Серия «Работа в мастерской»

406

Носик припаять? Несите два! (сарказм)

Я люблю свою работу! Особенно, когда приносят чайник со словами "носик припаять".... Ух обожаю эти носики и в чайниках и в самоварах!

Чайник, у которого носик отпаялся

Чайник, у которого носик отпаялся

Вот и очередной "носик". Медный чайник типа финского походника. Носик не сварной, спаян на олово по выступающему шву. Весь шов распаян, естественно.

Распаяный носик

Распаяный носик

Чтобы устранить протечки, нужно носик вынуть полностью, располовинить, зачистить все швы, спаять сначала сам носик, а потом его припаять к чайнику.

И когда казалось бы "носик впаян", оказывается, что течет шов на самом чайнике.

Нижняя часть чайника

Нижняя часть чайника

Половиним чайник, зачищаем шов на обеих половинках, спаиваем. Желательно так, чтобы не отпаялся припаяный до этого носик.

Готово

Готово

Вот тебе и "только носик запаять". Чтобы припаять одно, надо перебрать весь предмет. И с мелким ремонтом самоваров аналогично.

Показать полностью 5
47

Восстановление поддувала на самоваре

Недавно занималась ремонтом двух самоваров. Один из них - гранная банка Торгового дома Братьев Шемариных.

Сам самовар неплохо сохранился, но из-за неизмеримо тяжёлого колосника, когда кто-то его со всей силы поставил на стол (или уронил), поддувало прогнулось и лопнуло по узким местам просечки. Плюс из-за жара в этом месте сам металл стал групким и сегменты выкрошились. Ну и сама шейка тоже получила трещины.

Состояние поддувала перед началом работ

Состояние поддувала перед началом работ

Так как часть сегментов была утеряна, я изготовила из латуни новые колечки, по форме утраченных. А остатки старых были удалены. Новых сегментов получилось 6 шт.

Чтобы их припаять ровно по местам необходимо было выставить тулово относительно поддувале на определенном уровне. Тулово пришлось зафиксировать на латунную стяжку: она припаяна сверху, потом через нее подтянуто тулово и оловом сделана фиксация на ноге.

Стяжка для того, чтобы ровно выставить самовар

Стяжка для того, чтобы ровно выставить самовар

Таким образом я выдерживаю нужное расстояние между шейкой и туловом.

Далее были зачищены места пайки и подогнаны колечки.

Пайку я произвожу припоем с содержанием серебра (45% в данном случае). Это твердый припой с температурой плавления около 650 градусов.

Заодно с колечками были запаяны и трещины на шейке.

Сегменты припаяны

Сегменты припаяны

После пайки место ремонта было пошлифовано и сделана пробная полировка.

Место ремонта после полировки

Место ремонта после полировки

Места, где крепилась вспомогательная стяжка, будут зашлифованы в процессе работы с самоваром.

Толщина металла у новых сегментов толще, чем у самого поддувала. За счёт этого слабому месту придана бо'льшая жесткость. После финишной шлифовки и полировки место ремонта будет практически не видно.

Показать полностью 4
752

Реставрация антикварного столика

Расскажу про одну работу прошлого года.

По случаю я приобрела ламберный столик в состоянии "дров". Столешница винтом, одна нога после старого ремонта, междуножье сломано.

Фото столика у прежнего владельца

Фото столика у прежнего владельца

Взялась его восстанавливать.

Просто "дрова"

Просто "дрова"

Стол был разобран, отдефектован. Стало понятно, что столешницу - в утиль, она винтом и вся проедена жуком, шпон на подстолье наполовину был утрачен. По виду это шпон корня клёна, ещё его называют "птичий глаз". Красивый и редкий. Было решено сохранить родной шпон на ножках, а в качестве ремонта брать полоски с подстолья. Шпон крошился и ломался, но я продолжала жрать кактус.

Где-то месяц у меня ушел на работу с ногами. Я шпаклевала отверстия от жука и подклеивала заплатки.

Ножки почти готовы

Ножки почти готовы

Параллельно в литейной мастерской были заказаны недостающие элементы: накладки из латуни и одна лапа на ногу. Хорошо, что по каждому элементу были образцы и в мастерской мне сделали точные копии латунных украшений.

Оригинальные "лапы" с ножек

Оригинальные "лапы" с ножек

За то время, что изготавливали латунные элементы, я приобрела шпон дуба и оклеила им боковины подстолья.

Дуб наклеен и покрыт маслом цвета палисандр

Дуб наклеен и покрыт маслом цвета палисандр

Осталось только изготовить столешницу.

Долго думали, что с ней делать. Решили взять основу, зафанеровать ее со всех сторон шпоном. Лицевую часть решили сделать в технике маркетри из разных пород дерева.

Столешница

Столешница

За шпоном специально ездили в Санкт -Петербург на оптовый склад. Привезли несколько разных пород, но остановились на корне американского ореха (похож на "птичий глаз" на ногах) и дубе.

Не с первого раза получилось оклеить поверхность ровно, пришлось часть шпона снять и поменять рисунок кромки.

Завершающим этапом на все поверхности нанесли прозрачное масло и отполировали воском.

В результате получился крепкий и такой атмосферный столик. Кот тоже заценил :)

Показать полностью 8
283

Восстановление самовара - репы гладкой Ивана Ивановича Медведева

Просто похвастаться работой.

Тулово было сильно мятое. Но повезло с качеством металла - латунь оказалась пластичной и лопнула только в одном месте около ручки. Все остальные вмятины и неровности удалось выкать в зеркальную гладь.

Готовый результат

Готовый результат

Самое начало работ

Самое начало работ

Промежуточные результаты

Промежуточные результаты

Показать полностью 3
1961

Сталинская люстра

Расскажу, как муж задумал люстру в новом доме повесить.

Началось все с того, что летом на барахолке приобрели каркас от люстры в сталинском стиле.

Каркас люстры

Каркас люстры

Мы погугли и нашли, как она должна выглядеть в сборе:

Люстра сталинский ампир

Люстра сталинский ампир

Показали фото продавцу нашей основы и он вспомнил, что у него есть ещё от нее нижняя розетка с шишкой-закруткой.

Забрали и их. И стали думать, как дальше быть. Пришли к выводу, что черные детали можно изготовить из стеклоткани и эпоксидной смолы. Нашли и подготовили подходящие формы и вылепили верхнюю и нижнюю крышку . Когда смола застыла, пошлифовали, загрунтовали и покрасили в черный цвет.

Верхняя часть люстры

Верхняя часть люстры

Когда обе крышки были готовы, собрали люстру. Докупили ещё провода и цоколи. Можно вставлять лампочки.

Люстра почти собрана

Люстра почти собрана

Встал вопрос с плафонами. Посадочный диаметр оказался редким - 64 мм. Тогда как самые распространенные сталинские шишки имеют диаметр 80 мм. Пару месяцев помониторив Авито, я смогла найти только три одинаковых плафона с нашим диаметром. Поняли, что смысла нет годами подбирать и решили делать сами тоже из эпоксидной смолы путем ротационной вытяжки.

Для этого на ЧПУ-станке выточили из воска болванку в форме будущего плафона и по ней сделали оболочку из силикона. Это многоразовая форма.

Силиконовая оболочка для плафона

Силиконовая оболочка для плафона

Далее под эту форму изготовили из гипса разъемную коробочку. В нее укладывается силиконовая форма, закрывается гипсом. Остаётся только отверстие для заливки внутрь смолы.

Заливается нагретая до 40 градусов смола и путем вращения гипсовой формы распределяется внутри по силиконовым стенкам.

Первый плафон получился мутным, с большим количеством пузырьков и непроливом около посадочного бортика.

Первый плафон

Первый плафон

Мы усовершенствовали конструкцию, купили другую - более прозрачную смолу и приступили к изготовлению шести плафонов.

В брак ушел только один. Слишком быстро застыла смола, не успела растечься.

В готовом виде плафоны выглядели так:

Теперь дело встало за мелочами: цепочки, чашка на потолок и центральная розетка.

Центральную розетку мы подобрали от другой люстры. А вот с чашкой к потолку вышел затык: то, что было в продаже на Авито и мешке, не подходило по стилю или размеру. Решили, что будем делать по той же схеме из эпоксидки.

Вырезали на ЧПУ из воска образец по форме близкий к оригиналу, сделали из него силиконовую форму в гипсовой рубашке и залили эпоксидку, смешанную с латунной пудрой. А шишку отлили сразу с оригинала, который у нас был в наличии. Верхнее крепление люстры готово:

С цепочкой тоже заморочились и сделали звенья по форме, как в оригинале: из толстой медной проволоки выковали продолговатые звенья с шипами и круглые соединительные колечки. Все части спаяли твердым припоем. Повторили три раза и подвес для люстры был готов.

На мой взгляд, получилось не хуже оригинала.

Она уже висит на штатном месте:

Изготовление этой люстры с учётом покупки основы обошлось примерно тысяч в 5-6.

Показать полностью 9
63

Самовар с историей, Первая мировая война

Пару лет назад работали на восстановлением интересного самовара - рюмки.

Фабрика Михаила Алексеевича Зубова, г. Тула, начало 20 в.

А интересна она наличием дарственной надписи по Первой Мировой Войне.

"Командиру Глебу Григорьевичу Амантову в память от нижних чинов 12 невооруж. раб.роты. 22 Х 1915".

Беглое гугление информации по Глебу Григорьевичу, к сожалению, мало что дало.

В опубликованных документах есть упоминания о Евгении Глебовиче Амантове, 1889 года рождения. Фамилия не самая распространенная, и в совокупности совпадений по имени-отчеству можно предположить, что Евгений Глебович был сыном человека, которому подарили этот самовар. В конце 1920-х - 1930-е Евгений Амантов был актером Оренбургского театра драмы. Позднее - Художественным руководителем Воронежского ТЮЗа.

Ещё в документах по первой мировой нашелся Амантов Александр Григорьевич, 1877 года рождения. Даже фото его есть.

Мог быть братом Глеба Григорьевича. Оба найденных Амантовых - и Евгений и Александр - уроженцы Санкт-Петербургской губернии.

Вот такое небольшое расследование мне удалось провести, подержав в руках обычный самовар. Возможно, кто-то из потомков мог бы пролить свет на эту историю.

Если вы хотите отреставрировать свой семейный самовар или приобрести уже готовый антикварный, можете обратиться в нашу группу в ВК: https://vk.com/samovarkino

У нас там не только самовары, но и всякие другие предметы старого быта проскакивают.

Показать полностью 4
1405

Восстановление венского стула. Первый опыт 

По случаю удалось приобрести два венских стула.

Они не сильно старые, годов, думаю, 50-60х СССР. Но с элегантными гнутыми элементами, как и положено венским.

Я думала, приведу их порядок и оставлю себе. Но, рассмотрев их повнимательнее дома, мой энтузиазм пропал и я выставила их на Авито. Прошел месяц, интереса к стульям никто не проявил и я решилась. Выбрала самый ушатанный.

Первым делом я раскрутила первый стул на детали.

Стулья собраны на саморезы с круглой шляпкой. Сейчас таких не делают, пришлось аккуратно выкручивать. Все удалось сохранить, кроме одного. Он никак не хотел выкручиваться и пришлось его высверлить.

Когда стул был разобран, я занялась сиденьем. Оно было прибито к основанию тонкими гвоздиками.

Под старой грязной обшивкой оказалась такая же вата.

По форме сиденья я вырезала поролоновую вставку, а из нового материала по старому лекалу вырезала ткань.

Поролон приклеила к сиденью. Старая ткань, похоже, что тоже была приклеена внатяг.

Далее я занялась ремонтом спинки. Верхний слой фанеры вспух и с краю был обломан. Я сняла его полностью. В нескольких местах спинка была расслоена, я пролила эти слои столярным клеем и стянула струбцинами. Так же в одном месте был вертикальный скол слоя - в это место вклеила тонкую щепку (взяла из того верхнего слоя, который был снят).

На основании сиденья тоже оказалась отслойка по слоям фанеры, залила в щели клей и стянула струбциной.

Далее я зашлифую все места ремонта и при необходимости зашпаклюю.

Параллельно я подклеила и стянула места на одном гнутом элементе, в которых лопнули верхние слои древесины.

Такое происходит, когда предмет долго хранился во влажном месте (сарае), а потом был занесён в теплое и сухое помещение и быстро высох.

Ещё важно не забыть подписать каждую деталь (верх/низ, левая/правая), это облегчит сборку, т.к. все детали уникальны по размеру и менять местами их нельзя.

Так как я решила окрашивать стулья не краской, а маслом для дерева с колером, под это необходимо хорошенько ошкурить все детали, полностью сняв имеющееся покрытие.

Я работаю эксцентриковой шлифмашинкой, наждачка зерном Р120, потом вручную довожу скотчбрайтом. На всю обработку ушло около часа.

Когда все было готово, я решила во все старые отверстия, в которые вкручивались саморезы вставить деревянные шканты.

Это нужно для того, чтобы при финишной сборке стула саморезы вкручивались в свежее дерево, а не по старой резьбе. Иначе все детали будут болтаться.

Рассверливаю старое отверстие сверлом с диаметром чуть меньше диаметра шканта. В моем случае сверло 5.5 мм, а шканты 5.7 (хотя заявлены как 6 мм, но это ж Китай). Далее в отверстие капаю столярный ПВА и забиваю молотком деревянный чопик.

На следующий день, после того, как высохли все вклеенные шканты, я обломила верхнюю часть, а детали стула зашлифовала.

Шпаклёвку брала в цвет, близкий после покраски.

Отдельно от других работ привела в порядок родной крепеж: вымочила шурупы в лимонной кислоте, высушила, прорезала поглубже шлицы на головках, т.к. некоторые были сорваны в процессе выкручивания.

На одном шурупе пришлось высверлить шляпку, он не хотел никак выкручиваться. Шляпку восстановили путем сварки: наварили головку и нарезали в ней новый шлиц.

После такой подготовки шурупы я покрасила в черный цвет.

Когда все детали были подготовлены, я приступила к покраске. Точнее, к покрытию стула маслом по дереву с колером и воском.

Пока все запчасти сохли, я занялась сиденьем. В качестве обивки я использовала флок. Он приятный и бархатистый, а его, говорят, он не портится от кошачьих когтей.

Сиденье представляет собой фанеру толщиной 3 мм, имеющую анатомическую выемку посередине. Обтянутая фанера прибивалась к основанию стула гвоздями. Я не знаю, как оно прибивалась ранее, но мне пришлось забить гвоздики под тканью, а саму ткань натянуть уже после этого.

Мебельный степлер тут не подошёл, т.к. толщина слишком маленькая - скобы бы торчали, поэтому пришлось ткань приклеивать внатяг с помощью струбцин.

Это заняло 2 дня. За это время как раз высохли деревянные части.

Собирала я стул несколько часов. Во-первых, это первый опыт по сборке деревянной мебели, во вторых, он никак не хотел совпадать по отверстиям.

Это связано с тем, что гнутые перемычки тянут ножки стула в разные стороны, и прикручивать пришлось, соединяя детали "внатяг". Наверное, у более опытных мастеров, это занимает мало времени, но мне пришлось помучиться.

После сборки стула я прибила сиденье. Прибивала молотком через деревянную проставку, чтобы не порвать ткань.

Стул стоит крепко, не шатается, древесина приятная на ощупь - гладкая и матовая.

Этот эффект создаётся из-за того, что дерево покрыто маслом с воском, а не краской/лаком. Вся структура дерева видна. Дерево, кстати, бук.

Слева готовый стул, справа - второй претендент на доработку.

Показать полностью 15
Отличная работа, все прочитано!