12

Продолжение поста «Реальный мегапроект или мегаутопия? Будет ли в Саудовской Аравии построен город The Line длиной 170 км»

Ну вот, собственно, и ответ на вопрос.

Продолжение поста «Реальный мегапроект или мегаутопия? Будет ли в Саудовской Аравии построен город The Line длиной 170 км»

Проект The Line в Neom в Саудовской Аравии не будет построен в первоначальном виде (170 км города в линию на 9 млн жителей) по нескольким ключевым причинам.

Стоимость выросла с $1,5 трлн до $8,8 трлн, что превышает возможности Public Investment Fund (PIF). Падение цен на нефть (с $100 до ~$60 за баррель) привело к бюджетным дефицитам.

Бюджет Neom на 2025–2026 гг. не утверждён, контракты заморожены. Масштаб противоречит законам физики и инженерии – вертикальная структура в пустыне.

Строительство замедлилось, планы сокращены до 2,4–5 км к 2030 году, часть фундаментов теперь бесполезна. Полное завершение может занять 100 лет.

Аудит выявил финансовые махинации, перерасход и привел к скандалам с руководством.

В итоге планы "заморожены", а фокус сместился на меньшие модули, делая оригинальную утопию недостижимой.

@banksta

Показать полностью 1
5

Реальный мегапроект или мегаутопия? Будет ли в Саудовской Аравии построен город The Line длиной 170 км

The Line - линейный город протяженностью 170 км

The Line - линейный город протяженностью 170 км

Спроектированный американской архитектурной студией Morphosis, линейный город представляет собой два дома-стены с зеркальными фасадами высотой 500 метров, расположенных на расстоянии 200 метров друг от друга и вытянутых на умопомрачительные 170 км.

Пространство между домами предполагается заполнить плотной городской застройкой с садами и парками, а под землей проложить высокоскоростную железнодорожную линию.

Подразумевается, что площадь города будет в 46 раз меньше площади Лондона.

Подразумевается, что площадь города будет в 46 раз меньше площади Лондона.

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман похвастался, что город, рассчитанный на девять миллионов человек, «бросит вызов традиционным плоским, горизонтальным городам и станет моделью для сохранения природы и повышения уровня жизни людей».

Благодаря чрезвычайной компактности и отсутствию автомобилей, которые стали возможными благодаря высотной линейной планировке, а также обильной растительности, изображенной на визуализациях, The Line был представлен как более устойчивая альтернатива традиционным городам.

Площадь его территории составит 34 квадратных километра — в 46 раз меньше, чем площадь Лондона с аналогичной численностью населения. Такая высокая плотность населения означала бы значительное сокращение выбросов от транспорта и уменьшение прямого ущерба природе.

The Line «переосмысливает городскую жизнь»?

Проект был задуман как ключевая часть стратегии Saudi Vision 2030, направленной на диверсификацию экономики королевства, сокращение зависимости от нефти и создание новых рабочих мест.

The Line заявлен как абсолютно экологичный город с нулевым углеродным следом, использующий исключительно возобновляемые источники энергии и технологии искусственного интеллекта для управления городской жизнью (хотя некоторые эксперты считают, что даже на этапе строительства "углеродный след" этого проекта превысит все разумные пределы).

Фантастический по своим масштабам проект The Line официально был представлен в качестве одной из частей амбициозного плана NEOM – плана развития территории Саудовской Аравии, располагающейся на ее северо-западе.

«Утопическое мышление важно - оно помогает нам бросить вызов предубеждениям в архитектурной среде, которые привели к традиционным результатам, способствующим, как мы знаем, ухудшению состояния окружающей среды. Но я считаю, что аргументы об устойчивости и удобстве для жизни здесь наивны»., Филип Олдфилд, глава факультета антропогенной среды Университета Нового Южного Уэльса

Презентации проекта не скупились на восторженное описание прекрасной жизни в городе будущего:

«The Line в конечном итоге сможет разместить 9 миллионов человек и будет построен на площади всего 34 квадратных километра. Это позволит сократить инфраструктурные потребности и добиться беспрецедентной эффективности городских функций. Идеальный климат круглый год позволит жителям наслаждаться окружающей природой.

Кроме того, у жителей будет доступ ко всем необходимым предметам первой необходимости в пяти минутах ходьбы, а также к высокоскоростной железной дороге – время в пути от конечной точки до конечной составляет 20 минут.

Никаких дорог, машин и выбросов, город будет полностью использовать возобновляемую энергию, а 95% земли будет отведено под природу. Здоровье и благополучие людей будут важнее транспорта и инфраструктуры, в отличие от традиционных городов »

Работы по реализации проекта начались в октябре 2022 года, после завершения масштабной подготовки строительной площадки в районе Табук, недалеко от Красного моря.

Само строительство предполагалось разбить на три этапа:

  • Этап 1: строительство первых трёх секций (под номерами 43, 44 и 45) общей длиной 2400 метров. Сюда подведут канал и обустроят причал, из-за чего все эти три секции будут называться "Hidden Marina".

  • Этап 2: строительство секций с 38 по 56, а также 1, 2 и 3 (та часть, что упирается в море). Общая длина к этому моменту составит чуть более 15 км, а число жителей - 2 миллиона.

  • Этап 3: строительство всей оставшейся части, число жителей достигнет 9 миллионов.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Однако, спустя 2,5 года с начала строительства возникли сложности. В итоге по состоянию на октябрь 2025 проект находится вроде как в активном, но в довольно неоднозначном состоянии:

  • Строительные работы вроде ведутся. К октябрю 2025 года были выполнены земляные работы вдоль значительной части трассы, установлены тысячи свай, перемещены миллионы кубометров грунта, и построена инфраструктура для осушения. Однако темпы строительства на этом объекте заметно замедлились, а фокус смещён на другие проекты NEOM.

  • Саудовская Аравия официально с привлечением внешних консультантов пересматривает свой план NEOM, в том числе и его самый знаковый компонент – The Line. Пересматриваются вопросы его рентабельности и финансирования, что связано с ростом затрат и замедлением темпов строительства.  

  • Из-за сложности и дороговизны проекта возникли разговоры о сокращении масштабов и, возможно, продлении сроков его реализации. Планируется увольнение значительной части сотрудников и переезд более 1000 человек с удалённой строительной площадки в Эр-Рияд. Строительство на значительных участках The Line было заморожено, а число активных строителей сократилось на 35% с апреля 2025 года.

К октябрю 2025 года были выполнены земляные работы вдоль значительной части трассы, установлены тысячи свай, перемещены миллионы кубометров грунта, и построена инфраструктура для осушения.

Пожалуй, самым интересным событием стала оценка окончательной стоимости NEOM. Согласно внутреннему отчёту, с которым ознакомилась The Wall Street Journal, общая стоимость проекта выросла до 8,8 триллиона долларов – это колоссальный скачок по сравнению с первоначальным прогнозом в 500 миллиардов долларов.

Причины пересмотра планов и замедления темпов строительства довольно банальны – в первую очередь финансы. Общие расходы на NEOM уже оцениваются 8,8 трлн долларов США к 2080 году, а тем временем цены на нефть марки Brent существенно снизились, и сегодня составляют около 70 долларов за баррель. Хотя по оценкам Bloomberg Economics, для сбалансированного бюджета Саудовской Аравии необходима цена в 96 долларов за баррель, а с учётом огромных внутренних расходов Фонда инвестиций в проекты наследного принца – в 113 долларов.

Снижение цен на нефть, более слабые, чем прогнозировалось, иностранные инвестиции и дефицит бюджета означают, что Саудовской Аравии теперь необходимо решить, на чем сосредоточиться в первую очередь и какими темпами.

gulfnews.com

Экономика Саудовской Аравии в последние годы резко изменилась, и не в лучшую сторону – если в 2022 году бюджет был с профицитом в размере 27,68 млрд долларов США, то уже в 2023 год наблюдался дефицит в размере 21,6 млрд долларов США.

Государственный долг вырос примерно с 3% ВВП в 2010-х годах до 24% в 2024 году. К такой ситуации привело резкое увеличение государственных расходов на фоне сокращения добычи нефти в связи с соглашением ОПЕК+ о сокращении поставок.

В отчете WSJ также говорится, что теперь проект достигнет своего так называемого «конечного состояния» лишь к 2080 году. Первый этап, стоимость которого оценивается в 370 миллиардов долларов, может быть завершен только к 2035 году.

Также, по данным Bloomberg, саудовские власти снизили некоторые из самых амбициозных целей NEOM. Вместо 170 километров линейной застройки к 2030 году планируется построить лишь 2,4 километра. Целевая численность населения нового города на тот же год также была снижена в 5 раз – с 1,5 млн. до 300 000 человек.

The Line – это лишь один из проектов наследного принца Мухаммеда бин Салмана в рамках масштабного плана по переходу Саудовской Аравии в «постнефтяную» эпоху. План предусматривает диверсификацию экономики королевства за счёт внедрения новых технологий, туризма и инноваций. Однако по мере роста бюджетных ограничений реализация плана NEOM в целом, и The Line как его составной части, все больше вызывает сомнения – во всяком случае, в том виде, как они были представлены изначально.

Но несмотря на текущие трудности, возникшие при реализации проекта – резкое увеличение затрат и существенный перенос сроков – власти Саудовской Аравии не теряют надежды и по-прежнему утверждают, что в конечном итоге «Линия» останется центральным элементом концепции NEOM.

Проект The Line будет решать проблемы, с которыми сталкивается человечество в городской жизни сегодня, и прольёт свет на альтернативные способы существования. Мы не можем игнорировать проблемы, связанные с качеством жизни и экологией, с которыми сталкиваются города по всему миру, и NEOM находится на переднем крае разработки новых и оригинальных решений для решения этих проблем. NEOM возглавляет команду самых ярких умов в области архитектуры, инженерии и строительства, чтобы воплотить в реальность идею строительства «вверх».,

Мухаммед бин Салман, наследный принц и председатель совета директоров компании NEOM

«Даже представить, как это будет выглядеть после завершения строительства или что произойдёт со временем, — даже такие вещи, как количество сырья, которое потребуется для строительства, какая сила потребуется, чтобы прокачать воду по нему от начала до конца, что происходит с такими вещами, как ветер и тепло, в таких масштабах, — невозможно, учитывая существующие сравнения».

Маршалл Браун, директор Принстонского центра городского воображения и доцент кафедры архитектуры Принстонского университета

Кстати, определенные проблемы есть и у другого знакового проекта в рамках NEOM - фешенебельного курорта Sindalah. Несмотря на грандиозное открытие курорта, которое состоялось в октябре 2024 года и обошлось организаторам в 45 млн долларов, в настоящее время Sindalah так и не работает на полную мощность, хотя туристов на остров планировали принимать еще с начала 2024 года.

Курорт Sindalah

Курорт Sindalah

Как думаете, станет ли реальностью этот мегапроект?
Всего голосов:
Показать полностью 11 1
Отличная работа, все прочитано!