Серия «Матрица вольности начальства»

Матрица вольности начальства. Часть 8

В отличие от предыдущих частей, эта часть заключительная и посвящена "Ответам на вызовы" - чуть более чем странице текста, где, собственно и должен заключатся ответ на вопрос. Не тот, что в заглавии "Кто мы?", а тот, что должен быть сутью - Что делать? Должен, но как оказалось, не обязан.

Что касается ответов на вызовы, они не инструментальные, а скорее идеологические. Они могут базироваться только на собственном цивилизационном коде. Если ответы базируются на чём-то чужом, то тогда они не смогут противостоять этим вызовам и не смогут быть адекватными. И если уж говорим про общество, то настаиваем на концепции «мы».

Если есть цивилизационный код, то надо бы его назвать, сформулировать как-нибудь. Чётко, без двоемыслий, и БЕЗ противопоставление чему-либо. Потому цивилизационный код он сам по себе, он есть, он самодостаточен и не нуждается в подпорках противопоставлений чему-либо.

Увы, таких формулировок нет. Да это и не удивительно, ведь признать что русская городская культура является единственным связывающим Россию в одно целое, есть абсолютно не возможное для воспитанных в многонациональном и многоконфессиональном. В своей высшей, советской форме - БЕЗнациональном и БЕЗконфессиональном. Удивительным образом перекликающемся с "МЫ" Замятина. Да-да, с теми самыми нумерами и Единым Государством.

Необходимо формирование солидарного и сплочённого общества. Поэтому мы продвигаем волонтёрские штабы, поддерживаем движение «Мы вместе». Из этого вытекает наша идеология «Своих не бросаем», ориентация на сплочение, на солидарность, на формирование общества именно таких установок. Иначе нам легко могут навязать конфликт и раскол.

Здесь уже прямое слово Власти. При этом, заметьте, слово "волонтёрство" заменило в общественном дискурсе и словах руководства популярное лет двадцать назад словосочетание "гражданское общество". Видимо, по причине уже сформированного в общественной психологии равенства "гражданского общества" и "западных ценностей", которые ... Ну, вы поняли.

Императив в цитате выше прямо указывает на сплочение общества и начальства - иначе какой может быть солидаризм сверху донизу? Однако вся обсуждаемая статья посвящена именно ценностям общества и ни разу - НИ РАЗУ - не декларировала особой важности этих ценностей для руководства и ОСОБОЙ ответственности властей за их нарушение.

Ведь кому много дано, с того много спросится.

Но, как видно, это не наш случай.

Что касается страны, это, безусловно, формирование патриотических установок и патриотическое воспитание. Я думаю, что уже близко то время, когда появятся у нас федеральные законы о патриотическом воспитании, где всем органам государственной власти, образовательным учреждениям и прочим общественным и государственным структурам будут описаны цели и задачи, и даже ключевые показатели эффективности для формирования патриотических установок

Отчётность, конечно, дело важно, но где, например, политическая полиция? Даже, не побоюсь этого слова, инквизиция? Ведь за соблюдением обществом и начальством таких основ государственного бытия должен кто-то следить, имея соответствующие полномочия. Иначе это превратится в пустую говорильню, наподобие "международного права", где вроде есть правовые нормы, но исполнительного механизма, обязательного для всех, нет даже в теории. Для всех - это значит для всех, ведь в любом праве нет права вето.

Главное на этом пути — не гнаться за мероприятиями и количеством людей, потому что это приведёт только к отторжению и слому

Те, кто готовил Харичеву на подпись статью, видимо по малолетству не застали в сознательном возрасте СССР, иначе не написали бы глупость про "количество". Потому что в СССР были проблемы с КАЧЕСТВОМ, а уж количества тогда могли наделать сколько угодно и даже сверх плана. Но качество, как видим, не интересно даже сейчас.

Можно вспомнить патриотический подъём накануне и в первые годы Первой мировой войны… Но случился слом системы, и в течение нескольких месяцев в стране восторжествовало безбожие и хаос.

Безбожие и хаос с марта по ноябрь 1917, ну-ну. Даже в советской истории не трактовали так период власти Временного правительства, потому что

То же самое было и в Советском Союзе: праздновали советские праздники, отметили 110-летие В. И. Ленина, провели замечательную Олимпиаду в 1980 году. Мы строили коммунизм, отрицали Бога, КПСС насчитывала 18 миллионов штыков, но всё случилось очень быстро и трагично.

Советские праздники и 110 лет Ленину (почему не 100, кстати?) это антипод безбожию? Советская власть положила конец безбожию? Как же это соотносится с "отрицали Бога"?

Надо делать акцент не только на военной патриотике, но скорее на гражданско-патриотическом и духовно-патриотическом воспитании, которое немыслимо без мировоззренческих аспектов.

Мировоззренческих аспектов всего три:

  • национальный

  • идеологический

  • религиозный

Ничего более человечество за всю свою историю не придумало и зачастую эти три аспекта находятся в жёсткой конфронтации между собой, делая невозможным "комбинирование" для столь радующей глаз и слух начальства устойчивости.

Аспект должен остаться только один

Что бы все силой государственной машины обеспечивать его постоянство во времени и пространстве. Что же в статье "Кто мы?" предлагается дальше?

Если мы говорим про государство, то неизбежно упираемся в проблему меритократии. Должности и влияние должны распределяться по принципу достижений, заслуг и таланта, а не по происхождению или связям.

Меритократия это не более чем инструмент, мировозренческим аспектом НЕ являющийся. Вообще-то это норма для госаппарата, необходимая для его эффективной работы. Проверено ещё фараонами. Гордится выполнением нормы ... как-то странно.

Мы набросали список из семи элементов, которые нам кажутся самыми существенными и самыми главными (рис. 7). Нам нужны патриоты, не диванные, а деятельные, готовые отвечать за себя, свою семью и свою страну.

Матрица вольности начальства. Часть 8

Вроде всё правильно, но нет ответ на главный вопрос - для КОГО и для ЧЕГО это всё? Если во главу угла ставится

Многонациональность — это на самом деле наше конкурентное преимущество. В этом наша сила, в этом многообразие культур, традиций и того, что мы разные. Когда мы разные, это взаимно обогащает нас. Если мы не зацикливаемся на том, что нас разъединяет, а ищем в соседях то, что отличает нас друг от друга, но при этом является уникальным и полезным для всех, тогда это наша сила.

Заметьте, даже словосочетания государствообразующий народ в цитате выше нет от слова совсем. Скажите, зачем 80% населения России - русским - искать в в соседях то, что отличает нас друг от друга?? Что бы что??

С соседями надо по-соседски жить и не более того, а не выискивать отличия и ПРИНУДИТЕЛЬНО "интегрировать" их в свою - русскую - культуру. Ведь государственные программы, основанные на многонациональности ИНОГО просто не смогут допустить. Ведь при просто соседской жизни никакие госпрограммы НЕ НУЖНЫ - с отчётностью, нормативами и опять-таки руководством, заинтересованном в росте по бюрократической лестнице.

Ну а как это работает уже сейчас, можно наблюдать по многочисленным фестивалям плова там, где плов НИКОГДА не был традиционным блюдом. Что будет творится при подобных госпрограммах - страшно даже представить.

Следовательно, мировозренческий национальный аспект для будущего России, по тексту Харичева, невозможен. По той причине, что МНОГОнациональным, в государстве, где более 80% населения представляет одну нацию, данный аспект быть не может по определению. Что есть ещё?

Приоритет определённых норм нравственных — тут скорее от противного. Нам нужна нетерпимость к любому религиозному радикализму, сектантству и экстремизму.

Значит, отпадает и религиозный мировозренческий аспект. Почему? Потому что поддержанный всей силой государства религиозный аспект - одной религии - для приверженцев других религий неизбежно станет "религиозным радикализмом и экстремизмом". Потому что государство по другому не умеет. Ах да, инквизиция то же отпадает в таком случае.

Семейные ценности — это единственный ответ на вызов депопуляции. Нам нужно традиционные ценности семьи популяризировать. А это комплексная история. Она предполагает определённые и агитационные, и пропагандистские мероприятия, вплоть до того, что в рекламе не размещать семьи с одним или двумя детьми. И не снимать фильмы, где будет один или два ребёнка, а чтобы было трое детей.

Так это уже было давно - в Голливуде. Много хороших фильмов 1950-1960-х годов с большими семьями и, главное, ТАКИМИ ЖЕ, как их зрители в кинотеатрах. Назовите хотя бы один российский фильм, где семья (даже не многодетная) существует в той же реальности, что и обычные граждане России? Нет таких, кругом одни странные персонажи из фантазий продюсеров и режиссёров-сценаристов, обитающие в хоромах, абсолютному большинству недоступных. Понятно, что продюсеры и режиссёры-сценаристы снимают про себя, но зачем на эти бредни тратить деньги налогоплательщиков?

Кстати, США хорошие голливудские семейные фильмы не помогли - рождаемость упала и там. Значит дело было не в бобине киноленты, а в чём-то другом, до сих пор недоступном начальственному разумению.

И последнее, но точно не менее важное, а скорее наоборот, — служение. Очень важная история. Мы говорили о том, что мы идеалисты, что нам нужна всегда какая-то верхняя цель.

Народ, знаете ли, когда слышит от руководства подобные речи - инстинктивно проверяет карманы. Не пошарилась ли там добрая рука государства? Потому что в народном сознании слово "служение" всегда стоит после прилагательного "бескорыстное", ну а бескорыстность для

более чем 70% работников на разных предприятиях и в разных организациях возможно служение. Военный служит Родине в идеале. Чиновник — народу, актёр — искусству, учёный — науке, врач — здоровью людей, учитель — детям..

с исторически российским, можно даже сказать, бэкграундом, приведёт, как бы это помягче сказать, невысокому материальном достатку указанных категорий "служителей". Материальное там, будет гораздо ниже духовного - по явному и недвусмысленному указанию государства! Куда же деньги пойдут, сэкономленные госбюджетом на подобном служении, то тайна сия велика есть.

Подводя итог пока ещё дозволенным комментариям статьи "Кто мы?", вспомнилось легендарное и апокрифическое высказывание Ю.В. Андропова

"Мы не знаем страны, в которой живем" (с)

хотя, по здравому размышлению, завершить стоит цитатой из творчества Михаила Задорнова

Сделал вывод: мы – это один народ, а наши правительства – это другой народ (с)

Пока начальство - "другой народ", так и будет всё продолжатся.

Показать полностью 1
1

Матрица вольности начальства. Часть 7.3

Продолжаем разбирать статью "Кто мы?". В предыдущей части 7.2 рассматривался вызов суверенитету, а сейчас будет рассмотрен вызов семье.

Вызов перед семьёй — это, конечно, то, что называется депопуляцией: отказ от семьи, отказ от детей, от мужа — это общемировая проблема воздействия глобалистического эксперимента.

Здесь автор статьи деликатно умолчал, что глобалистический эксперимент далеко не первый. Не будем углубляется в эпоху Древнего Рима и тем более во времена неолита, а вспомним историю чуть более столетней давности:

В период 1870–1914 годов наблюдалась первая волна глобализации — интеграция экономической деятельности разных стран, рост международной торговли и движения капитала. Этот период был связан с промышленной революцией, которая уничтожила естественные географические барьеры и создала новые возможности для взаимовыгодной международной торговли.

При этом никакой депопуляции не наблюдалось. При этом первый демографический переход уже шёл в полный рост среди Великих Держав того времени. Суфражистки и прочие институтки тем временем набирали поддержку среди просвещённой публики, права у женской части граждан и подданых постепенно распространялись по всему миру. В общем, шёл нормальный эволюционный процесс.

Снесённый напрочь Великой (Первой мировой) войной и последующими революционными экспериментами.

Парадокс в том, что всеобщее гражданское выравнивание после 1917 года было сделано на основе предвоенно-предреволюционного уклада жизни, в том числе семейного и, самое главное, исключительно для "старого" общества, уже исчезнувшего к тому времени.

Права были даны НЕ ТЕМ, но это уже никого не интересовало.

Оказанная услуга ничего не стоит

В итоге у женщин права голоса, права собственности и прочие появилось, а вот обычай (даже НЕ обязанность!) рожать несколько детей - как то сам собой растворился в тумане войн и революций. Собственно, это и есть причина сегодняшнего демографического кризиса, но совершенно неполиткорректная и поэтому нигде даже не упоминаемая.

Депопуляция может быть вполне модной, красиво сложенной интервенцией в сознание. Вирусом, поражающим мышление неадекватным и непродуманным конструктом. Сегодня в Европе набирают силу движения, которые не подразумевают рождение детей или создание семьи, печально известные как «чайлд-фри».

Стыдно вспомнить, но примером такого подхода к разрушению традиционной семьи из цитаты выше сто лет назад была советская России. Разрешение абортов, теория "стакана воды", движение "Долой стыд" и прочие большевистские эксперименты в ячейке общества - МАССОВО и на практике шли все 1920-годы, пока не были прихлопнуты вовремя спохватившимися "традиционалистами" среди советского руководства. О чём во многом оглядывающимся на советский опыт современным руководителям России полезно помнить.

О доверии - в следующей статье.

Показать полностью

Матрица вольности начальства. Часть 7.4

Продолжаем разбирать статью "Кто мы?". В предыдущей части 7.3 рассматривался вызов семье как человеческой общности, а сейчас рассмотрим вызов Семье как утрата доверия к Государству. То и то с больших букв.

В том, что касается государства, главный вызов — утрата доверия власти и слом политической системы. ..... Власть в западной трактовке и концепциях (в том числе принятых и нашими «гуманистами») понимается как нечто чудовищно угнетающее. Насилие. Безличностный и неодушевлённый голем.

В цитате выше лихо отринута вся история человечества до 1950-х годов. Начиная от фараонов (шумерские начальники были не более чем исполнителями дарованных богами Ме), уходящих к Осирису ради разливов Нила и процветания Та-Кемет, до европейских властителей 18-19 века, регулярно одаривавших подданных милостями и послаблениями, в духе. можно даже сказать, допиленного до реализма вольтерьянства.

Все эти власти были до максимума персонифицированы - термин "абсолютная монархия" появился в истории не просто так. К тому же из "диагноза" Власти как идеи у Харичева невозбранно выпала религия - как раз до начала двадцатого века, даже в подточенной философическим секуляризмом Европе, бывшая одним из важнейших "столпов" госуправления. Не зря большевики, сразу после захвата власти в России, отделили церковь от государства. Они знали, кто и кем рулит, расчищая государство от конкурентов себе и главное - своей Идее.

Но давайте понимать, что власть — это институт организации взаимодействия людей, исторически сложившихся в рамках определённой культуры и языка. Власть, конечно, можно узурпировать и отделить от граждан. Но такие системы не живут. Власть всегда и во все времена базировалась на доверии одних людей другим людям

.Регулярно в истории человечества встречались периоды, когда власть какого-нибудь государства говорила на другом языке, чем его подданные. Классический пример - Англия в течении двух веков после норманнского завоевания, да и про франкоговорящие-по-рождению дворяне Российской Империи упоминались ранее.

Да и само понятие "граждан", сверкнув на историческом горизонте в далёком уже величии Древнего Рима и Древней Греции, возродилось в государственной риторике относительно недавно, будучи сформулированной во французской «Декларацией прав человека и гражданина» 1789 года.

Гражданином в это время считался активный сторонник политической общности и государства, участвующий в создании законов.

Что, как все понимают, в 18 веке было уделом весьма немногих, да и сейчас абсолютное большинство граждан любого современного государства, если применить к ним формулу из 1789 года, гражданами не является, а вот обывателями, то есть исключительно потребителями законодательного продукта, являются почти всегда. Почему "почти"? Да потому что раз в несколько лет, в день выборов, хотя бы изображают из себя граждан. Активных участников политической общности.

При этом надо понимать, что абсолютному большинству людей (даже не граждан, а людей в смысле homo sapiens sapiens) участвовать в политической жизни не хочется, да и совершенно не нужно. Потому что разделение труда - основание человеческой цивилизации - оно везде и тем более в труде управления. Передавая власть и подчиняясь власти, человек обывательский обыкновенный отдаёт "наверх" не мифические для него полномочия, а вполне конкретные риски и ещё более осязаемую ответственность.

Спокойная жизнь дорогого стоит.

Поэтому об "узурпации" начинают думать только тогда, когда Власть делает жизнь граждан (тех самых, из политической общности) несколько, образно говоря, беспокойной. Ну а обывателю не приходит в голову об этом задуматься даже в момент революций или, в лучшем случае, стука в дверь компетентных органов во всех своих исторических видах - от инквизиции до современных спецслужб.

И если вдуматься, то утрата доверия государству — это утрата доверия к состоятельности гражданина. Обоюдоострая и опаснейшая угроза.

Если вдуматься, то цитата выше есть наглядный пример перекладывания ответственности с Власти на Гражданина. Когда Власть нарушает свою часть общественного договора - по глупости или коррумпированности - то попытка властей разделить ответственность за неизбежный крах государства с народом выглядит, мягко говоря, мерзко.

Ведь именно им, властям, а конкретнее - реально управляющим государством чиновникам - от имени и по воле народа были вручены огромные права с огромными бонусами для них лично, поэтому и отвечать за всё будут лично они. Примеров этого много в истории.

Хотя, соглашусь с таким мнением, какое-то время вполне получается "наверху" ничего полезного для государства не делать, выезжая на гражданской сознательности и волонтёрстве широких народных масс. Но неизбежен момент, когда самые провластные активисты не зададутся вопросом - "А зачем ОНИ нам?" и вот ЭТОТ вопрос подведет черту для тех, кто ничего не понял и ничему не научился.

Личность расширяется и увеличивается только работой в команде, а не от получения личной свободы. Только в коллективе, в социальных связях она способна расширяться. Если личность атомизируется, то она, наоборот, сужается, скукоживается. Выводы, к которым пришли наши коллеги на Западе, — что самая главная беда либерального общества — разрушение личности на фоне массовой десоциализации.

Расширение личности есть забота медиков соответствующего профиля. Личность, все сотни тысяч лет существования нашего вида, у человека была одна, что подтверждается хотя бы индивидуалистичным (во всех смыслах) характером погребения - самой стабильной ритуальной формой поведения у человека. Если кто и расширялся за всё это время, то сугубо по шаманским потребностям, употребляя запрещённые в наши времена вещества.

По психологии масс, если принять её как один из вариантов расширенной личности, много хороших исследований, цитировать которые здесь не очень уместно, но главное из них упомянуть стоит:

Именно в толпе человек максимально атомизирован

Что, собственно, во время оно и не скрывалось особенно - как цель и как средство. Помните, а кто не помнил и никогда не читал, проникнитесь

Партия — рука миллионопалая,

сжатая в один громящий кулак.

Единица — вздор, единица — ноль,

один — даже если очень важный —

не подымет простое пятивершковое бревно,

тем более дом пятиэтажный. (с) Маяковский

Коллективный труд в группах более числа Данбара - до сих пор вынужденный труд человека.

Потому что иначе не достичь конкретному человеку им желаемых целей.

Увы, таков до сих пор основной принцип созидания, применяемый человеком - сначала всё растереть в пыль, а потом из пыли создавать себе нужное. Поэтому автор обсуждаемой статьи в цитате выше совершенно НЕ прав - атомизируемая в современном обществе личность не стирается в пыль или пригодную для творчества глину, а наоборот - возвеличивается до небывалых высот, теснясь пирамидами ЧСВ в общественном поле.

Что приводит к разрушению разделения труда - ибо какое в одиночестве разделение? В результате коллективный труд становится невозможным, прогресс останавливается и даже поддержание достигнутых за всю историю цивилизации результатов уже под вопросом.

Вторая история — это виртуализация человека, когда в силу развития информационных систем и систем коммуникации человеку приятнее находиться в виртуальном мире, чем в действительном.

Виртуализация есть следствие индустриализации и зелёной революции. Когда производство жизненно необходимых благ ВПЕРВЫЕ в истории человечества достигло таких масштабов, что хлеб перестал быть насущной проблемой и тратить всё личное время на полайкать видосики стало абсолютно безопасно и безголодно.

Понятно, что как только жрать станет не то что не чего, а всего лишь раз в сутки - виртуализация вернётся в привычный объём мечтаний и чтения рыцарских романов в веке так восемнадцатом. То есть для абсолютного большинства широких народных масс виртуализация просто-напросто исчезнет - от слова совсем.

Продолжение следует.

Показать полностью

Матрица вольности начальства. Часть 6

В предыдущих частях обсуждались вопросы приземлённого, если так можно сказать, характера. Сейчас пришла пора поговорить о гораздо более возвышенном - о свободе. Хотя поэт сказал о ней более стал лет назад, задолго до начала всех революционных страстей в России

— Всё ли спокойно в народе?
— Нет. Император убит.
Кто-то о новой свободе
На площадях говорит.
— Все ли готовы подняться?
— Нет. Каменеют и ждут.
Кто-то велел дожидаться.
Бродят и песни поют.
— Кто же поставлен у власти?
— Власти не хочет народ.
Дремлют гражданские страсти —
Слышно, что кто-то идет.

но это неточно. Точно для руководящих работников объяснить генезис свободы пытается автор обсуждаемой статьи.

Свободы «от» или свободы «для»? Свобода от чего-то (очевидно довлеющего, ограничивающего, угнетающего) или свободы воли? Скорее, мы ближе к правому полюсу, к тому, что касается свободы воли.

Для руководящих работников, судя по тексту статьи, очевидно, что свобода может существовать исключительно ОТ чего-то. То, что свобода может быть ДЛЯ чего-то, например для творчества уже не столь очевидно и даже подозрительно. Тем более о столь богомерзкой западной свободе слова говорить уже не приходится.

Странно, что автор статьи, после рассуждений и свободе и воле, не попробовал заменить известные всем, кто застал СССР в сознательном возрасте выражения

  • свобода труда

  • свобода печати

  • свобода собраний

  • свобода демонстраций

закреплённых, кстати, во всех вариантах Конституций СССР и союзных республик, на вот такие волевые варианты

  • воля труда

  • воля печати

  • воля собраний

  • воля демонстраций

Получилось как-то не по-русски, верно? Но автор продолжает рассуждать в том же ключе

Так сложилось, что воля имеет для нас большую ценность. Ещё Данилевский обосновал влияние климатических и географических факторов на нашу цивилизацию. Мы можем терпеть, стойко переносить все тяготы и невзгоды, а в какой-то момент (или когда, как говорится, припрёт) можем мобилизоваться и совершить подвиг.

При большей ценности воли примеры выше смотрелись и читались бы вполне нормально, не смущая глаза и сознание. Далее автор приводит ссылается на то, Почему Россия не Америка как характеризовали особенности загадочной русской души философы века девятнадцатого, задолго ДО промышленной революции и сопутствующей ей "отвязки" развития от климата и географии. Ведь подобная зависимость важна исключительно для крестьян и сельского хозяйства, к тому же ведущемуся экстенсивными методами - нечего не знающем о механизации, удобрениях, пестицидах, теплицах и районировании. По кормящие сейчас половину человечество ГМО-растения лучше не вспоминать, ведь они даже в неблагоприятном климате способны вовремя вызреть и дать хороший урожай там, где голод раз в десять лет был совершенно привычным делом - в Поволжье и Нечерноземье.

То что дело вовсе НЕ в "характере", а в технологиях, удобно не замечать. Иначе чиновникам, ответственным за развитие, не отмазаться от вопросов по проваленным проектам и технологиям. Гораздо проще постоянно ссылаться на особенности национального характера и НИЧЕГО не делать.

Но к системной работе мы не очень привычны. Наверное, из-за этого и многие наши беды. Для нас проблематично не придумать уникальное устройство, а запустить его в серию и сделать его максимально дешёвым.

Да-да, отличная иллюстрация к вышесказанному о чиновниках и технологиях. Чиновник ОБЯЗАН работать системно, а тут такой отмаз! Но он не прокатит, ведь если чиновник непривычен к системной работе, его надо немедленно уволить, а не слушать причитания о проблематичности.

О вызовах - в следующей статье.

Показать полностью

Матрица вольности начальства. Часть 7.1

Продолжаем разбирать статью "Кто мы?". В предыдущих частях цикла статей "Матрица вольности начальства" этот манифест руководящих сил за подписью начальника управления президента по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александра Харичева разбирались вопросы, относящиеся к прошлому, по большому счёту. Сейчас же пришла пора поговорить о будущем. Для начала вот такая картинка

иллюстрация

иллюстрация

Заметьте, что в центре "почтового конверта" стоит человек, хотя несколько ранее уважаемый автор отмечал

Для нас жизнь стоит, оказывается, гораздо меньше, чем для человека западного. Мы считаем, что есть вещи поважнее, чем просто факт жизни.

Так же удивительно разделение "страны" и "государства", хотя в русском языке эти слова фактически являются синонимами, а вот в западной парадигме - нет. Да, есть нюансы смысла, но воспитанный на русском языке и в русской культуре человек такого бы разделения не сделал. По сути, в инфографике выше вместо "страны" должен был стоять "бизнес", но такое признание реальности полностью ломает всю дальнейшую логическую конструкцию.

В русской исторической традиции государство совмещает в себе "безопасность и управление" и "возможности и ресурсы для развития". Частная предпринимательская активность даже в таких своих лучших примерах, как Демидовы, появляется и во многом впоследствии работает исключительно в тесном симбиозе с государственным управлением. Да, стать полностью независимым от государства российский частный бизнес всегда стремился, но просто не успел до 1917 года. Этот процесс не завершён до сих пор, не смотря на формальные признаки наличия "независимых предпринимателей" пост-1991 года. Данный нюанс полностью не понимаем до сих пор западной философией и следующей ей "западным крылом" российского руководства, что приводит к неоднократным ошибкам - как самого Запада "снаружи", так и "западного начальства" внутри России.

Далее подробный разбор "пятчленки Харичева"

Первый вызов — перед обществом.

По сути, перед обществом один серьёзный вызов, он называется просто — гражданская война, разъединение людей, разделение страны, утрата способности бороться за своё сохранение и развитие. Мы переживали это в своей истории минимум дважды: в XVII и XX веках. И кто сказал, что это не может произойти вновь? Вызвано это может быть какими угодно условиями: конфликтами на национальной или религиозной почве, межпоколенческими или имущественными противоречиями. Но это тот риск, точнее вызов и угроза, который присутствует всегда для любой социальной системы.

Во-первых, никакой гражданской войны в период Смутного времени НЕ БЫЛО. Формально, все выступления что первого ополчения, что второго, что набеги на русское Царство казачков и окраинных царьков были не более чем мятежами против законной центральной власти.

Законной, потому что династии Годуновых, что Лжедмитрий Первый, что Шуйский и тушинский вор, что семибоярщина и королевич Владислав - ВСЕ они были законными центральными властями по меркам того времени. Им ВСЕМ

  • Присягали и целовали крест

  • Платили налоги и подати

  • Служили им и судили от их имени

Они и были тем ГОСУДАРСТВОМ, что в пятичленке выше обеспечивает "безопасность и управление". Ну а Минин с Пожарским, со всеми примкнувшими к ним "представителями бизнеса", "лидерами общества" и "силовыми структурами" - до момента своей Победы были не более чем мятежниками, вступающими против законной центральной власти. Признанной "всем миром", если что.

В этом и заключается кардинальное отличие времени смутного от революционного - в 1918 году и позже "законных центральных властей" стало несколько и пока они в борьбе между собой не выяснили, кто в России власть, гражданская война не закончилась.

И кто сказал, что это не может произойти вновь?

надо ли понимать автора статьи "Кто мы?", что в очередной раз возможен вариант полного перехвата управления законной центральной власти России внешними силами? Кто же в этом случае станет семибоярщиной и королевичем Владиславом? Очень интересная оговорка, почти по старику Фрейду.

Ведь только в этом случае возможен полный аналог Смутного времени, а бунты и мятежи - пусть даже большие, пусть даже мигрантов - на аналоги Смутного времени не тянут никоим образом. Понимая это, автор пропустил в списке исторических аналогий пугачёвский бунт, ведь он был не более чем бунтом, хотя и прикрывался очередным лжецарём.

О других вызовах - в следующих статьях.

Показать полностью 1
3

Матрица вольности начальства. Часть 7.2

Продолжаем разбирать статью "Кто мы?". Часть 7 разделена на несколько частей, начиная с части 7.1, где рассматривался первый вызов - предчувствие гражданской войны угроза внутренних беспорядков, перерастающих в Смутное время. Продолжим.

Вызов перед страной — это утрата суверенитета. Какого угодно — военного, территориального, политического, культурного суверенитета. Если бы не случилось СВО, то, пожалуй, можно было констатировать тот факт, что Россия в течение какого-то — нельзя сказать, что очень большого — времени потеряла бы свой политический суверенитет.

Заметьте, как суверенитет в смысле "вообще", с перечислением его составляющих плавно переходит исключительно в политический суверенитет. Что это такое? Вот одно из определений

Политический суверенитет — способность государства независимо определять свою внутреннюю и внешнюю политику, принимать законы, формировать органы власти и осуществлять контроль над своей территорией без вмешательства других государств или международных организаций

Фактически это определение независимой политической власти. Именно политической, ведь в настоящее время это во многом единственное, что осталось из суверенитетов. Не осталось полностью суверенных стран в

  • технологиях

  • науке

  • логистике

  • культуре

Глобализация, понимаешь (с). Почему там, наверху, во ВСЕХ странах, так держатся за политический суверенитет, раздувая и гиперболизируя. Да потому что ВСЕ остальные части суверенитета просраны как полимеры потеряны либо не было их никогда.

Ведь логическим следствием глобализации экономики, науки, технологий должна стать глобализация политическая. То самое, тайное и легендарное Мировое Правительство, уже давно служащее пугалом в соцсетях и ранее в газетах разной степени желтизны, но так и не появившееся в реальности.

Хотя попытки были и не так уж давно - заметные даже в планетарных масштабах. Например СЭВ

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949–1991 годах. Объединяла в единый экономический блок «страны народной демократии». В 1975 году на долю стран — членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз.

В отличие от других подобных структур, СЭВ включал в себя страны на всех постоянно обитаемых континентах, кроме Южной Америки и Австралии, и в этом смысле был глобальным.

страны СЭВ

страны СЭВ

ЛЮБАЯ подобная структура забирает на свой уровень управления часть из ВСЕХ составляющих суверенитета. Что сейчас можно наблюдать на примере Евросоюза.

Неявным следствием вышенаписанного является единственный вариант сохранения суверенитета при экспансии - расширением государственных границ на территории, ранее не входившие в состав государства.

Границы России нигде не заканчиваются! (с) В.В. Путин

Это, про крайней мере, честно и справедливо.

При чём здесь СВО? Как далее пишет автор статьи "Кто мы?"

Элита России была настроена исключительно на то, чтобы отправлять детей учиться за границу, формировать себе за рубежом пенсионную структуру. Кто побогаче — где-нибудь на Лазурном Берегу, кто победнее — в Черногории. То есть мы просто теряли элиту. После окончания лучших физматшкол до 70% выпускников уезжали учиться за границу. И практически не возвращались. Через какое-то время мы окончательно утратили бы свой потенциал и экономический, и технологический, и политический.

Хм, в период последних трёхсот лет ЭТО из цитаты выше, для "элиты России" было состоянием совершенно нормальным и даже более того - лет пятьдесят, на стыке 18 и 19 веков, "потеря суверенитета" дошла до того, что языком российских элит был французский! "Наше всё" Александр Сергеевич Пушкин, первые слова произнёс на французском языке! Только потом няня, Арина Родионовна, научила Сашеньку русскому языку.

При этом назвать Российскую Империю тех лет НЕ суверенным государством это, знаете ли, какое-то merde, да-с. Так что, с исторической перспективы глядя, суверенитет заключается в чём-то другом.

Для России СВО оказалось очищением. Повторюсь, утрата суверенитета — это главный вызов, который стоит перед страной, другого нет. Подвиг наших ребят состоит ещё и в том, что они спасли наше сознание. Просто потому что каждый говорящий о прелестях глобализации и поездок в Европу хотя бы думает о том, что в это время под обстрелом и объективом БПЛА находятся люди, которым важнее Родина, чем вечеринка на Мальдивах.

Во время балканских войн 19 века российская элита не прекращала свои поездки в Европу и отдых на обобщённых "Ниццах и Капри". Ну а про внимание к парижским модам, даже во времена Александра Третьего, и говорить не приходится.

При этом никаких проблем с "вмешательством во внутренние дела других стран" у российского начальства 19 века не было от слова совсем. Что в Европе, что в Азии. Большая Игра с Британской Империей подтверждает это. Так в чём дело?

Дело в ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛЕ.

В способности принимать решения и действовать исключительно в интересах собственного государства.

Именно в этом и заключается политический суверенитет. Что тысячу лет назад, что и сейчас. В этом смысле, к сожалению, даже СВО не является признаком политического суверенитета России по определению выше. Потому что СВО продолжается четвёртый год - политической воли для начала СВО российской элите хватило, а вот действовать "исключительно в интересах собственного государства" уже нет. Все впереди?

Продолжение следует.

Показать полностью 1

Матрица вольности начальства. Часть 5

После предыдущих статей пришло время поговорить о совести. Точнее - о том, что под совестью понимается в умах и сердцах той части российского начальства, манифестом которого является статья "Кто мы?", за подписью начальника управления президента по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александра Харичева.

скриншот

Но зато у нас есть в языке такое понятие, как «совесть». И отсюда наше такое стремление к справедливости, честности и уважению. Эти ценностные установки доказаны многочисленными социологическими исследования о запросах нашего общества. Ничего другого. Мы назвали этот императив несколько популистски — «правда».

Сферические императивы в вакууме. Руководство всё время пытается говорить за народ и от имени народа, но даже столь милое существующим начальникам советское время было прекрасно известно, что правда во все исторические периоды была всегда разная и всегда не одинаковая для участников исторических процессов. Даже среди вождей большевизма, что регулярно приводило к переименованию географически объектов и правке энциклопедий с учебниками истории.

Ну а призывы к "совести" и "справедливости" в известные времена неизбежно приводили к бунтам и к революциям, после которых все гуманистические устремления покрылись толстым-толстым слоем народной кровушки. Самое "смешное", что такими совестно-справедливые рассуждения были как раз у тех философствующих интеллигентов, кого потом зачастую выводили за город и показывали где копать. В лучшем случае, а то и просто бросали живьём в могилы и шахты тех, кто не у спел убежать от поднятых цунами Совести и поиска Правды. Буквально вчера, в 2023 году, марш справедливости едва не дошёл до Москвы. В АП уже успели забыть об этом? Судя по обсуждаемой статье - да.

скриншот

В наш цивилизационный код вошло стремление быть суверенными, быть независимыми, даже просто быть страной с собственным «я». У вас католицизм — у нас будет православие, у вас капитализм — мы будем строить социализм. Вот эта наша самость является той основой, под которой мы понимаем патриотизм.

Хвалится тем что "назло маме отморожу уши" ну то такое себе. Если написавшие эту часть статьи сотрудники АП не сильны в историю, то напомню им, что христианство было принято на Руси задолго ДО момента Великого раскола на православие и католичество.

Ну и строительство социализма в России до 1917 года, кроме малочисленной группы большевиков, никому не приходило даже в саму буйную революционную голову. Даже Ленин, остепенившись после десяти лет эмиграции, в январе 1917 года написал одному соратнику

Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции. Но я могу, думается мне, высказать с большой уверенностью надежду, что молодежь, которая работает так прекрасно в социалистическом движении Швейцарии и всего мира, что она будет иметь счастье не только бороться, но и победить в грядущей пролетарской революции

К власти Ленина и компанию в октябре 1917 года привели как раз те прекраснодушные либералы, что мечтали о "правде народной" в феврале-марте, свалив пусть убогую, но держащую ту Россию в единстве и порядке монархию. Как оказалось, для получивших власть госдурцев, реальное управление государством оказалось тем, что они освоить таки не смогли до самого своего краха в октябре. ДЕЛА у них не сложились, хотя СЛОВА были самые правильные и замечательные до такой степени, что самого правильного и популярного говоруна Керенского сделали главой Временного правительства. резюмируя все сформулированные в инфографике выше отказы от Разума в пользу выбирай сердцем:

Идеалисты в 1917 году убили российское государство

Идеализм сейчас предлагается как цивилизационная скрепа.

О "свободе" в следующей статье

Показать полностью 2

Матрица вольности начальства. Часть 4

Продолжим разбор статьи "Кто мы?", опубликованной в во втором номере журнала "Государство" за подписью начальника управления президента по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александра Харичева.

Следующий вектор — это формальная и моральная нормативности. Для русского человека важней дух закона, чем его буква. Важно не соблюдение регламентов и процедур. Важна правда. Мы руководствуемся скорее десятью библейскими заповедями, чем 282 законами Хаммурапи. Когда мы что-то нарушаем, то нас это угнетает и вызывает дисгармонию, только если наша совесть нам говорит, что мы поступили неверно. Но нас совсем не беспокоит, если нарушаем одну из 282 кем-то сформулированных инструкций для жизни, особенно если это осталось незамеченным.

Мда, как там в народе говорят

"Посадили не за кражу, а за то, что попался" (с)

Я, честно говоря, НЕ понимаю, как государственный чиновник такого ранга (начальник управления президента по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов, если что) может так открыто пропагандировать законоНЕпослушание. А ведь этот текст могут прочитать дети!

Но, как уже было сказано в предыдущих частях (ссылки выше), данная обсуждаемая статья есть квинтэссенция коллективного бессознательного начальства. Где "МЫ" это не народ, это хуже народа - лучшие люди города (с) а страта начальствующих.

Собственно, при таком прочтении всё становится на свои места - ведь для многих там, наверху, правда состоит исключительно в том, что бы отвести в собственный карман уже не миллиарды, а десятки миллиардов из государственного бюджета. Госпроект "оздоровление Волги" тому наглядный пример, а сколько потырили генералы, ныне пребывающие в СИЗО Лефортово, ни в генпрокуратуре сказать, ни следователем описать.

Зачастую не надо искать вторых-третьих смыслов в высказываниях некоторых чиновников - они говорят настолько искренне, что смыл там один и лежит на самой поверхности, только в него слишком страшно поверить.

Ко всему прочему, такое пренебрежение процедурами абсолютно несовместимо со сложной, технически развитой цивилизацией, где даже поддержание уровня развития, а не то что движение вперёд требует неусыпного и строгого контроля исключительно мощных процессов. Где цивилизация НИКОГДА И НИЧЕГО НЕ ПРОЩАЕТ тем, кто забывает, зачастую бравируя -

Инструкции и Уставы написаны кровью

На Чернобыльской АЭС, в ночь на 26 апреля 1985 года так же следовали "совсем не беспокоит, если нарушаем одну из 282 кем-то сформулированных инструкций для жизни" и нарушили всё, что смогли, ибо хотели доискаться ПРАВДЫ так, как они её понимали. Ну как, нашли? К сожалению, такое "правдоискательство" за почти сорок лет успело распространится от Киева до начальственных кабинетов Москвы, вместе с теме, кто смог "остаться незамеченным" в своей правдоискательской простоте даже после чернобыльской катастрофы.

Для кого может быть работоспособным, без всяких последствий пренебрежения процедурами, такой подход к жизни? Исключительно для тех, кто является пользователем достижений цивилизации, ничего не создавая для развития и прогресса. Ведь только они могут вести себя так, потому что не допущены к реальному созиданию и реальному управлению, где надо просчитывать и учитывать все риски, что бы двигаться вперёд без последствий.

Пользователь Iphone всегда уступает его создателю.

Как бы не понтовался бриллиантами и золотимыми гербами, нанесенными поверх чужого труда и таланта.

Кстати, освобождая себя от химеры, называемой совестью следования

282 кем-то сформулированных инструкций для жизни

как минимум глупо предъявлять тем же приезжим из СНГ, что они не соблюдают российские инструкции для жизни, а живут исключительно по своим.

Мы ближе к моральной, чем к формальной нормативности. У нас не принято стоять на красный свет, если на улице нет автомобилей.

Не знаю как в Москве, а в провинции русские люди и другие коренные жители России уже давно НЕ идут по пешеходному переходу на красный свет, если нет машин на дороге. Может мы, провинциальные жители, другой народ?

О "совести" - в следующей статье.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!