55

Ответ на пост «ПОСЛЕДНИЙ ПРЫЖОК (ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ)»

История не про меня, а про друга. Но тогда о парашютах и везении.
Когда мы познакомились много лет назад, Костя уже был активным членом парашютного клуба. В отличие от другого моего знакомого парашютиста никогда не рассказывал как это круто и не звал меня в клуб. У нас были другие общие интересы.
Однажды увидел у него на шее верёвочку, на которой висела какая-то металлическая хрень - кольцо с хвостиком. Что-то вроде чеки. Он объяснил, что это какая-то деталь от парашюта и такие имеют право носить только те, кто сделал 100 прыжков. Короче, он был профи.
И вот однажды этот профи решил купить себе специальный шлем для парашютиста. А то как лох всё в шапке прыгает. Костюм давно был, а вот шлема не хватает. Отдал тогда за него чуть ли не всю зарплату.
И мм вот первое испытание шлема. Прыжок. Дёргает то, что там дергают, чтобы парашют раскрылся. Он выстреливает, но не раскрывается. Запутался. Сразу запаску раскрыть нельзя, иначе тоже запутается. Долго в панике отстёгивал бракованный парашют. Когда раскрыл запасной, расстояние было уже маленькое, а скорость большая
Вместо поля, Костя влетает в дикорастущие ёлки. Шлем вдребезги! У самого теперь шов на весь затылок, от уха до уха.
Вот не купил бы он тогда этот шлем, и не было бы теперь друга.
судьба.

393

ПОСЛЕДНИЙ ПРЫЖОК (ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ)

Дело было где то в начале 90-х годов.

Я был молодой и любил всякий экстрим , и решил попробовать себя в парашютном спорте. В те годы это было относительно просто, и по сути не требовало никаких финансовых затрат. Я даже не знаю кто финансировал это весьма недешевое занятие. В г.Орск на старом аэродроме в народе называемым Гудрон работала такая секция. У них был небольшой учебный центр в городе. Туда я и пришел записываться. После прохождения мед.комиссии и получения письменного согласия от родителей (что было очень не просто) меня зачислили на курс. Первые две недели была сугубо теория в учебных классах и тренировка в подвесных системах подвешенных в классе, и вот началась практика непосредственно на аэродроме. Там было здание старого гражданского аэропорта в котором и проходили занятия. Учителями были бывшие военные , у нас был сержант ВДВ по фамилии Сорока (на всю жизнь запомнил эту фамилию). Отношение было предельно строгое, ни малейших поблажек и халтуры. На кону стояли жизни. Учили укладывать парашюты на так называемых парашютных столах.

Парашютный стол. Все фото носят иллюстративный характер и взяты из инета.

Парашютный стол. Все фото носят иллюстративный характер и взяты из инета.

Прыгали мы на самых примитивных десантных парашютах Д-5, это практически никак не управляемый парашют , путем подтягивания тех или иных строп можно добиться его скольжения в ту или иную сторону, но в весьма незначительном виде. Т.е. ни о каком управляемом полете речи вообще не идет. Он предназначен тупо десантировать бойца и все.

Прыгали мы зимой, морозец стоял -20, нам выдавали армейские бушлаты, ватные штаны полукомбинезоном, и толстые мощные валенки подшитые резиновой подошвой. В валенках был двойной смысл. Во первых все таки зима, а во вторых, и это было самым главным они защищали голеностоп парашютиста от выворачивания при приземлении. Так как подвернуть ногу при таких скоростях очень легко. На память приведу цифры, скорость снижения на основном куполе 5,2 м/с, на запасном куполе 7,5 м/с. Эти цифры весьма приблизительны так как на них влияют множество факторов, прыгаете вы летом или зимой, вес снаряжения которое при себе может быть а может и не быть, прыгаете вы в дождь или в ясную погоду, и наконец вес самого парашютиста, он может быть и 75 кг и 95 кг. Я был весом 100 кг, рост 190 см. И по сути у меня был перевес для этой модели парашюта 10 кг. Как сказал нам инструктор, если хотите почувствовать ощущения от приземления на основном куполе выпрыгните из окна второго этажа. Полное соответствие. Если хотите почувствовать каково приземлиться на запасном куполе то надо выпрыгнуть из окна третьего этажа. Но этого я никому делать не посоветую, ибо запасной купол это по сути спасательный парашют, и не предназначен для комфортного приземления, а только лишь спасти тушку парашютиста.

Теперь я расскажу про ощущение во время прыжка и как все работает. В первую очередь у парашюта есть так называемый стабилизирующий купол. Это маленький парашютик, диаметром около метра который храниться в специальном чехле-мешочке который через фал и специальный карабин пристегивается перед прыжком к специальному тросу в самолете. Он предназначен для выравнивания положения парашютиста после прыжка.

Стабилизирующий купол.

Стабилизирующий купол.

После прыжка парашютист попадает в мощнейший воздушный поток, и как бы он не сгруппировался его начинает крутить, швырять и вертеть в воздухе как кусок гавна, и именно в этот момент принудительно через фал раскрывается стабилизирующий купол , и тело парашютиста принимает положение голова вверху ноги внизу. Скорость падения он не замедляет, он только выравнивает парашютиста. Дальше начинается свободное падение. Оно крайне неприятно , и я всегда старался раскрыть основной купол пораньше и падение не затягивать. Дальше выдергиваю кольцо и стабилизирующий купол вытягивает из укладки основной купол который раскрывается с достаточно громким хлопком ткани. Но самое неприятное это сильнейший рывок при раскрытии, который по словам инструкторов достигает перегрузки 6G. Так как происходит торможение со скорости около 200 км/ч за несколько секунд. Именно поэтому валенки привязывают специальными веревками к ногам, потому что часто их просто при рывке срывает с ног. Так же если в этот момент болтать головой, задирать ее вверх то можно легко повредить шею. И вот наступает самый приятный момент всего прыжка, ты висишь на парашюте в небе, самолет улетел , и ты видишь в небе цепочку таких же бедолаг на парашютах. Морозный воздух совершенно прозрачен и кристально чист. Каждый звук разноситься очень далеко. Абсолютная тишина окружает тебя , и лишь легкий шелест парашюта говорит о том что ты опускаешься. Безмерный восторг наполняет душу, кто то начинает орать от восторга, кто то петь. Но надо не забывать и о работе. Ибо опьянение полетом очень опасно. Ведь есть еще запасной купол. И после того как парашютист визуально убедиться что основной купол нормально раскрылся и все в порядке надо отключить устройство автоматического раскрытия запасного купола. Это крайне важно! На тот случай, если у парашютиста вдруг не раскрылся правильно парашют, либо он его совсем не раскрыл, либо впал в истерику или в ступор или потерял сознание и летит камнем к земле, есть специальное устройство принудительного раскрытия запасного купола. Выглядит оно вот так.

Устройство принудительного раскрытия запасного купола.

Устройство принудительного раскрытия запасного купола.

Оно выглядит как коробочка в которой установлена мощная пружина и мембрана реагирующая на изменения давления при падении. Пружина заводится примерно как в будильнике, на шкале выставляется высота срабатывания, обычно нам ставили 500 метров, можно и меньше, 300 или 200 м. Когда парашютист достигает установленной высоты мембрана сжимается и прибор начинает предупредительно громко жужжать, и через несколько секунд через трос раскрывает запасной купол. Выдергивается чека.

Если парашютист проебет этот момент то окажется в весьма опасной ситуации, при раскрытом основном куполе у него раскроется еще и запасной купол. Это очень опасно так как запасной купол может захлестнуть самого парашютиста, обмотать его вокруг, тем самым ослепить, либо запутать стропы основного купола, запутать руки и ноги. Так что при такой ситуации рекомендуют после щелчка и раскрытия хватать запасной купол в охапку руками и не дать ему раскрываться.

Дальше начинаем встречать землю, как говорили "работать по земле". То есть сверху визуально осматриваем место предполагаемого приземления, наличие деревьев, буреломов, наличие столбов с проводами высокого напряжения (конечно там где мы прыгали этого ничего не было, но по инструкции все это надо проверять), определять в какую сторону сносит парашют ветром и путем скрещивания строп разворачиваем тело ногами в сторону приближающейся земли. Коварство последних секунд полета перед приземлением в том что земля начинает приближаться внезапно. Вроде вот только ты висел еще высоко и раз, земля уже летит на тебя. Очень важно не пропустить этот момент и сгруппироваться. Мы прыгали зимой, и аэродром в месте приземления был покрыт глубоким 1,5 м слоем снега. После приземления надо было поднять вверх руку если все хорошо. Наблюдатель на вышке смотрел за всеми приземлениями. Потом за нами выезжал вездеход и собирал всех по полю. За месяц я совершил около 50 прыжков, и вот настал тот роковой день.

Все было как обычно , прыжок, хлопок, рывок, спускаюсь, под ногами совершенно белое поле без малейшего ориентира, приземление, выставляю ноги к земле, ожидаю приземления на снег глубиной 1,5 метра. И вместо него попадаю на ледяной бугор , который такой же белый как снег, сверху вообще не отличить. Ноги в валенках подбитых резиной. Резина на морозе задубела и на льду очень скользкая. Ноги выскальзывают и я на полной скорости приземляюсь на жопу. Страшнейший удар и темнота, потерял сознание.

Очнулся от рева вездехода, сильная боль в спине, двигаться не могу.

Скорая , больница. Врач травматолог. Не помню точно диагноз, но по смыслу что то типа сильнейший компрессионный ушиб позвоночного столба и там еще какие то уточнения, все уже и не помню, там много текста было. Врач сказал, тебе очень сильно повезло , если бы в момент удара позвоночник был бы хоть немного согнут в какую то сторону то 2-3 позвонка разлетелись бы в хлам, и тогда ты навсегда бы сел в инвалидную коляску. А так как позвоночник был прямой то удар относительно равномерно распределился по всем позвонкам, сильно пострадали некоторые межпозвоночные диски, но позвоночник в общем цел. Короче полгода я еле еле ходил по стеночке до туалета и обратно мелкими шагами, долгое восстановление. Куча дорогих лекарств, всяких терапий. И до сих пор аукается, не могу никакие тяжести таскать.

Так что берегите здоровье пока молоды, потерять его по горячке очень легко.

Всем добра и удачи.

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!