепляли; несколько лет назад дунгане в Масанчи сожгли флаг Казахстана и не понесли никакого наказания; дунганские подростки не желали учить казахский язык, говорили, что им не нужны никакие предметы, кроме родного языка и математики, били местных учителей; дунгане заявляют «земля ваша, а власть наша»; у дунган есть справки о невменяемости, поэтому их нельзя привлечь к ответственности; дунгане фиктивно разводятся, чтобы их жёны получали пособия как матери-одиночки; дунгане имеют двойное гражданство — Казахстана и Кыргызстана и т. д.
2 февраля Мухтар Тайжан выдаёт заявление с очередной порцией обвинений: дунгане не служат в казахстанской армии; дунганские мечети и муллы не подчиняются Духовному управлению мусульман Казахстана, а проповеди произносятся только на дунганском языке; дунгане не празднуют государственный праздник страны Наурыз; дунгане не владеют государственным языком и не изучают его; дунганские дети не посещают школу, грубят учителям и говорят «если хочешь нас учить, приходи в поле и учи»; дунгане села Масанчи затрудняют казахам проезд по центральной улице. Что интересно, указанная информация почерпнута Тайжаном из отчёта Бахытбека Смагула о поездке в Кордайский район в составе правительственной комиссии. А Бахытбек Смагул — это депутат Мажилиса, парламента Казахстана от правящей партии Nur Otan.
Буквально за несколько дней после погромов такой информации набирается просто море, и она выплёскивается в Сеть так, как будто по команде открыли некий специальный шлюз. При этом наряду с дунганами под удар национал-радикалов попадает и государство. Тайжан заявляет, что «истинная причина — продажная местная власть, которая покрывала преступления дунган десятилетиями». И здесь же цитирует слова казахского аксакала из села Каракемер:
«…почему в своих репортажах телеканалы всё перевирают и подают по-другому? Никогда дунган не наказывают, только казахов наказывают, даже если виноваты дунгане. (…) Что это за закон, что это за государство? Почему на своей земле мы должны такое терпеть? Если мы себя не можем защитить, зачем такое государство?«
Что показательно — на этот финальный вопрос никаких обвинений в «призывах к свержению конституционного строя» Тайжан казахскому аксакалу не предъявляет. Почему? Ну, во-первых, как писал бессмертный Джордж Оруэлл, «все животные равны, но некоторые равнее других», а во-вторых, вопрос «зачем такое государство?» в полной мере укладывается в концепцию.
В адрес властей страны, а также этнических меньшинств и той части непосредственно казахского общества, которая не поддержала националистический психоз, Тайжан шлёт недвусмысленные предупреждения. Например, в своих заявлениях от 10, 12 и 15 февраля он говорит:
«Увольнение районных полицейских и замакимов области — правильный, но ритуальный шаг. (…) …нужна реформа в идеологии, национальной политике и приоритетах. (…) …мы должны донести до президента необходимость пересмотра государственной национальной политики. Иначе не удивляйтесь следующим конфликтам и жертвам»; «…Все вы просто ошибочно думали, что казахи это будут терпеть вечно. Такая ситуация просто должна была когда-то взорваться. Почему ответственность должна лежать на „нашем народе“, если вы за 30 лет не обеспечили элементарного равенства граждан перед законом, более того, даёте определённой этнической группе привилегии? А как обстоят дела с другими этническими анклавами — таджикскими, узбекскими, уйгурскими?»; «Единственное, что может спасти межнациональный мир в стране, это уважение к казахскому языку. (…) Насколько я чувствую свой народ, казахам надоело, что межнациональный мир держится только на их терпении».
— и этот пост от 15-го числа также попадает в СМИ.
В многочисленных комментариях ко всему, что выкладывал в Сеть сам Тайжан и другие общественные деятели и гражданские активисты националистического лагеря происходил просто откровенный шабаш. Национал-радикалы договаривались до того, что казахстанские дунгане — это сплошь китайские шпионы и «пятая колонна» («ватники! сепары! террористы!» — мы это где-то уже слышали), а свои дома и магазины они поджигали сами, когда собирались бежать, чтобы другим не досталось (да-да, «сами себя»…). Сам же Тайжан среди всего прочего предложил назвать улицу в Масанчи в честь погибшего в ходе погромов парня-казаха (героизация сакральной жертвы!), а также поддержал предложение одного из своих подписчиков о переименовании улицы Масанчи в Алматы в улицу Мустафы Шокая, одного из идеологов создания Туркестанского легиона Вермахта («Бандера, Шухевич — герої народу! Вони воювали за нашу свободу!» — аналогичная песня). Всё это очень знакомо, не правда ли?
При этом стόит обратить самое пристальное внимание на ряд обстоятельств, совокупность которых — с учётом вышесказанного! — даёт достаточно веские основания предполагать, что степень вовлечённости радикальных националистов в кордайские события на самом деле может быть значительно выше, чем это представляется на первый взгляд, и определённая часть национал-радикалов сыграла не просто в интересах теневиков, но и в своих собственных интересах.
Для начала вспомним две первые фразы из ночного поста Айгуль Орынбек, в которых она обращается к тем своим читателям, которые горят желанием ехать «наказать дунган»: «Не нужно ехать отовсюду! Думаю, что таразские джигиты уже наказали их!». Это интересный момент. Видео потасовки дунганских парней с полицейскими в селе Сортобе некие умелые ручки начали распространять по Сети в районе четырёх часов вечера. Первая толпа погромщиков пришла на окраину Масанчи со стороны Каракемера примерно в четверть шестого. Далее в течение ориентировочно трёх часов уже на машинах прибывала основная масса погромщиков. От Алматы до Масанчи около 290 километров, от Тараза до Масанчи — порядка 370. Спецназ из Алматы ехал пять часов. Во сколько должны были выехать «таразские джигиты», чтобы успеть всех «наказать»? А ведь госпожа Орынбек, по сути, именно их называет главной ударной силой. Далее — откуда вообще госпожа Орынбек знает о таразских джигитах в ночь на 8 февраля, когда имеющаяся на это время информация в СМИ не позволяет ещё сформировать внятную картину происходящего? Интересно, не правда ли? При этом Айгуль Орынбек — сторонница Мухтара Тайжана и его коллега по работе в НСОД.
дём дальше. 18 февраля Мухтар Тайжан отметился пространным постом в поддержку журналиста и общественного деятеля Жанболата Мамая, который в октябре прошлого года объявил о создании новой политической структуры — Демократической партии Казахстана. На 22 февраля нынешнего года в Алматы было намечено проведение учредительного съезда партии, однако незадолго до этого по городам Казахстана начались массовые задержания делегированных на съезд активистов из регионов. И вот Тайжан встаёт на защиту партийной инициативы Мамая. В итоге на пресс-конференции 19 февраля Мамай сообщил об отмене съезда и призвал своих сторонников в Алматы вместо съезда выйти на митинг. Однако суть не в этом. По словам самого Тайжана, Мамая, а также его супругу и соратницу Ингу Иманбай, входящую в инициативную группу по созданию партии, он давно знает лично и уважает. Кстати, Тайжан и Мамай вместе принимали участие в киевском Евромайдане.
Так вот, в феврале 2012 года в Алматы казахский националист Жанболат Мамай встречался с русским националистом Александром Поткиным (он же «Белов»), создателем российского «Движения против нелегальной иммиграции» (ДПНИ). Существует версия, что по заказу беглого олигарха Мухтара Аблязова Поткин разрабатывал проект «Злой казах» с целью дестабилизации внутриполитической обстановки в Казахстане путём организации межэтнических столкновений. С казахстанской стороны проект должен был курировать Мамай. Обе стороны — и Поткин, и Мамай — от этого проекта всячески открещиваются, называя его вымыслом и провокацией спецслужб (правда, было бы странно, если бы они открыто признали его существование). Однако тренинг для группы молодых казахских националистов Поткин всё-таки проводил, и Мамай был в числе организаторов мероприятия с казахстанской стороны. Тренинг проходил в марте того же года в Чолпон-Ате, в гостинице на берегу Иссык-Куля. Сам Мамай выехать в Кыргызстан не смог — у него на тот момент была подписка о невыезде в связи с продолжавшимся расследованием событий в Жанаозене, и группу возглавила Инга Иманбай.
Отчёт о проведённом тренинге широко разошёлся в казахстанском сегменте Интернета. Согласно информации, которая утекла в Сеть, «тематика тренинга была довольно жёсткой. Здесь объяснили, как собирать под знамёна националистической идеологии протестную молодёжь. Познакомили с тактикой организации и проведения протестных акций, провоцирования полиции к силовым действиям, способам перевода „мирной“ акции в массовые беспорядки и погромы… А ещё учили, как использовать социальные сети, чтобы сколачивать молодёжные боевые бригады. И, естественно, не обошлось без обучения методам конспирации…». По аналогии с лозунгом «Россия для русских!» русские националисты предложили своим казахским коллегам соответствующий лозунг — «Казахстан для казахов!». Как рассказал РБК Daily на условиях анонимности представитель казахстанской оппозиции, «Очевидно, что этот отчёт писали казахские спецслужбы: в тренинге участвовало несколько десятков активистов, кто-то из них настучал… Но в личном общении участники этого тренинга говорят, что там всё примерно так и было. Вообще, Поткин в Казахстане известен как политтехнолог. Я слышал по крайней мере о ещё одном тренинге для казахских оппозиционеров, который он проводил уже в Москве».
В анонимном блоге, из которого всплыла информация о проекте «Злой казах», указывается: «Цель — дискредитация власти, олигархических групп перед представителями титульной нации. Добиться утраты властью поддержки титульной нации, что приведёт к делегитимизации власти». Можно считать данный проект мистификацией, но озвученная цель представляет собой ровно то, чем после кордайских погромов занимался в публичном поле сам Мухтар Тайжан и целый ряд общественных активистов радикально-националистического толка. То обстоятельство, что в Казахстане по факту выстроен этнократический режим, вразрез с концепцией не идёт — просто этот режим объявляется антинародным. Разумеется, планомерная работа в этом направлении велась уже долгое время, однако здесь отчётливо виден переход на качественно новый уровень. Здесь уже не массовая драка с турецкими рабочими или побитые стёкла армянских ресторанов. Здесь ЧП республиканского масштаба с 11 убитыми, более чем 23 тысячами беженцев, десятками сожжённых домов, магазинов и автомашин в нескольких населённых пунктах. И одновременно — взрывная, массированная и целенаправленная пропагандистская кампания общенационального охвата.
И ещё один момент. Массового психоза по отношению к дунганам ранее не отмечается. Скажем, ещё в прошлом году казахстанские информационные ресурсы размещали на казахском языке статьи о дунганах обычного этнографически-исторического характера. А на портале Qamshy.kz, который выступил флагманом антидунганской кампании в казахоязычных СМИ, вообще нет никаких материалов о дунганах до 8 февраля нынешнего года. И тут вдруг внезапный взрыв. А не была ли целевая аудитория каким-то образом предварительно обработана и разогрета?
Вот описание видео на YouTube (оригинал на казахском): «Позор! Китайский телеканал говорит о китаизации Казахстана. Глава казахстанской ассоциации дунган, выступая по китайскому каналу, открыто говорил об интеграции с Китаем». И комментарий на русском от одного из активистов: «На этом видео совсем недавно руководитель дунганской диаспоры отправил послу КНР послание с поддержкой китаизации РК. Китайское ТВ выделило это событие в своих новостях». Канал, на котором выложено данное видео, называется «Демократический Казахстан». Это информационный рупор Демократической партии Казахстана. Инициатор создания партии, как мы помним, — Жанболат Мамай, которого в этом начинании активно поддержал Мухтар Тайжан. Целевая аудитория — казахоязычная. Количество просмотров зашкалило за 300 тысяч. Дата опубликования видео — 15 января 2020 года. Через три недели произойдут дунганские погромы. А теперь вспоминаем, как в своём первом посте от 8 марта, открывшем серию заявлений, направленных фактически на оправдание погромов, Тайжан указал название наиболее пострадавшего села на китайский манер — «Ма Сан Чи». Это же явный триггер!
Не слишком ли много совпадений?
Показательно, что интересы теневиков в части «объекта воздействия» со всей очевидностью совпали с интересами национал-радикалов. Эту мысль хорошо сформулировала журналист и главный редактор портала HOLA News Гульнара Бажкенова:
«…если слепить врага из каких-нибудь воинственных дотракийцев и натравить толпу на них, то ситуация может выйти из-под контроля. Когда один нападает, а другой сопротивляется — это уже схватка, которая может перерасти в маленькую войну. Когда один нападает, а второй умоляет пощадить и убегает, вы уверенно держите ситуацию под контролем и нагнетаете ровно настолько, насколько вам это нужно».
Здесь, правда, нужно уточнить такой момент. «Слепить врага из дотракийцев» верно в отношении данной конкретной акции, но в целом в своей информационно-пропагандистской работе казахские национал-радикалы успешно лепят врагов из большинства «инородных» диаспор Казахстана, за некоторыми исключениями — по тактическим соображениям. Так, несмотря на прежние конфликты с представителями чеченской диаспоры, демонизации чеченцев в настоящее время не наблюдается. Напротив, казахские национал-радикалы работают над тем, чтобы обратить чеченцев в своих союзников. В частности, на 23 февраля они показательно вспоминают депортацию 1944 года, продвигая идею «вайнах и казах — братья навек». В этом году, например, соответствующим видеообращением отметился Маргулан Боранбай. Также не подвергается информационным атакам и этническая украинская диаспора, поскольку между казахскими и украинскими националистами налажено плотное взаимодействие.
Итак, жертва для показательной акции была определена, риски в части возможной эскалации конфликта с непредсказуемыми последствиями — минимальные. При этом надо признать, что взаимодействие национал-радикалов с теневиками получилось весьма результативным. Теневикам национал-радикалы фактически обеспечили информационное прикрытие и легитимизировали их действия в глазах весьма немалой части общества. Что же касается эффекта, который получили сами национал-радикалы, то совершенно однозначно можно сказать, что даже по явным текущим результатам они вышли в серьёзный профит. Кроме того, данный эффект будет иметь и последствия на перспективу, которые сейчас можно только прогнозировать.
В отличие от беспорядков 2011 года в Жанаозене или выступления религиозных экстремистов 2016 года в Актобе, которые также были серьёзными ЧП республиканского масштаба, умелые ручки ярко окрасили кордайские события в цвета межэтнического конфликта. В отличие же от событий 2019 года в Караганде, окрашенных в те же самые цвета, дунганские погромы, практически балансирующие на грани этнической чистки, задали новую высокую планку. Эти события сыграли роль беспрецедентного информационного повода, который придал мощнейший импульс радикально-националистической пропаганде, и обеспечили национал-радикалам сильные «переговорные позиции» в диалоге с властью и оппонирующими им сегментами общества, в первую очередь — с этническими меньшинствами. Конечно, на деле заявления национал-радикалов в этом диалоге — никакие не конструктивные предложения, а откровенный шантаж. Государству в жёсткой форме предлагается кардинально ускорить процесс практической реализации лозунга «Казахстан для казахов», а всем «инородцам» послан недвусмысленный сигнал — либо вы ассимилируетесь, либо уезжаете, либо… чаша нашего терпения переполнена и наша национальная честь не оставляет нам выбора — вон дунгане уже знают...
Примечательно то, что государство практически не предпринимает по-настоящему действенных контрмер. На фоне отсутствия какой-либо официальной реакции на информационно-пропагандистскую активность самого Мухтара Тайжана и прочих активистов радикально-националистического лагеря, выявление провокаторов низового уровня, которые в период погромов делали рассылки в соцсетях и мессенджерах, и задержание группы лиц, подозреваемых в участии в беспорядках, выглядит игрой в ритуальное заклание козлов отпущения. До кордайских событий можно было смело предполагать, что государство сознательно использует национал-радикалов как инструмент для достижения определённых целей (достаточно близкая аналогия с Украиной до Евромайдана), однако сейчас всё выглядит уже не столь однозначно.
Замедленную скорость реагирования государства на ЧП ещё можно объяснить комплексом причин, включая и саботаж — в силу заинтересованности высокопоставленных бенефициаров конфликта, а также ввиду несомненного наличия в государственных структурах мощного радикально-националистического лобби. Однако при этом невооружённым глазом была видна и откровенная растерянность государства перед лицом кордайского ЧП. Кроме того, нельзя было не заметить и тот факт, что купирование беспорядков такого масштаба только в одном районе одной области далось государству с немалым напряжением сил. А что будет, если таких очагов внезапно вспыхнет два, три, пять??? Смею предположить, что кордайские погромы стали не просто «разведкой боем», но и осознанной демонстрацией силы, которую национал-радикалы накопили за предыдущие годы при откровенном попустительстве, а зачастую и при непосредственной поддержке государства — в частности, по линии отделов внутренней политики, которую долгое время курировал Марат Тажин. И сейчас государство эту демонстрацию очень хорошо разглядело.
Почему это важно? Период общественно-политической турбулентности, вызванной процессом транзита власти в Казахстане, на фоне серьёзного ухудшения социально-экономического положения в стране открывает для многих внутренних игроков весьма заманчивые перспективы. Стόит отметить, что в публичном поле радикальный настрой разделили далеко не все ведущие идеологи казахского национализма — большинство старалось изображать респектабельность. Можно допустить, что это своеобразная игра в «следователя доброго» и «следователя злого», но факт в том, что из числа ключевых фигур в роли рупора радикального национализма выступил именно Мухтар Тайжан. Таким образом, с одной стороны, своими заявлениями он стимулирует дальнейшую радикализацию казахских националистов, а с другой, создаётся устойчивое впечатление, что одновременно он старается замкнуть основную массу национал-радикалов на себя. Характерный штрих — целый ряд казахстанских СМИ и Telegram-каналов отметили и подчеркнули деструктивную роль национал-радикалов и непосредственно Мухтара Тайжана в ситуации вокруг кордайских погромов, и один из подписчиков написал ему в комментариях: «Идёт шикарная охота на Вас. Широким фронтом. Кому-то что-то прищемили?», на что Тайжан прямо ответил: «Поддержка у меня ещё шире» — и речь в данном случае идёт далеко не только об административном ресурсе. А в неустойчивый период турбулентности конвертировать широкую поддержку идеологически накачанных масс в реальный политический вес вполне возможно, не правда ли?
Банально, но факт — потворство радикализму никогда не проходит даром. Хищник растёт, и по мере его роста заигрывания превращаются в попытки умиротворения. Хищник же между тем преодолел важный психологический барьер — теперь уже можно открыто убивать своих «неправильных» сограждан и столь же открыто оправдывать убийство защитой национальной чести. Сейчас, после кордайских погромов, возникает стойкое ощущение, что национал-радикалы готовы играть в свою собственную игру. Начало положено. Кордайский рубеж пройден.
Святослав Голиков, специально для EADaily
