188

Продолжение поста «Как происходит "снегоборьба" на железной дороге? Какую спецтехнику привлекают к работе по очистке путей на станциях и перегонах?»

Крылья и нож машины СДПМ работают от пневматики, воздух в которую подаётся в неё от локомотива, также как и электроэнергия для питания прожектора, буферных огней и радиостанции.

Заход тепловоза серии ДМ62 мощностью 2000 л.с. под машину СДПМ. Воздушные магистрали между тепловозом и машиной ещё не соединены, но на снимке виднен кабель, ведущий в кабину тепловоза для обеспечения эл. энергией путевой машины.

Поэтому для работы с машиной СДМП нужен мощный локомотив (желательно двухсекционный с двумя компрессорами), к примеру тепловоз серии 2М62 ну или хотя бы М62, для эффективного снабжения сжатым воздухом и разгона сквозь снежные толщи. Маневровый тепловоз для этих задач подходит не очень, поскольку утечки воздуха из машины СДПМ бывают значительные, да и толщина снежного покрова бывает такая, что имеющихся 1200 л.с. "маневрухи" может и не хватать для разгона машины.

Снегоочистительная машина СДПМ с маневровым тепловозом серии ТЭМ18ДМ на станции Соблаго, ОКТ жд.

Скорость с работой на перегоне как правило 40 км/ч, следование в транспортном состоянии 80 км/ч. Руководителю работ машины СДПМ на перегоне внимательно нужно следить за выше упомянутыми "зимними" сигнальными знаками. Нередко бывает молодежь ради забавы их повыдергивает перед каким-нибудь препятствием да и выбросит тут же под откос. Хорошо если путейская бригада опытная и уже не раз работала на данном участке, а если же нет, да ещё метель, снегопад, ночь на дворе, то и до большой беды тут недалеко...

Машины для очистки снега со станционных путей

Снегоуборочная машина СМ-2 с мощным в 4000 л.с. двухсекционным тепловозом 2М62 работает по станции Пено, ОКТ жд.

Раньше были машины Гавриченко, позднее появились теперешние снегоуборочные машины СМ-2 (в просторечии на сленге железнодорожников "снегурки") предназначены для очистки путей на станциях. Работают обстоятельно, никуда не спеша (скорость всего 3-5 км/ч). Эти машины тоже не самоходные и работают в паре как правило с двухсекционным тепловозом, снабжающих СМку сжатым воздухом и толкая её по станции.

Снегоуборочная машина СМ-2 в сильный снегопад выполняет работу по очистке 3-го пути на станции Осташков, январь 2019г., участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд.

Сгребают снег щётками с верхушки рельсов, а затем по транспортёру перемещают его назад в специальные секции.

Когда полностью до отказа битком заполнят снегом все вагоны в поезде (как правило в составе 3 вагона), уезжают в специально отведённое место в границах станции, отмеченное знаком "место для выгрузки снега".

И там также не спеша сваливают снег под откос, где он долго ещё потом громоздится угрюмыми тёмными горами и не тает почти до майской жары.

Отапливается машина СМ точно также как и СДМП металлической печью "буржуйкой".

Печь - источник жизни в таких машин. Пока её не растопят работу не начнут.

Вдоль стен два лежака. Во время работы вахтовым методом путейская бригада зачастую живёт здесь же в своей машине.

Ещё для работы по уборке от снега станционных путей есть машины ПОМ — пневмочистительная машина, в просторечии названая "ветерок".

Снегоочистительная машина ПОМ.

Эдакий огромный электровентилятор на рельсах с двухсекционным тепловозом, буквально сдувающий мощным воздушным потоком весь снег с пути. Правда как я сам не раз наблюдал у этой машины есть несколько больших недостатков. Первый, расчищая один путь, она непременно задувает снегом соседний. Ну и в оттепель мокрый слежавшийся снег ей сдуть уже не по зубам.

Тепловоз серии 2М62 специально подготовленный для работы с машиной ПОМ. Слева и справа от таблички с индексом серии и номером тепловоза видны две розетки для соединения "жоксов", с целью подключения питания вентилятора машины ПОМ.

В последнее время на малодеятельных линиях можно заметить специальную самоходную технику на жд ходу (КЖТ), имеющую в своём арсенале всевозможное навесное оборудование, в том числе и щётки для очистки путей от снега.

Машина КЖТ выполняет работы по очистке 3-го пути от снега на станции Андреаполь, ОКТ жд.

По своему опыту могу сказать, что чистят станционные пути они не хуже громоздких машин СМ. Им не нужно периодически ездить на выгрузку снега, а управляет такой машиной всего один человек, тогда как для работы СМ требуется целая бригада и тепловоз. Это тот редкий пример, когда "оптимизация" в РЖД приносит свои положительные плоды не только по сокращению затрат, но и улучшению производительности труда.

Путейская спецтехника на станции Медведево, ОКТ жд.

При подготовки публикации были использованы отрывки из книги А.Б. Вульфова "Повседневная жизнь российских железных дорог".

источник

Показать полностью 12
130

Как происходит "снегоборьба" на железной дороге? Какую спецтехнику привлекают к работе по очистке путей на станциях и перегонах?

"Вьюги да метели под февраль полетели"

Помните такую известную русскую народную пословицу? Зима — это пожалуй самое нелёгкое и довольно хлопотное время года на железной дороге, особенно в период затяжных обильных снегопадов и лютых метелей, сильно затрудняющих работу всего железнодорожного хозяйства. Очистка от снега железнодорожного полотна, пассажирских платформ станций и остановочных пунктов является обязательным требованием безопасности.

Вокзал на станции Пено зимним январским вечером. Уютно брезжит тёплый свет в левом крыле здания из окошек помещения дежурного по станции. Фото: Алексей Алексеев

Превышение высоты уровня снега всего на 10-20 см над головками рельс может существенно затруднить движение поездов или даже привести к полной остановке железнодорожного сообщения, т.е. вызвать транспортный коллапс.

Внезапно налетавшая сильная метель со снегопадом, заметает пути на Бологое-Полоцкой дороге, видимость при такой погоде не более 200 метров. Участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Станция Пено.

Во время снежных заносов на станциях и в локомотивных депо собирался «на снегоборьбе» и в будни и в выходные дни весь железнодорожный люд. Причём нередко рядом с простонародьем махали лопатой руководители весьма приличного звания (до недавнего времени, пока ещё существовало МПС, именно так всё и было).

Снегоборьба в депо Челябинск, 1950-е годы. Фото: Галерея паровоза ИС

Сегодня функция по очистке пассажирских платформ от снега нередко бывает передана сторонним подрядчикам на аутсорсинг. Путейцы целыми сутками порой не сходят с путей: нельзя допустить, чтобы поезда встали! Пассажиры и грузоотправители не могут долго ждать. Тем не менее до сих пор проблема готовности к уборке снега полностью не решена, и по первому снегопаду в начале зимы то «стрелки не идут», то «путя занесло», то вагоны к рельсам примерзли (запросто!), то ещё какие-то причины…

Привычные всем оранжевые жилетки путейцев в новое время заменили люди "со стороны" в салатовых жилетках, напрямую никак не связанные с железной дорогой, работающие по договору подряда. Станция Осташков, ОКТ жд.

Заснеженная станция Осташков зимней ночью, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото: Денис Доронин

Борьба со снежными заносами — это забота путейцев. В старину путь обставляли на зиму снегоудержательными щитами. Это переносной высокий забор, состоявший из отдельных секций, который путейцы устанавливали вдоль перегона в таких местах, где в снегопады и метели сильно перемётывает, заносит.

Порой сдвигали эти щиты ближе или дальше от полотна по нескольку раз за зиму — по шею в снегу! Однако щиты могут лишь уменьшить, но не устранить заносы, и путь всё равно приходится очищать от снега.

Зимняя сказка морозным днём на Бологое-Полоцкой.

В 1960-х годах от таких щитов отказались и повсюду где это возможно (кроме северных широт и степи) заменили посадками деревьев — лесозащитной полосой, по которой всегда легко можно издали узнать железную дорогу в степи или на любом открытом месте.

Лесозащитная полоса из высаженных когда-то вдоль пути елей, по которой легко ещё издалека можно узнать, что там проходит железная дорога.

Эта полоса, как гласил ещё дореволюционный путеводитель:

«Не только охраняет путь от заносов, но и создает у пассажиров хорошее настроение из-за приятного вида деревьев за окном».

Увы, в последнее время началось повсеместное и варварское уничтожение этой полосы (буквально парадоксальное по своей бессмысленности!) якобы в целях облегчения доступа связистов к придорожной телеграфной сети (там где она ещё осталась) и недопущения завалов пути и линий электропередач упавшими деревьями. Вдоль путей (особенно на малодеятельных участках) теперь часто наблюдается невообразимый лесоповал — опаснейшие в пожарном отношении груды сваленных высохших кустов и деревьев, которые никто не вывозит.

Пример рукотворного лесоповала в границах станции Осташков, ОКТ жд.

Достаточно всего одной спички, чтобы в сухую погоду всё это сваленное в кучу вдоль пути нагромождение из вырубленного кустарника и деревьев в одночасье полыхнуло сильным огнём. Дрова, в конце концов, никому не нужны, что ли?! Ясно, что ситуация с заметанием путей снегом при таком «хозяйствовании» значительно ухудшится.

Контрастный февральский закат на станции Торопец, ОКТ жд.

Подготовку к зиме путейцы начинают ещё задолго до её наступления. На всем протяжении дистанции пути, перед любыми негабаритными местами (пассажирскими платформами, светофорами, мостами, планками УКСПС и др.) т.е. там, где снегоочиститель на ходу на скорости может влететь и удариться о выступающую поверхность ножом или крыльями и слететь с рельсов (увы, такое не раз бывало) необходимо расставить"зимние" путевые сигнальные знаки для работы на участке со снегоочистителем.

Сигнальный знак «Опустить нож, открыть крылья», выставленный заранее путейцами перед началом зимы. ОП Чёрный Дор, ОКТ жд.

Очень необычные, самобытные и по своему содержанию выразительные, предназначенные для передачи указаний руководителю работ по снегоочистки.

Зимние сигнальные знаки на занесенном снегом перегоне Андреаполь-Торопец, ОКТ жд.

Звучат эти знаки весьма красиво и обстоятельно, буквально пробуждая на трудовую решительность:

«Поднять нож, закрыть крылья» — до места препятствия;

«Опустить нож, открыть крылья» — сразу после проследования места препятствия.

Технология очистки железнодорожных станционных путей от снега и путей на перегоне сильно отличается, поэтому далее разделю свой рассказ на две соответствующие части.

Путевые машины для очистки снега на перегонах

Техника для очистки путей от снега как правило не самоходная. Бывает удивительно наблюдать, как старенький двухосный снегоочиститель ЦУМЗ (теперь таких уже практически нигде не увидешь), напоминающий трамвай времён Зощенко, толкаемый могучим тепловозом, который дымит позади за снегоочистителем, словно крейсер, отважно ударяет со всего размаху плоским ножом в громадную сугробину и сметает её прочь с пути, словно богатырь, — и ведь не сваливается при таком ударе с рельсов!

Двухосный снегоочиститель ЦУМЗ возле ПЧ на станции Осташков, 1980-е годы, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото из архива автора

И какой густой белоснежный взрыв при этом происходит! Особенно красиво это зрелище наблюдать в ясную морозную погоду, когда частицы снега искрят на солнце всеми цветами радуги. Снегоочиститель на ходу с глухим грохотом врывается в снеговую толщу и мгновенно создает вокруг себя млечный фонтан, который в ясную погоду к тому же сверкает мириадами искр, зрелище бывает просто феерическое.

Двухосный снегоочиститель ЦУМЗ в тупике на станции Андреаполь, начало нулевых прошлого века, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото из портала "Галерея паровоза ИС"

Снеговой струг несётся по перегону с распахнутыми крыльями и, по словам Андрея Платонова, «пушит» снег в сторону с пути. Таран, действительно напоминающий средневековое таранное орудие, на полном ходу, как ледокол, рассекает своим лезвием толщи снега пополам и расшвыривает льдины и комья в стороны от пути.

Сегодня их место заняли более современные путевые машины СДПМ, прозванный железнодорожниками "кирпич", хотя и им уже немало лет. Представляет собой специальный цельнометаллический четырехосный вагон, оборудованный по торцам плужными отвалами, толкаемый сзади тепловозом или электровозом.

Плужные отвалы установлены постоянно под углом 50 ° к оси пути для отбрасывания снега в правую сторону по ходу снегоочистителя. Плужные отвалы состоят из «лобового щита» с механизмом подъёма и боковых крыльев и с механизмами открытия. Левое боковое крыло каждого отвала (если смотреть из кузова снегоочистителя) называют «угловым» крылом, правое — «боковым».

На раме вверху и внизу расположены грузовые ящики с балластом. Это необходимо для повышения устойчивости снегоочистителя. Рама опирается на две двухосные тележки точно точно такие же как у грузовых вагонов.

А едет со снегоочистителем, у которого внутри, (как описано в «Сокровенном человеке»: "Жарко горит печурка и накурено в три слоя"), целая команда путейцев, потому что помимо управления сим агрегатом нужно ещё много дометать мётлами, догребать лопатами, долбить ломами — у путейцев труд всегда останется в той или иной степени ручным.

Внутри СПДМ похож на неплохо обустроенное служебное жильё. Как уже упоминалось посреди в нём установлена металлическая печь, имеется ящик для угля, два лежака вдоль бортов, умывальник, шкаф для аптечки первой медицинской помощи.

Всё не лезло, продолжение следует.

Показать полностью 18
Отличная работа, все прочитано!