Проект The Line в Neom в Саудовской Аравии не будет построен в первоначальном виде (170 км города в линию на 9 млн жителей) по нескольким ключевым причинам.
Стоимость выросла с $1,5 трлн до $8,8 трлн, что превышает возможности Public Investment Fund (PIF). Падение цен на нефть (с $100 до ~$60 за баррель) привело к бюджетным дефицитам.
Бюджет Neom на 2025–2026 гг. не утверждён, контракты заморожены. Масштаб противоречит законам физики и инженерии – вертикальная структура в пустыне.
Строительство замедлилось, планы сокращены до 2,4–5 км к 2030 году, часть фундаментов теперь бесполезна. Полное завершение может занять 100 лет.
Аудит выявил финансовые махинации, перерасход и привел к скандалам с руководством.
В итоге планы "заморожены", а фокус сместился на меньшие модули, делая оригинальную утопию недостижимой.
Спроектированный американской архитектурной студией Morphosis, линейный город представляет собой два дома-стены с зеркальными фасадами высотой 500 метров, расположенных на расстоянии 200 метров друг от друга и вытянутых на умопомрачительные 170 км.
Пространство между домами предполагается заполнить плотной городской застройкой с садами и парками, а под землей проложить высокоскоростную железнодорожную линию.
Подразумевается, что площадь города будет в 46 раз меньше площади Лондона.
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман похвастался, что город, рассчитанный на девять миллионов человек, «бросит вызов традиционным плоским, горизонтальным городам и станет моделью для сохранения природы и повышения уровня жизни людей».
Благодаря чрезвычайной компактности и отсутствию автомобилей, которые стали возможными благодаря высотной линейной планировке, а также обильной растительности, изображенной на визуализациях, The Line был представлен как более устойчивая альтернатива традиционным городам.
Площадь его территории составит 34 квадратных километра — в 46 раз меньше, чем площадь Лондона с аналогичной численностью населения. Такая высокая плотность населения означала бы значительное сокращение выбросов от транспорта и уменьшение прямого ущерба природе.
The Line «переосмысливает городскую жизнь»?
Проект был задуман как ключевая часть стратегии Saudi Vision 2030, направленной на диверсификацию экономики королевства, сокращение зависимости от нефти и создание новых рабочих мест.
The Line заявлен как абсолютно экологичный город с нулевым углеродным следом, использующий исключительно возобновляемые источники энергии и технологии искусственного интеллекта для управления городской жизнью (хотя некоторые эксперты считают, что даже на этапе строительства "углеродный след" этого проекта превысит все разумные пределы).
1/3
Фантастический по своим масштабам проект The Line официально был представлен в качестве одной из частей амбициозного плана NEOM – плана развития территории Саудовской Аравии, располагающейся на ее северо-западе.
«Утопическое мышление важно - оно помогает нам бросить вызов предубеждениям в архитектурной среде, которые привели к традиционным результатам, способствующим, как мы знаем, ухудшению состояния окружающей среды. Но я считаю, что аргументы об устойчивости и удобстве для жизни здесь наивны».,Филип Олдфилд, глава факультета антропогенной среды Университета Нового Южного Уэльса
Презентации проекта не скупились на восторженное описание прекрасной жизни в городе будущего:
«The Line в конечном итоге сможет разместить 9 миллионов человек и будет построен на площади всего 34 квадратных километра. Это позволит сократить инфраструктурные потребности и добиться беспрецедентной эффективности городских функций. Идеальный климат круглый год позволит жителям наслаждаться окружающей природой.
Кроме того, у жителей будет доступ ко всем необходимым предметам первой необходимости в пяти минутах ходьбы, а также к высокоскоростной железной дороге – время в пути от конечной точки до конечной составляет 20 минут.
Никаких дорог, машин и выбросов, город будет полностью использовать возобновляемую энергию, а 95% земли будет отведено под природу. Здоровье и благополучие людей будут важнее транспорта и инфраструктуры, в отличие от традиционных городов »
Работы по реализации проекта начались в октябре 2022 года, после завершения масштабной подготовки строительной площадки в районе Табук, недалеко от Красного моря.
Само строительство предполагалось разбить на три этапа:
Этап 1: строительство первых трёх секций (под номерами 43, 44 и 45) общей длиной 2400 метров. Сюда подведут канал и обустроят причал, из-за чего все эти три секции будут называться "Hidden Marina".
Этап 2: строительство секций с 38 по 56, а также 1, 2 и 3 (та часть, что упирается в море). Общая длина к этому моменту составит чуть более 15 км, а число жителей - 2 миллиона.
Этап 3: строительство всей оставшейся части, число жителей достигнет 9 миллионов.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги
Однако, спустя 2,5 года с начала строительства возникли сложности. В итоге по состоянию на октябрь 2025 проект находится вроде как в активном, но в довольно неоднозначном состоянии:
Строительные работы вроде ведутся. К октябрю 2025 года были выполнены земляные работы вдоль значительной части трассы, установлены тысячи свай, перемещены миллионы кубометров грунта, и построена инфраструктура для осушения. Однако темпы строительства на этом объекте заметно замедлились, а фокус смещён на другие проекты NEOM.
Саудовская Аравия официально с привлечением внешних консультантов пересматривает свой план NEOM, в том числе и его самый знаковый компонент – The Line. Пересматриваются вопросы его рентабельности и финансирования, что связано с ростом затрат и замедлением темпов строительства.
Из-за сложности и дороговизны проекта возникли разговоры о сокращении масштабов и, возможно, продлении сроков его реализации. Планируется увольнение значительной части сотрудников и переезд более 1000 человек с удалённой строительной площадки в Эр-Рияд. Строительство на значительных участках The Line было заморожено, а число активных строителей сократилось на 35% с апреля 2025 года.
1/5
К октябрю 2025 года были выполнены земляные работы вдоль значительной части трассы, установлены тысячи свай, перемещены миллионы кубометров грунта, и построена инфраструктура для осушения.
Пожалуй, самым интересным событием стала оценка окончательной стоимости NEOM. Согласно внутреннему отчёту, с которым ознакомилась The Wall Street Journal, общая стоимость проекта выросла до 8,8 триллиона долларов– это колоссальный скачок по сравнению с первоначальным прогнозом в 500 миллиардов долларов.
Причины пересмотра планов и замедления темпов строительства довольно банальны – в первую очередь финансы. Общие расходы на NEOM уже оцениваются 8,8 трлн долларов США к 2080 году, а тем временем цены на нефть марки Brent существенно снизились, и сегодня составляют около 70 долларов за баррель. Хотя по оценкам Bloomberg Economics, для сбалансированного бюджета Саудовской Аравии необходима цена в 96 долларов за баррель, а с учётом огромных внутренних расходов Фонда инвестиций в проекты наследного принца – в 113 долларов.
Снижение цен на нефть, более слабые, чем прогнозировалось, иностранные инвестиции и дефицит бюджета означают, что Саудовской Аравии теперь необходимо решить, на чем сосредоточиться в первую очередь и какими темпами.
Экономика Саудовской Аравии в последние годы резко изменилась, и не в лучшую сторону – если в 2022 году бюджет был с профицитом в размере 27,68 млрд долларов США, то уже в 2023 год наблюдался дефицит в размере 21,6 млрд долларов США.
Государственный долг вырос примерно с 3% ВВП в 2010-х годах до 24% в 2024 году. К такой ситуации привело резкое увеличение государственных расходов на фоне сокращения добычи нефти в связи с соглашением ОПЕК+ о сокращении поставок.
В отчете WSJ также говорится, что теперь проект достигнет своего так называемого «конечного состояния» лишь к 2080 году. Первый этап, стоимость которого оценивается в 370 миллиардов долларов, может быть завершен только к 2035 году.
Также, по данным Bloomberg, саудовские власти снизили некоторые из самых амбициозных целей NEOM. Вместо 170 километров линейной застройки к 2030 году планируется построить лишь 2,4 километра. Целевая численность населения нового города на тот же год также была снижена в 5 раз – с 1,5 млн. до 300 000 человек.
The Line – это лишь один из проектов наследного принца Мухаммеда бин Салмана в рамках масштабного плана по переходу Саудовской Аравии в «постнефтяную» эпоху. План предусматривает диверсификацию экономики королевства за счёт внедрения новых технологий, туризма и инноваций. Однако по мере роста бюджетных ограничений реализация плана NEOM в целом, и The Line как его составной части, все больше вызывает сомнения – во всяком случае, в том виде, как они были представлены изначально.
Но несмотря на текущие трудности, возникшие при реализации проекта – резкое увеличение затрат и существенный перенос сроков – власти Саудовской Аравии не теряют надежды и по-прежнему утверждают, что в конечном итоге «Линия» останется центральным элементом концепции NEOM.
Проект The Line будет решать проблемы, с которыми сталкивается человечество в городской жизни сегодня, и прольёт свет на альтернативные способы существования. Мы не можем игнорировать проблемы, связанные с качеством жизни и экологией, с которыми сталкиваются города по всему миру, и NEOM находится на переднем крае разработки новых и оригинальных решений для решения этих проблем. NEOM возглавляет команду самых ярких умов в области архитектуры, инженерии и строительства, чтобы воплотить в реальность идею строительства «вверх».,
Мухаммед бин Салман, наследный принц и председатель совета директоров компании NEOM
«Даже представить, как это будет выглядеть после завершения строительства или что произойдёт со временем, — даже такие вещи, как количество сырья, которое потребуется для строительства, какая сила потребуется, чтобы прокачать воду по нему от начала до конца, что происходит с такими вещами, как ветер и тепло, в таких масштабах, — невозможно, учитывая существующие сравнения».
Маршалл Браун, директор Принстонского центра городского воображения и доцент кафедры архитектуры Принстонского университета
Кстати, определенные проблемы есть и у другого знакового проекта в рамках NEOM - фешенебельного курорта Sindalah. Несмотря на грандиозное открытие курорта, которое состоялось в октябре 2024 года и обошлось организаторам в 45 млн долларов, в настоящее время Sindalah так и не работает на полную мощность, хотя туристов на остров планировали принимать еще с начала 2024 года.
Курорт Sindalah
Как думаете, станет ли реальностью этот мегапроект?