Мем смешной, когнитивные искажения в нем... Ну, обычные, как у всех. Переведу переписку на человеческий, чтобы подсветить то, как мы думаем.
Но сначала про мемы: почему мы вообще на них реагируем?
А потому что мем — это социальный клей. Через него мы находим тех, кто разделяет наши убеждения, и коллективно опубличиваем непубличные эмоции — типа агрессии и злости. Например, тут чатик с другом — комфортное место, где можно кого-то обесценить и пошутить без риска быть не понятым. Плохо, что ли? Хорошо!
Теперь про когнитивные искажения.
Бля, они самые бесполезные люди
Они и ритуальные агенты
Старая добрая предвзятость подтверждения. Это когда мы не утруждаемся доказательством факта, и опираемся на негативный опыт. Причем опыт — это не обязательно «лично трогал, гладил и кормил». Подойдет эмоциональная заметка на Пикабу, где риелтор кому-то навредил. Достаточно возмутиться единожды, чтобы отныне считать всех риелторов гондурасами, даже если вживую ни одного не видел.
Думаю такой же бизнес начать
Водить людей по отделам в пятерочке
С видом, что без меня они хуй бы сюда попали
Это сарказм. Частенечко сарказм для нас — защитный механизм, который оберегает от несовершенства знания или незнания. Это сколько надо потратить времени, чтобы понять, что делает риелтор и ритуальный агент? То-то же. А вот высмеять — быстро, безопасно, и дофамина за это дадут.
Из этих когнитивных искажений вытекает закономерный вопрос: как вообще у нас формируются мнения по вопросу, в котором мы только сбоку стояли, и то — сбоку телевизора?
Ну, например: как часто среднестатистический гражданин сталкивается с риелтором или ритуальным агентом? Допустим, 1–10 раз за жизнь. Как такой малый опыт может сформироваться практически в «экспертное» мнение?
Большое влияние имеет медийный шаблон, где риелтор воспринимается как человек, который берет деньги за то, что ничего не делает, а ритуальщик — и того хуже: вообще не человек, потому что берет деньги за горе. Эти образы мы видим в мемах, анекдотах, историях. А здесь даже опыт не нужен — шаблон встроен в культуру.
Честно говоря, пока я лично не столкнулась с риелторами, я думала о них шаблонно. А потом встретила одного, второго, третьего — и точно: все они разные. Есть и профессионалы, и мошенники. Впрочем, как и среди людей любых профессий.
Еще есть такая штука, как проекция. Так, если человек боится, что его используют или обманут, он будет видеть обман везде — даже тонометр попадет под подозрение, когда покажет давление выше привычного. Само собой, такой человек проецирует собственные страхи на других и видит во всех врагов, но внешне будет невозмутимо убеждать, что он просто осторожный и исходит из позиции «не доверять». Хотя, поговаривают, это — самая энергозатратная стратегия поведения из всех возможных.
Как ни странно, причиной такого букета искажений может быть неосознаваемая зависть к легким деньгам. Тот же медийный шаблон навязал мысль, что агенты и риелторы как будто бы ничего не делают. А раз не делают, то деньги достаются им просто так. И чем больше вкалывает человек, чем сильнее он чувствует свою невостребованность, тем яростнее он будет агрессировать против тех, чей труд считает неважным. Это попытка не чувствовать себя хуже.
Если вы дочитали до этого места — поздравляю. Мы с вами как минимум одинаково любим копаться в чужом сарказме и проекциях. А значит, что вам может быть интересно узнать чуть больше, как общаться без стресса. Об этом пишу в канале «Без обид, но…». Присоединяйтесь.