4

Ответ на пост «Утилизационный сбор с 01.11.2025»

Написал такой текст в обращение к минпромторгу. Присоединяйтесь!!!

Уважаемые сотрудники Минпромторга!

Обращаюсь к вам как гражданин России, налогоплательщик и автовладелец, который стремится приобрести автомобиль, отвечающий современным требованиям безопасности, надёжности и комфорта. Я не предприниматель, не импортёр — просто человек со средним доходом, желающий обеспечить себе и своей семье достойную и безопасную мобильность.

С озабоченностью узнал о подготовке проекта постановления об изменении порядка расчёта утилизационного сбора с 1 ноября 2025 года. Повышение ставок, особенно для автомобилей мощнее 160 л.с., и отмена льготных тарифов для физических лиц вызывают серьёзные опасения. Прошу рассмотреть следующие аргументы:

1. Реальная доступность автомобилей уже находится под угрозой
Цены на новые автомобили остаются высокими, даже на фоне роста локализации. Многие граждане вынуждены рассматривать покупку качественных подержанных автомобилей — как внутри страны, так и за рубежом. Однако предлагаемое увеличение утилизационного сбора сделает эти варианты ещё менее доступными. При этом речь идёт не только о ввозе, но и о росте цен на весь рынок — включая автомобили, уже давно зарегистрированные в РФ. Увеличение стоимости "новых" моделей автоматически тянет вверх и цены на б/у — ведь они становятся основной альтернативой.

2. Действующие меры уже эффективно регулируют рынок
Следует отметить, что сегодня уже существует эффективный инструмент, кардинально меняющий ситуацию с коммерческим пригоном: запрет на продажу автомобиля, ввезённого физическим лицом, в течение одного года без уплаты коммерческой ставки утилизационного сбора. Эта мера работает и достигает своей цели — она полностью нивелирует выгоду для перекупщиков и «пригонщиков под видом личного пользования».

Теперь физические лица действительно ввозят машины исключительно для себя, а не для быстрой перепродажи. Это значит, что рынок саморегулируется, и дополнительное ужесточение в виде отмены льгот для обычных граждан — избыточная мера, ударяющая по тем, кто ни в чём не нарушал.

3. Эффект может быть прямо противоположным заявленным целям
Если целью является наполнение бюджета или стимулирование экологической ответственности, важно понимать: резкий рост сборов скорее всего снизит объём легального импорта, включая ввоз автомобилей частными лицами. Это приведёт к:

падению поступлений от таможенных пошлин;
сокращению налоговых отчислений от сделок купли-продажи;
сдерживанию активности на вторичном рынке.
Государство потеряет доходы, которые сегодня стабильно поступают в казну. А граждане, которым нужна машина, будут вынуждены либо отказываться от покупки вообще, либо искать способы экономии — в том числе за счёт отказа от более дорогих, но качественных моделей.

4. Нет гарантий, что средства пойдут на экологию
Хотя сбор формально носит «утилизационный» характер, до сих пор отсутствует прозрачная система, показывающая, как именно эти деньги используются. Нет масштабных программ по строительству заводов по переработке автостарья, развитию инфраструктуры утилизации или стимулированию экологичных технологий. Без этого сбор воспринимается не как инструмент экологии, а как дополнительное налоговое бремя.

5. Отмена льгот для физлиц — это неравенство перед законом
Юридические лица и крупные операторы часто имеют льготные условия и возможность оптимизации. Частное лицо, ввозящее один автомобиль для личного пользования, лишается таких возможностей. Это создаёт ощущение, что простые граждане становятся «донорами» для пополнения бюджета, в то время как другие участники рынка остаются в более выгодном положении.
Прошу вас:
Пересмотреть проект с учётом реальной платежеспособности населения;
Сохранить льготные ставки для физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования;
Обеспечить прозрачность использования средств утилизационного сбора;
Провести открытые консультации с представителями гражданского общества, автоклубов и экспертов.
Я горжусь тем, что живу в стране, где развивается промышленность, растёт качество жизни и расширяются возможности для каждого. И одна из этих возможностей — право на выбор безопасного и надёжного автомобиля. Давайте делать этот выбор доступным, а не искусственно закрывать его за счёт повышенных сборов.

Показать полностью
44

Утилизационный сбор с 01.11.2025

12 сентября Минпромторг немного удивил своим нововведением.

Москва, 12 сентября. – На основании поступившего в адрес Минпромторга России обращения Ассоциации «Объединение автопроизводителей России» совместно с отраслевым сообществом подготовлен проект изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291, предусматривающий актуализацию механизма расчёта коэффициента утилизационного сбора в зависимости от типа транспортного средства. Это необходимо в контексте новых тенденций развития автомобильной промышленности в целом и появления новых высокомощных силовых установок в конструкции транспортных средств.

Напомним, что на данный момент в отношении легковых автомобилей установлены коэффициенты расчёта суммы утилизационного сбора в зависимости от объёма двигателя и года выпуска. При этом всё большим спросом пользуются высокомощные транспортные средства с небольшими объёмами двигателя, в том числе электромобили и последовательные гибриды. В связи с этим расчёт утильсбора на основании одного показателя – объёма двигателя – теряет актуальность.

Чтобы снизить вероятность некорректных расчётов, Минпромторг России предлагает ввести дополнительные показатели для легковых автомобилей (категория М1). Согласно предлагаемым изменениям, базовая ставка будет формироваться на основании типа и объёма двигателя, а мощность двигателя будет влиять на формирование коэффициента по прогрессивной шкале.

Обращаем внимание, что для физических лиц, которые ввозят автомобиль в Россию для личного пользования, предлагается сохранить льготные коэффициенты на самые востребованные категории транспортных средств мощностью до 160 лошадиных сил (3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за автомобиль старше 3-х лет). Согласно данным оператора системы электронных паспортов, такие транспортные средства составляют около 88% от общего объёма автопарка, впервые зарегистрированного в России за последние пять лет. Эта тенденция актуальна и для регионов ДФО – более 95% импортированных в прошлом году автомобилей с правым рулём – это модели мощностью до 160 л.с., подпадающие под действие льготного коэффициента с учётом предложенных изменений. Отметим, что в случае утверждения предлагаемых изменений, они вступят в силу с 1 ноября 2025 года и не отразятся на автолюбителях, которые уже оплатили утильсбор на иномарку по действующим правилам до вступления в силу новой нормы.

Проект постановления размещен на официальном портале regulation.gov.ru.

В этот раз удивило, что не видно прямого лоббирования нашего любимого АвтоВАЗа, потому что вся их продукция не подпадает под данные изменения. Зато явно видно влияние наших новых заводов "Китайпрома". Еще меня удивило, что в этот раз сбор за новые авто меньше, чем за свежие "бэушки".

В интернетах, ожидаемо начались панические движения. Логично, что все ждут подорожаний. Но сейчас есть большая вилка между "серым" привозом и официалами. Насколько я понял, официалы хотят либо полностью закрыть эту вилку, либо уменьшить ее до минимума. Со вторичкой просто печалька. Хотя, не всё так плохо, европейский премиум продолжат таскать. Всякие уникальные авто продолжат таскать, а вот с "бюджетками" всё под огромным вопросом.

Залез в голосовалку на regulation.gov.ru/project/160081, или можно просто зайти на сайт и найти проект №1291 от 12.09.2025. Уже проголосовало против более 11500 человек.
Если вам тоже эта инициатива кажется несправедливой, переходите, голосуйте. Единственное маленькое неудобство - нужно регистрироваться через госуслуги.

Интернеты пишут, что наши законотворцы реагируют на реакцию народа, и делают правки. Это один из немногих легальных и реальных способов повлиять на принимаемые решения.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!