3 сентября это не только день, когда все массово вспоминают про творчество Михаила Шуфутинского. Ведь это день прощания не только с лирической героиней его песни.
В 1932 году 3 сентября произошло трагическое событие, оставившее глубокий след в советской истории – двойное убийство двух несовершеннолетних подростков. Об этой трагедии написано множество книг, изданных огромными тиражами. Поэты писали поэмы, драматурги – пьесы, режиссеры снимали фильмы. Скульпторы создавали памятники, почта заказывала памятные марки.
Не всем история оказалась под силу. Аркадий Гайдар начал писать книгу, но не закончил. Сергей Эйзенштейн готовил сценарий и подбирал актеров, но дальше актерских проб дело не пошло. Что это было? Неужели вопросы нравственности и морали, которые высветила эта трагедия, оказались неподъемными для переосмысления столь именитыми авторами? Или затрагиваемые вопросы показались Гайдару и Эйзенштейну настолько отталкивающими, что их нельзя было совместить с внутренними убеждениями и действующей идеологией?
Старшего мальчика звали Павлик Морозов, его младшего брата – Федя. Тела обоих были найдены в холодном сентябрьском лесу недалеко от деревни Герасимовка на Урале. Мальчиков зарезали. Расхожий миф гласит: Павлик Морозов предал своего отца, за что был жестоко убит своей родней. Его имя стало синонимом предательства.
Но что в этом деле правда, а что ложь? И есть ли возможность найти истину?
Попробуем разобраться.
Пролог.
В декабре 1991 г. американская эмигрантская газета «Новое русское слово» напечатала статью под названием «Павлик Морозов из Висконсина». Речь шла о 13-летнем американце, который пришел в местное полицейское управление и донес на на мать с отчимом.
Наркотики, будь они не ладны!
Отчиму 13-летнего героя было предъявлено обвинение в нелегальном хранении наркотиков. Суд не стал загружать местную пенитенциарную систему и отпустил мужчину под залог. Матери обвинений не предъявили. Герой же переселился к родному отцу.
Полицейский капитан Джек Питроф сказал журналистам, что от мальчика потребовалось определенное мужество.
«Наши служащие, – добавил он, – постоянно ходят в школы и убеждают детей оповещать полицию, если они увидят, что их родители делают что-то недостойное».
Еще цитата: «Мать и отчим 13-летнего мальчика ... увлекались наркотиками. ...Решив рассказать об этом, он пошел в полицию. Полицейские аплодировали ему и советовали другим брать с него пример».
Газета сожалела, что в висконсинском городке не нашлось никого, кто бы мог рассказать капитану Питрофу про советского пионера Павлика Морозова.
Газета «Новое русское слово» не впервые упоминала на своих страницах Павлика Морозова. Еще в октябре 1932 года, всего через два дня после того, как сообщение о трагедии в далекой уральской деревне впервые было напечатано в центральной советской прессе, «Новое русское слово» перепечатало новость из «Пионерской правды» об убийстве двух братьев Морозовых донесших на своего отца за его контрреволюционную деятельность.
В статье отмечалось, что братья обнаружили «классовых врагов» и сообщили о них властям, проявив при этом способности, достойные настоящих сыщиков.
Какой-либо нравственной оценке донос на своего отца в данной статье не получил.
Впрочем, в дальнейшем «Новое русское слово» не раз бичевало Павлика и доносы, как омерзительное проявление именно советского строя. Но так как газета была русскоязычная, ни капитан Джек Питроф, ни ответственные лица полицейского управления Висконсина видимо не догадывались, что доносить на своих близких это не хорошо, и, вообще, не демократично.
В 1949 году «Новое русское слово» объявило Сталина величайшим растлителем детских душ, в том числе и за то, что Великий вождь сделал «донос обязанностью советских граждан» и возвел «в ранг гражданской добродетели» – «не допустимом для здорового общественного сознания».
В 1957 году «Новое русское слово» писало, что Павлик Морозов доносил на своих родителей во имя большевистской бдительности, доведенной до пределов безнравственности, которая так характерна для поддавшейся коммунистической воспитательной системе молодежи.
В 1960 году поэма поэта Павла Щипачева о Павлике Морозове была названа «гнуснейшей». В 1962 году в статье «Культ предательства» (о музее П. Морозова в д. Герасимовка) Павлик назван малолетним предателем, убитым за гнусный донос своими односельчанами, и превращенный в коммунистического героя. В 1963 году в статье «Доносчик – как идеал» об образе Павлика написано как о жалкой отталкивающей фигуре юного предателя, которая возводится в образец для подражания школьникам. В 1972 г. один из читателей в своем письме в редакцию написал, что самым убедительным и потрясающем доказательстве истинно дьявольской натуры большевизма является памятник Павлику Морозову. Вместо Моисеевой и Христовой заповеди «чти отца своего и мать свою» в герои был возведен мальчик с отравленной политграмотой мозгами и предавший своего родного отца.
В 1975 году протоирей Д. Константинов в статье «Предательство», рассуждая о «страшном грехе предательства» писал, что предательство является всегда плодом преднамеренного холодного расчета, игнорирующего все существующие в мире моральные нормы (кроме коммунистических). И приводил в пример «мерзкий и отталкивающий образ печально знаменитого Павлика Морозова, вознесенного на пьедестал памятника морального каннибализма».
Капитан Джек Питроф, несомненно, подавился бы пончиком и не одним, если бы ему сказали, что он агитирует за моральный каннибализм среди висконсинских тинейджеров.
А в 1998 году газета утверждала, что «есть мнение, что Америка – страна павликов морозовых. Народ доносит, если где какой непорядок».
Изменение общественного мнения в отношении доносов в посткоммунистических странах и странах, которые самостоятельно себя причислили к «свободному миру» – тема отдельных исследований.
Мне же интересна личность Павлика Морозова. Кто он и за что погиб? Как проходило расследование убийства Павлика и его брата Федора? Действительно ли он был убит своими родственниками из-за доноса на отца? Или здесь что-то другое?
Что именно мы знаем про Павлика Морозова и откуда мы знаем? Есть ли другие источники информации про эту историю?
МИФ И ФАКТЫ
Что вы знаете про Павлика Морозова? И откуда вы это знаете?
Можете ответить на два этих простых вопроса?
Ээээ.. ну... это самое...
Наверное самое распространенное, что можно услышать, если задавать случайным людям эти вопросы. При этом все знают, что если кто-то назвал кого-то «Павликом Морозовым», то значит назвал такого человека – стукачем.
«Павлик Морозов» равно стукач, предатель - в массовом общественном сознании. И это не просто проявление недовольства. Слова стукач, предатель – несут сильнейшую негативную составляющую.
Эмоциональное воздействие предательства на сознание людей настолько сильно, что не удивительно, что в основе возникновения крупнейшей религиозной конфессии – христианства лежит история предательства Иудой Иисуса Христа. Многие исследователи отмечают, что без эпизода с предательством история Иисуса не была бы столь эмоционально цепляющей.
Христа и Иуду я вспомнил неспроста. Создали мифа про Павлика Морозова попробуют соединить эти истории, когда припишут получение Данилой Морозовым вознаграждения за убийство Павлика в размере 30 рублей от «кулака» Арсения Кулуканова.
И так, Павлик Морозов – предатель. Но откуда мы это знаем?
Источников много. Правда, есть нюанс – это все по большей части художественные произведения, созданные «по мотивам».
Немногими советскими источниками, хоть как-то претендующими на историческую объективность, являются цикл статей в газете «Пионерская правда» в 1932 г. и энциклопедические статьи, например, в БСЭ.
Их и рассмотрим в первую очередь.