Серия «Анализ шахматных партий»

12

Учебный анализ шахматных партий-10

Доброго времени суток, мои подписчики! Извините, что практически все лето не публиковал ни единого поста о шахматах, но у нас на КрСевере отпуска длинные - 54 дня, ездил с семьей в отпуск и за время отдыха ну совершенно не греет подходить к компу. Сейчас начинается новый сезон и я конечно же постараюсь выкладывать почаще много интересного про шахматы, про мои занятия, про успехи/неудачи моих учеников, да и "грязные шахматы" постараюсь еще осветить.

В комментариях в предыдущим постам прозвучало, что было бы не плохо с моей стороны делиться некоторыми аспектами тренировки детей. Конечно, раскрыть некоторые основные нюансы подготовки детворы можно и возможно даже и нужно, ведь это может помочь начинающим направиться по определенному систематизированному пути.
Дело в том, что когда самоучки постигли азы шахмат, наиграли некоторую базу партий - они выходят на плато в своем развитии. Вроде и понимание появилось, и партий уже наиграно много, а рейтинг все стоит на месте +- 50 пунктов. И вот появляется вопрос, как добраться хотя бы до 1800 на личессе и начать обыгрывать соперников с рейтингами 1800-2000. Начинают метаться между глубоким изучением дебютов, попытками заняться стратегией (в основном хватаются за Немцовича "Моя система"), смотрят видео блоги в туртубе... а рейтинг так и стоит на месте, а то и после такого начинает падать. И опять вопросы-вопросы-вопросы, как научиться играть и понимать лучше и глубже.
Так вот по моему скромному мнению и опыту занятий с детьми постараюсь слегка ответить на данные вопросы, почему не полноценно - это заняло бы очень много времени, текста, да и тонкостей очень много. Поэтому некоторые практические рекомендации, как улучшить свою игру начинающим и любителям, описывать буду на примере моих занятий с детьми, но как мне кажется данные моменты будут универсальными.
1. Занятия шахматами должны быть систематизированы. Возьмите для начала книгу Майзелиса И.Л. - Шахматы. Самый популярный учебник для начинающих (один из лучших советских учебников был переиздан в 2018) или Журавлева Н. И. - Шахматы. Шаг за шагом - и пройдите его от начала и до конца, даже если Вы считаете, что уже очень хорошо научились играть. К слову Мозейлиса я до сих пор периодически открываю, он мне сильно помогает в занятиях.
2. Наиграйте хорошо Итальянскую партию, а после перейдите на гамбитные варианты либо Гамбит Эванса, либо Венская партия. Есть еще Королевский гамбит - любимый большинством тренеров советской закалки, но предпочитаю Все таки Венскую с 4.... f4 5. ef Кf3
3. Много-много задач на тактику и эндшпиль, но не компьютерных, где движок Вам отвечает, а бумажных или скаченных в телефон сканированных задачников, чтобы самостоятельно просчитывать ходы соперника.
Это вкратце, если есть еще вопросы - задавайте в комментариях, постараюсь на них ответить.

Что-то большеватое получилось вступление, хотя многое что еще хочется осветить.
Ну а сегодняшний разбор, как и предыдущий, будет посвящен еще одному "кривому" дебюту.
Партия https://lichess.org/bJoQjGkC#3

В предыдущем обзоре я рассматривал один из плохих дебютов, который играется новичками, чтобы озадачить соперника. Сегодня еще один пример для любителей и новичков, как НЕ надо играть в дебюте. Теория - перед нами Защита Домиана. Дебют впервые упоминается в книге испанского шахматиста Лусены «Повторение любви и искусство игры в шахматы», опубликованной в конце XV века. В качестве продолжения был рекомендован ход 3. Кe5, который и сегодня является самым популярным и точным ответом.

Защита Домиана - некорректный дебют для чёрных фигур

Защита Домиана - некорректный дебют для чёрных фигур


Защита Домиана - некорректный дебют для чёрных фигур из-за ослабления поля f7 и блестящей жертвы белого коня. Относится к открытым началам. Не рекомендуется использовать чёрными и тем более принимать гамбит. В 1512 году Педро Домиано в своём шахматном учебнике провёл более глубокий анализ данного начала, при этом ход 2. …f7-f6 он назвал худшей защитой пешки е5 и рекомендовал продолжать игру путём 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 f7-f6 3. Кf3:e5.

И если соперник принимает жертву, то как видно по бланку, следует 4.Фh5+ и далее черные теряют ладью и получают проигрышную партию еще с первых ходов.
Так что как видите еще 500 лет назад шахматисты ни в коем случае не рекомендовали такое играть.

Обратите внимание, что после 2 хода, того самого 2...f6 - движок сразу показывает +2 у белых. Но в партии последовало нескольким по-другому. Не было жертвы коня, а был развит белопольный слон. И почему на 3... d5 последовало взятие пешкой, а не слоном, мой ученик достаточно уверенно обосновал свое видение позиции. Пешка d5 теперь мешает выйти коню на с6, а слон берет по контроль диагональ а6-g8 и с прицелом на будущее развитие в случае рокировки найти выгоду во вскрытом шахе движением пешки d6. Я про себя очень порадовался, т.к. стратегическое планирование течения партии - это отличное умение шахматиста.

Я наверное уже надоел повторять одно и тоже, особенно, что касается дебютов, вероятнее всего сказывается, что я тренирую детей и для того, чтобы у них закрепились в голове основные теоретические моменты, на каждом занятии повторяешь одно и тоже.


Но тем не менее, давайте все таки рассмотри к чему к 7 ходу привела попытка черных озадачить соперника. Итак белые - Кс3 контролирует центральное поле е4, 3 легкие фигуры в игре, король под защитой, перевес по движку +3. Черные - да, центр под пешечным контролем, но король в центре, без возможности рокироваться, развиты всего 2 фигуры, сложности в выходе коня с b8, да и к тому же следует 7... Сf3 - черные меняют свою развитую фигуру.

Как мне кажется, мысль черных была в том, чтобы построить пешечную цепь и установить коня в центре на d4, чтобы он мешал движению белых фигур. Да, правильно построенные пешечные цепи очень сложно подрывать, уничтожается же такое построение пешек как правило от основания.

После размена на f3 у белых появлялась интересная комбинация, как видно по стрелкам можно было связав пешку, забрать бесплатного коня, но в партии после коня на d4 было сыграно 8.Фd1 - ход нескольким пассивный, но самое интересное движок ведет его по второй линии.

К 13 ходу черным удалось развить легкие фигуры, наладить контригру, даже создавать некоторые угрозы, но застрявший король в центре свел эти усилия черных на нет. 12.... Кb6 - мысль черных понятна - разменять коня на белопольного слона. который держит отличную диагональ и мешает рокироваться. Белые отошли Са2, не желая отдавать такого превосходного слона.

14. Ле1 - создается угроза потери коня, да конь пока защищен слоном, но потенциальная связка очень сильно усложняет черным игру, т.к. вместо того, чтобы постараться развить контригру, они вынуждены думать о безопасности своего короля, которого очень сложно убрать с центра.

14... Крf8 - черные вынуждены отойти королем с опасной для них линии е, 15. Ке4 - белые усиливают давление и высвобождают поля для движения пешки с. И оказывается, что у коня нет хорошего поля для отхода.

Если последует 16... Кf5, то как видно из бланка далее Фh5 после комбинации с двойным ударом белые еще больше упрочат своё преимущество - 2 слона против 2 коней и сдвоенные пешки у черных по линии с и h - явно не в пользу черных. Поэтому соперник выбрал другой путь защиты своей фигуры - конратаку на фигуру белых.

Но как видно по позиции ,все таки вариант с 16... Кf5 был лучше, т.к. 16...f5 - и после 16. схd4 - черные теряют фигуру и соперник сдался.

В принципе резюмировать в данной партии особо нечего - черные хотели с самого начала ошеломить соперника редким "хитромудрым" дебютом, а в итоге белые сыграв четко и правильно - не дали черным ни единого шанса. И получается, что игрок черными ощадачил сам себя.

За сим всё. Следующий обзор уже лежит здесь в черновиках

Показать полностью 10
12

Учебный анализ шахматных партий-9

Доброго времени суток! Уважаемые подписчики, и те кто хоть чуть-чуть заинтересовался моими разборами партий. Извините, что долго ничего не постил, много навалилось и турниров и судейства и занятий, добавились 2 ученика - совсем не хватало времени, да иногда и сил.

Но сейчас начинается отпускной период, у нас это нескольким по другому на Кр.Севере происходит, чем на "земле" и детвора бОльшей частью разъезжается, поэтому постараюсь в ближайший месяц исправится.

Я взял за правило показывать в своих разборах для любителей и начинающих, как не надо делать, чтобы они старались запоминать ошибки игроков и сами их не повторяли. Как видно из моих анализов партий именно рассмотренные ошибки и приводят к поражениям.

Приступим. Партии в инете нет, т.к. сыграна была мною на небольшом местечковом турнире на 19 человек, который даже не пошел на обсчет рейтинга, и где я занял 3 место.

Как видно по нотации партия получилась очень короткая и в тоже время очень познавательная.

Я задумывал сыграть Шотландскую партию, как соперник сходил 2... Сс5, я аж оторопел, дело в том что это уж очень любительский ход и очень любительский дебют за черных, он даже в списке основных дебютов не присутствует. Немного теории. Это гамбит Буша-Гасса, черные жертвуют пешку е5 за очень небольшую и очень сомнительную компенсацию якобы в развитии. Это ход либо настолько любителя, либо попытка ввести в ступор соперника. На какое-то мгновение моему сопернику это сделать удалось, а вот как я его наказал, мы рассмотрим в дальнейшем течении партии. Ну и конечно же 3. Кхе5 - беззащитную пешку я забрал. Наиболее важными линиями являются 3.... Фe7, попытка вернуть пешку, или 3... Сxf2, идущий ва-банк. И если Фе7 как-то еще оправдано, то жертва слона не несет никаких преимуществ черным.
И тут соперник мне преподнес еще один сюрприз. Я ждал Фе7, а последовало...

3... Фh4?? - с одно стороны как бы хороший ход - создается угроза "детского мата" со стороны черных и нападение на е4 с идеей отыграть пешку - никогда так не играйте, т.к. следующим ходом данная идея опровергается полностью

Я заостряю Ваше внимание диаграммами именно на первых ходах, чтобы стало понятно, что пренебрежение основными правилами дебюта и все возможные сомнительные кривые дебюты приводят зачастую к краху именно в самом начале. 4. d4 - перекрытие нападения на f2, защита коня и открытие пути для чернопольного слона. Конечно же следует 4... Фе4 - но радость черных за отыгранную пешку. преждевременна. Во-первых под боем слон, во-вторых ферзь в центре доски в начале партии очень уязвим для нападений, а в-третьих смотрим на следующую диаграмму.

Белые развиваются с темпами, постоянно нападая на ферзя, выводя все (!) свои легкие фигуры, готовя рокировку, в то время как ферзь черных вынужден бегать от клетки к клетке, чтобы его не забрали.

8. Кf3 - у белых все легкие фигуры в игре, и не просто в игре, а забрали под контроль центр, угрожают пешке f7, нападают на ферзя, рокировка будет следующим ходом, в данном случае сложно было играть как-то по другому. В тоже время у черных, обратите внимание на последовавший 8... Фе7 - это четвертый (!) ход ферзя с начала партии, конь на краю доски и под угрозой взятия из-за которого раскрывается "пешечный щит", чернопольный слон "плохой" и в защите короля никак помочь не может, да и угроз никаких создать тоже, и еще 2 легкие фигуры даже не сдвинулись с места. И далее конечно следует рокировка...

... 10. Схh6 - взятие коня 10... gh - и конечно же жертва коня 11. Кf7 - хочу сразу предупредить любителей и начинающих, каждая жертва должна быть полностью просчитана с учетом, что соперник будет делать самый сильный ход, но именно ваша жертва несмотря на сильнейшие ходы соперника все равно приводит к победному результату. Если в ваших расчетах подобного нет и/или вы надеетесь ,что соперник будет делать только те ходы, которые вы от него ждете или у него есть такой ход, который полностью перечеркивает выгоды от отданной фигуры - но вдруг он его не заметит, то откажитесь от жертвы и ищите другие варианты ходов. Ведь если вы видите сильнейшие ходы соперника, то и соперник их обязательно увидит... А вот если в совершении ходов соперник допустит ошибку, то вы выиграете просто быстрее. Я не думал, что соперник возьмет коня 11... Лf7 - я считал что последует 11... Кс6 попытка развития и на двойной шах, он спрячет короля в угол на h8 и попробует как-то начать оборонятся, но взятие последовало

Я понимаю, что черные похоже надеялись на разменять ладью на две легкие снять напряжение и уже потом как-то наладить контригру, да только меня связка ладьи более чем устраивала, т.к. 12. Ле1 - опять нападение на ферзя, угроза вывода ладьи на вскрытую линию g (вот поэтому зачастую очень плохо выводить коня на h6), как видно из нотации после ухода ферзя 13. Ке5 - нападение на связанную ладью и ответ черных 13... Кс6 - поздно, черные стали развивать фигуры уже тогда, когда форсированной атаке белых невозможно было помешать.

вот теперь последовало взятие связанной ладьи на f7, соперник конечно ферзя отдавать не стал, увел короля из-под шаха, на последовавший потом 15. Фg4+ Крh8 - далее идет мат в 4 хода.

Мат прекрасно виден по нотации и вы можете спокойно его воспроизвести, как на доске, так и в голове используя диаграмму.

Итак, резюмирую.... Хотя прежде всего попробую предвосхитить мысли читающих данный пост, мол ТС играл уж с каким-то совсем ребенком. Нет, не с ребенком, но играл правда с любителем, который правда во время перекуров между турами говорил, что у него рейтинг на личессе за 1600 - не проверял, возможно.
Но в данной партии мой соперник в старании удивить противника хитрым дебютом переиграл сам себя, т.к. я используя ошибки соперника провел действительно безупречную партию (сам был рад себе) после проверки по движку - ошибки со стороны белых 0,05 - ну здесь правда было трудно сыграть белым плохо, т.к. соперник полностью мне помогал себя обыгрывать.

За сим всё. Следующий обзор уже лежит здесь в черновиках

Показать полностью 8
18

Учебный анализ шахматных партий-8

Доброго времени суток!
Календарный год мои ученики начали урожайно. О выезде в начале января и одном местном турнире я уже говорил в предыдущем посте. К началу февраля на еще одном из местных турниров в 3-х возрастных категориях 1 место, 2 место и 3 место; двое изменили 3 юношеский разряд на 2ю и еще один выполнил 3ю и это с учетом, что мои сильнейшие игроки, по совместительству мои сыновья в этом турнире не участвовали, а ездили на этап Детского кубка России, здесь результат похуже, лучший 18 место из 48, по играм +4=2-3 и это при том, что по разбору партий должно было быть +6=2-1, а это по итогам того турнира гарантированный пьедестал... ну если бы да кабы...
Вот, к сожалению, не получается, хотя бы раз в неделю пилить пост, то турниры местные их подготовка и судейство, то поездка детей на Детский кубок России и надо работать с ними по ходу турнира - разбирать сыгранные партии, стараться находить игры соперников в инете и пытаться подготовиться под соперника (попасть в дебют, постараться бороться с наигранными заготовками соперника...) и прочая подобная работа по ходу турнира.
Но вот сегодня ночная смена, есть вдохновение и есть материал.
Партии в инете нет, т.к. взял одну из партий с бланка с Детского кубка России. Партия ничейная, достаточно крепкая. Почему я ее выбрал, расскажу по ходу разбора диаграмм и ходов.

Кому интересно, можете самостоятельно полностью просмотреть партию по бланку. Мой сын 10 лет играл черными. Результат +3=2-4.

Перед нами Испанская партия. Про теорию испанки я уже в предыдущих постах упоминал, так что только чуть коснусь данного вариант, где белые не берут коня 5. Сс6, - а отходя 5. Са4.
Это - открытый вариант в Испанской партии, который имеет устойчивую репутацию очень активного начала. С угрозой черных отъесть пешку на e4, тем самым освободить центральное пространство для действия своих фигур. Недостатком такого варинта для черных - становится нестабильная пешечная структура на ферзевом фланге. Слабости, образуемые в построении черных, могут самым непосредственным образом сказаться на их шансах в игре.

до 10 хода с обоих сторон дебют разыгран четко по теории. Следует размен пешек в центре и 11.сd - белые приглашают черных забрать 11.... Ке4 12. Сd5 - пешку бить нельзя, ибо следует вилка и дальше могло быть следующее 11...Кxe4 12.Сd5 Фe8 13.b4± Сb6 - слон уходить с диагонали а5-е1 и ладья беспрепятственно выходит 14. Ле1

Получилась бы в итоге следующая позиция и у черных всё плохо, связанные оба коня, и если рассматривать данный вариант дальше, то уже здесь черным бы следовало сдаваться, т.к. ситуация безнадежна. Но вот здесь я порадовался за сына, т.к. при разборе партии, на мой вопрос, почему нельзя было бить 11... Ке4 - он мне, данный вариант просчитал, говоря, что полностью видел проигрышный момент. И в партии был сделан ход 11... d5
Далее последовала серия разменов, не буду тут приводить всю партию, белые стремились создать атаку на ферзевом фланге по линии с, черные отдали пешку на а6, но постарались организовать контригру на королевском фланге и на 30 ходу возникает очень интересная позиция, в которой я опять был рад и горд сыном, потому что его расчет позиции и дальнейших ходов показал, что мастерство растет.

30.Кg6 - вилка, угроза для черных - потеря "качества" и сильная атака белых на линии с. Но здесь сказались занятия, где мы решали задачи как на тактику, так и на защиту от вилок, связок и прочих угроз. Искушённым шахматистам, думаю не составит труда просчитать выход черных из такой неприятной ситуации. А для начинающих и любителей немного теории. Двойной удар (в простонародье вилка) – один из самый распространенных тактических приемов в шахматах. Возникает при одновременном нападении на два или более пунктов. Эффективность данного приема заключается в том, что спасти удается только одну фигуру (пешку) и лишь в редких случаях избежать материальных потерь. Но существует и несколько вариантов, как выйти из под вилки без потерь, да бывают вилки от которых нет спасения и приходится отдавать фигуру, но есть и возможности благополучно выйти из данной ситуации.
Атаковать более ценную фигуру противника, если есть защита своей атакующей фигуры.
Дать шах одной из атакованных фигуру, тем самым выводя его из под удара, а следующим ходом вывести из под удара и вторую атакованную фигуры.
Разменять одну фигуру, иногда позиция позволяет сделать полноценный размен без ущерба, или потерять "качество" (разменять ладью на легкую фигуру), что уже не очень хорошо и в данной позиции именно такая угроза нависла над черными. Но последующая комбинация меня очень порадовала.

Прокомментирую серию последующих ходов, постарайтесь представить их 30...Фxd4+ - выводится одна фигура из-под удара с шахом и нападением на беззащитного ферзя. 31.Фxd4 белым ничего не остается, как менять ферзей 31...Кxd4 32.Кxf8 белые все таки забирают атакованную ладью конем, но тут уже черные 32... Кe2+ при помощи вилки на короля и ладью достигают равенства 33.Крf2? 33...Кxc1 = 34.Лxc1 И так на доске возникает равный эндшпиль при достаточно равных шансах... вернее мог возникнуть, если бы не ошибка черных

34... Лf8 - то ли после достаточно хорошо просчитанной комбинации на ход 34... Крf8 - сил уже не хватило, то ли это детский импульс сработал, сначала схватиться за фигуру, а потом думать, не знаю и детеныш так же объяснить данное взятие не смог. Потому как последовало 35. Лс6 - черные теряют важную пешку на с6 и после нескольких ходов партия из равной превращается в +3 у белых. Вот она цена ошибки, вот к чему приводит недосчет и излишняя торопливость. Поэтому, обращаясь к любителям и начинающим, когда у вас проходит сложный размен, не идите в него до конца, даже, если вам кажется, что вы всё досконально просчитали. Разменяли первую пару фигур - остановитесь, пересчитайте вариант, не возникло ли ответвлений, угроз, отскоков соперника. Если нет - меняйте следующую и опять останавливайтесь - и так до конца размена, тогда вы точно будете уверены, что не допустили просчета.

37. а4 - у белых преимущество +3 и черным приходится приложить максимум усилий, чтобы спасти партию. Конечно на уровне гроссов, а даже и 1 разрядов черные бы сдались, т.к. перспектив вытащить партию - нет, я бы тоже сдался, но дети играют до конца. И, опять же, обращаясь к любителям и начинающим, пока не научитесь хорошо оценивать позицию на доске - не сдавайтесь. играйте до тех пор, пока уже не будете точно видеть угрозу мата. А вот тогда не тяните со сдачей, уважайте соперника, не стоит тратить его время и свое - шахматная этика.

но на уровне возрастных категорий до 13 лет черные на сдались, партия продолжилась и благодаря одной ошибки белых к 50 ходу черные выравнивали партию и после 50. g4 hg 51. fg - партия становится полностью ничейной. Правда соперники доиграли ее почти до конца, т.е. до пата.

57. Крf4 - план черных разменять ладьи с условием, чтобы у белых возникла теоретическая позиция "король с пешкой против короля - ничья". Мы одно время усиленно сидели на эндшпилях, ибо именно решение эндшпильных задач лучше всего учит просчитывать варианты дальнейшего развития событий. В принципе уже здесь черным можно было 57... Лf5 и если 58. Крf5 то черные захватывают оппозицию 58... Крf7 и пешка не проходит. Если же 58. gf - то Крf6 и король сзади пешки - ничья. Я в этом разборе не буду рассматривать данную теорию эндшпилей, итак разбор длинный получился, но точно к теории эндшпилей еще вернусь.

55.Kрf4 Kрg6 56.Kрe5 Лxf5+ 57.gxf5+ Kрf7 58.f6 Kf8 59.Kрe6 Ке8 60.Ке5 Ке6 Kf8= и соперники согласились на ничью - черные правда сделали лишний ход 55... Kрg6, но тем не менее разменяли ладьи и на диаграмме как раз 57 ход белых, как видите черные ответили 57... Kрf7 - и получается теоретическая позиция король рядом с пешкой на одной горизонтали - всегда ничья. Есть правда одно исключение, но но работает на 6 горизонтали (как сказал - углубляться не буду).
Что можно сказать по итогу, согласно движку "Белые в действительности могли выиграть". Взвешенное значение ошибки: Белые=0.48/Черные=0.55
На самом деле для возраста до 13 лет точность ходов - очень даже мощная, т.к. в основном данный коэффициент составляет около 1 - 1,2.

Партия порадовала, угрозы видел, считать умеет, основную теорию эндшпилей знает. Хорошая ничья.

Да я помню свое обещание в комментах рассказать о "грязных шахматах", тем более, что на прошедшем турнире, мне как судье пришлось опять столкнуться с подобным явлением. Пост зреет.

За сим - всё. Спасибо за внимание.

Показать полностью 11
15

Учебный анализ шахматных партий-7

По горячим следам "Большой турнир Пикабу, рапид".
Оговорюсь сразу. Дело в том, что рапид 10 минут нигде на официальных турнирах не играют. Стандартный формат 10+5, а привыкши такому - сложно перестраиваться. UDP - это я промухал, не на тот турнир заскочил, как раз сейчас идет многодневный 10+5.
И так мой результат 29 место +5-4. В двух последних партиях откровенно поплыл и если предпоследнюю вытащил чудом, там соперник легко меня оставлял без фигуры, но что-то просчитался и в итоге сдался видя неминуемый мат. То в последней в моей любимой голландской защите, которую я разыгрываю как по движку, ибо наиграна годами - зевнул откровенную вилку, там летела ладья без компенсации, ну и сдался.

Но в этом разборе будет другая партия. Мы очень неплохо общались в чате и вот одну партию из собеседников разберу.
Партия. https://lichess.org/2DBed3sd/black

Перед нами Ферзевый гамбит – дебют, который возникает на доске после ходов 1.d4 d5 2.c4. - и является одним из основных закрытых дебютов и самым популярным за белых. В зависимости от того, примут чёрные жертву пешки или нет, различают: Принятый ферзевый гамбит и не принятый ферзевый гамбит. В начале и середине ХХ века принятый ферзевый гамбит считался теоретиками, например Таррашем, как сомнительный, ибо черные сдают центр «просто так». Но когда в середине ХХ века его с успехом играли Смыслов, Петросян, которые, как известно, были чемпионами мира, дебют был принят многими гроссмейстерами.

Но, я считаю, что ферзевый гамбит существует, чтобы его не принимать и в большинстве партий отвечаю 1... f5 - голландская защита излюбленная и наигранная мною. Существуют несколько вариантов - каменная стена, ленинградский вариант и др. Мною наиграны и стена и ленинградка. Суть за черных в ответе - не против вскрыть линию f и организовать атаку. Еще одна цель – пункт е4, одно из ключевых центральных полей. Взоры белых в голландской  защите устремлены чаще всего в центр и на ферзевый фланг.

В партии же последовало 2. е4 - Гамбит Стаунтона самый острый вариант данного дебюта. Во-первых, белые за жертву пешки получают весьма опасную инициативу, и черным не так то и просто защищаться. Во-вторых, белые «сбивают с настроя» черных: как правило, игрок играющий черными Голландскую защиту предпочитает закрытые позиции и имеет позиционный стиль игры. Я действительно предпочитаю закрытые позиционные партии "маханию шашками" в центре доски).

Первые 7 ходов с обоих сторон разыграны четко по теории и 7... е6 - надежнее, чем сыгранное мною g6? потому как есть потенциальный выход коня Кс6 и мешает двинуться пешке на d5. Но мною было сыграно 7... g6 - помарка, которая на данном этапе стоила мне преимущества.

8... е6 - я так конечно сходил, но как видно если бы последовало 9. Сс4, то у белых появляется движение на d5, но здесь соперник пытаясь развиться с темпом сходил 9. Сb5+ - что позволило мне выйти на приемлемый для меня вариант.

Вот здесь я задумался на 1,5 минуты. Всё таки безопасность короля никто не отменял, но в тоже время особого давления белые в центре не наращивали и как видно по моим ходам, я решил не рокироваться в длинную сторону, хотя и рассматривал это вариант. В нотации он представлен, а сходил 14... Kbd7 Давайте оценим позицию. Со стороны белых - всё сделано четко. Фигуры развиты, рокировка сделана, уничтожен опасный для них чернопольный слон, но в тоже время сложности в центре, очень "плохие" кони и белополный слон контролирует диагональ, которая в данной позиции черных не представляет никакой угрозы. Черные, да король не рокирован, хотя и есть потенциально 0-0-0, но пространственное преимущество на лицо, и давление на пешку d, которую белым необходимо контролировать.

Да следовало забрать пешку на d4, но времени 5 минут на часах, а т.к. нет добавления, но нужно действовать нескольким быстрее и мысль моя была следующим ходом Кd5 с идеей если соперник берет на d5, то ed - подготовить изолированную защищенную проходную по линии е и форсированно двинуться в эндшпиль, т.к. времени оставалось немного. Как последовал подарок от соперника.

Такой подарок, что я даже опешил. Соперник пошел на размен и уничтожение моей пешки на е4, отдавал мне пешку на d4 и после 18.Кf2 Кd5 19.g4 - мне было бы достаточно сложно сохранить равенство, т.к. при лучшем раскладе я оказывался 2 ладьи и 2 лишних пешки - против коня, слона и ладьи - очень сложный предстоял бы эндшпиль, с учетом, что время на ход не добавляется, а считать пришлось бы очень много.

И как видно из диаграммы, соперник потратил всего лишь 24 секунды на раздумье, хотя преимущество его во времени было почти 3 минуты. Маленькое отступление для любителей и начинающих - за временем надо внимательно следить и если время соперника меньше, чем у вас, то потратьте больше своего времени на расчет вариантов, но так, чтобы когда будете делать ход, запас оставался около 30 секунд - это даст вам преимущество, как во времени, так и в продуманности дальнейших вариантов.
18. Лf2?? - подарок, абсолютно не ожидаемый. Соперник закрывается от шаха ладьей и на ровном месте отдает коня, а так как я точно выигрываю фигуру, то надо не давая сопернику опомниться лететь в эндшпиль на всех парах - меняя "всё на всё" 18... Фе4

Я вот смотрю сейчас на партию и на время соперника и прекрасно понимаю, почему он проиграв коня, пошел на размен ферзей, а потом на размен и слонов - это импульс, это не продуманный размен, это хватание за фигуры - это то от чего я годами отучаю своих учеников. Даже если вы идете в размен и вроде точно его рассчитали, то всё равно, после взятия-взятия не спешите продолжать размен, а остановитесь и посчитайте, посмотрите, может появились другие варианты.

Маленькое отступление для начинающих и любителей. Мне один из знакомых тренеров КМС в свое время рассказывал про свою игру с гроссмейстером, мы как-то обсуждали образ мышления гроссов. Так вот он говорит, играли классику, сижу и понимаю, что мне стоит неминуемый мат в 4 хода, и конечно же понимаю ,что соперник-гросс тоже это видит, так тот минут 15 считал, потом сделал 2 хода и еще минут 10 пересчитывал, проверял, а не появилась там какое-то ответвление на "дереве вариантов".

Вернемся к партии. А здесь я уже был полностью уверен, что выиграю - лишний конь и поэтому предлагал сопернику размен, и он на него соглашался.

Соперник был не против размена и в итоге с лишним конем я спокойно довел партию до победы. Сэкономлю ваше время, уважаемые подписчики, не буду показывать дальнейшее продолжение. Тем, кто будет смотреть партию до конца и задастся вопросом, почему пешки проводились в коней, а лишь последняя стала ферзем - пусть это останется между мной и соперником) И да, еще момент, немного побахвалюсь мат королем и ферзем одинокому королю на реальной доске с реальными часами из худшей позиции я ставлю за 14 секунд, с ладьей за 27. Для чего мне это было надо - а для того, чтобы в эндшпиле я не дергался на часы и точно знал, что мат я успею поставить. И еще для того, чтобы когда с детьми идет отработка основных матов, а я в начале обучения, когда проходим маты, то 3 основных мата (королем и ферзем одинокому королю, королем и ладьей одинокому королю, линейный мат) довожу до автоматизма, как правило это отрабатывается за 5-6 занятий, но детям становится к третьему занятию скучно и нудно повторять мат и чтобы всколыхнуть их интерес, я показываю эти маты на скорость)

Резюмирую. Партия достаточно крепкая с моей стороны. Да с небольшими неточностями, да присутствует зевок - не взятая пешка 18... Фd4 но точно по движку - 90%, что очень даже отлично.

За сим всё! Спасибо за внимание!

Показать полностью 11
18

Учебный анализ шахматных партий-6

Прошли новогодние праздники, мы с учениками не просто прохлаждались, а провели их с пользой. Съездили в соседний северный город, сыграли опен-турнир. Результаты достаточно крепкие 5 место и 0,5 не хватило до пьедестала, другой ученик замкнул десятку и еще один обыграл, занявшего по итогу второе место с рейтингом за 1900. В зачете девочек моя восьмилетняя ученица заняла 3 место.
А на минувших выходных сыграли местный турнир нашего города. 60 участников в возрастных категориях до 11, 13 и 15 лет, моих учеников 10. Как результат отлично проведенный турнир 6 медалей, 5 учеников выполнили разрядные нормы. При этом в возрастной категории до 15 лет 5 моих учеников забрали первые 5 мест, а мой 10 летний сын в этой группе за 2 тура до конца турнира был недосягаем на 1 месте. До 13 лет - второе место, а до 11 лет 2 и 3 места. Подтверждаем свое реноме сильнейших в городе. Конечно все таки уровень нашего города достаточно низкий, но тем не менее и играть здесь надо с позиции силы - пришел - уверенно всех обыграл - забрал медаль и мотивировано ушел готовиться к выезду на этап детского кубка России в конце января.
Так что похвастался, а теперь разбор коротенькой партии, в которой для начинающих будет откровенно видно, чем плохо "пешкоедство" и как один неправильный ход может полностью погубить партию.
Партия. https://lichess.org/8aq7Xobk#5

Итак, перед нами опять Скандинавская защита со стороны черных, о ней я уже рассказывал в предыдущих постах этой серии и современный вариант уход ферзя обратно на d8. Во многих учебных пособиях по шахматам утверждается, что скандинавская защита, не самый лучший дебют за черных. Дело в том, что после взятием ферзём пешки d5, белые выводят с темпом коня на с3. Ферзь вынужден уходить. Для желающих глубже изучить партию Александра Костенюк — Ромэйн Эдуард. Достаточно познавательная игра.

до 8 хода, как мы видим и белые и черные играют четко по теории, делая правильные ходы. Как уже известно из минусов "скандинавки" для черных - они нескольким отстают в развитии, поэтому движок дает преимущество для белых +1,9. Но тем не менее положение черных достаточно крепкое, необходимо сделать рокировку и постараться выравнять позицию...

А вот на 8 ходу черные допускают грубейшую ошибку 8... Кd4 - типичное "пешкоедство" с потерей фигуры за пешку - и это будет для них лучший вариант. Как говорят в видеороликах - "поставьте видео на паузу"....

... и найдите, почему черным сейчас нельзя брать коня ферзем и почему взятие пешки на d4 и последующее взятие коня привели черных к гибели...

как видите всё достаточно просто - следует вскрытое нападение и лучшее, что сейчас могут сделать черные - это закрыться от шаха ферзем, отдав его тем самым за слона и по большому счету, черным даже при таком раскладе следовало бы сдаться.

и как мы видим, черные полностью просчитываются в размене, т.к. следует 10... Сd7 - т.е. закрываются от шаха не ферзем, а слоном, теряют ферзя 11. Фd4 Cc3 - зачем то еще бьют коня и после 12. Сd7 Кd7 - сдаются.

Партия конечно коротенькая, белые легко ее выиграли. По сути это не белые выиграли, а черные проиграли погнавшись за "отравленной" пешкой.
Думаю меня простят мои подписчики за такую вроде как короткую и простую партию, но я с самого начала декларировал, что разбор и подбор партий буду ориентировать на начинающих и любителей. А здесь как раз показаны самые свойственные ошибки для начинающих, ну и конечно тактический прием "вскрытое нападение" - а этот обязательно и знать и применять.
За сим всё. Спасибо за внимание!

Показать полностью 6
5

Учебный анализ шахматных партий-5

По следам "Большая Новогодняя Пикабу Arena"

Скажу сразу, партий сыграл немного, т.к. я на работе в ночную смену, по итогу +6-1. К тому же я из староверов-классиков, ну в крайнем случае рапид. Блицы сам играю не часто, а детворе категорически запрещаю, я им сказал, вот когда выполните норму хотя бы 1 разряда, вот тогда сможете блицывать. Дело в том, чтобы играть блицы надо сначала пройти полное понимание шахмат, блицы портят юных шахматистов. У детворы и так сложности с тем, чтобы не торопиться, не спешить, подумать над ходом не 5 секунд, а минуту-две. Очень часто на начальном этапе детвора играет 70 (!) ходов за 3 минуты... ну я так не умею) И самое главное при разборе данных партий, оказывается было много возможностей выиграть фигуру, провести комбинацию, поставить мат - разбирая с ними партии я специально засекал время в момент поиска сильнейшего хода и вот через 2-3 минуты ученики находят лучший победный ход. А в партии его нет, т.к. торопливость. вот именно поэтому я против блицов.

Ботвинник блиц терпеть не мог и всегда ... распекал (учеников) за это дело со страшной силой. Быстрые шахматы он тоже не воспринимал, но против блица выступал особенно.

Ну а теперь моя партия на блиц-арене. Подбирал партию специально, чтобы начинающим было понятно общее течение ходов и идей. Там у меня есть поинтереснее игра, но она очень позиционная.

Партия. https://lichess.org/b3TAAVAd/white

Я белыми

Перед нами Сицилианская защита со стороны черных, но нескольким кривой вариант О'Келли. Идея варианта О'Келли состоит в том, чтобы встретить 3 d4 ходом 3... cxd4 4 Nxd4 и теперь 4... e5, поскольку обычный ход Nb5 исключен. Не смотря на то, что данный вариант, представленный Альбериком О’Келли де Гальвей бельгийским шахматистом, гроссмейстером имеет место быть, но на высоких уровнях используется редко, т.к. белые фигуры более активны и перевес в центре полученный белыми зачастую перевешивает защитные порядки черных.

вот как раз давайте посмотрим и проанализируем позицию, сложившуюся после 8 хода. Белые доминируют в центре, опережают черных в развитии, король в безопасности, в то время как у черных король в центре доски и им нужно постараться выравнивать партию. Уже на этом ходу движок пишет, что "у белых лучше" и ставит +1,52 - а это неплохой перевес, к тому же уже в самом начале партии.

Черные постарались активизироваться в центре, но после размена я получил очень хорошую пешку на d6

Перспективнее со стороны черных было не

13.... Сf6 - а Фb8! таким образом после de черный ферзь забирал слона на f4 и после моего хода король бы брал пешку на е7 и черные бы выравнивали партию.

на 27 ходу упустил возможность Лс6 с выигрышем пешки, а т.к. дело движется к эндшпилю, то лишняя пешка - это хорошее преимущество.

Вот здесь ситуация, в которой соперник проигрывал коня, мне следовало бы брать коня, пешка связана и бить ладью было нельзя, т.к. ферзь забирал бы ладью на е8. Это возвращаясь к тому, почему я не люблю блицы. У меня же в голове была совсем другая идея, т.к. обдумывать другую уже не так много времени.

31.Фb5 - Имея лишнюю перспективную пешку по линии b я форсировал переход в эндшпиль, но тут соперник, явно торопился, т.к. времени у меня нескольким больше совершил грубую ошибку.

Зевок от соперника. После шаха ферзем на а1, он забрал пешку на d4, вероятнее всего старался выровнять кол-во пешек, но бросил без защиты ладью на е8. Ну а дальше реализовывать такое преимущество было делом техники.

И конечно же за 2 секунды до конца своего времени ошибки соперника идут одна за одной. Да и через ход время у него закончилось.

Резюмирую. Партия с моей стороны достаточно неплохая, с перевесом, да с неточностями и ошибками, но если посмотреть на анализ. то ошибки были допущены уже под конец времени. В классике, ну даже в рапиде коня бы я обязательно забрал, т.к. связка там на лицо.

Но тем не менее точно 80% - достаточно хороший результат.

Показать полностью 9
7

Учебный анализ шахматных партий-4

Доброго времени суток!

Продолжу разбирать партии моих учеников для начинающих, любителей и юношеских разрядов. В выбранной мною партии очень хорошо прослеживать просчеты в разменах и как правильно рассчитывать размен.

Немного теории. Итак, размен — это поочерёдное взятие белыми и чёрными равных по ценности шахматных фигур. Но, любой размен должен приносить какую-то выгоду! Это я всегда говорю своим ученикам, т.к. размен ради размена - это как шах ради шаха. Размен равноценных фигур - облегчает реализацию материального перевеса, именно этот мотив и будет хорошо отслеживаться в данной партии.

Для того, чтобы размен был выгоден, разменивающей стороне необходимо иметь определённые позиционные мотивы к нему. Например Арон Нимцович в своей книге «Моя система» выделил три таких мотива:

- Занять линию без потери времени

- Уничтожить защищающую фигуру

- Не терять времени на отступления.

Партия. https://lichess.org/XVZd1h1T/black

Мой ученик играет черными.

Белые выбрали Испанскую партию. Теория. Испанская партия – самый популярный открытый дебют, его изобретателем является Руи Лопес де Сегура, испанский священник XVI века, опубликовавший книгу о шахматах в 1561 году. Это самый изученный дебют. Основная задача белых в испанской партии – затруднить свободное развитие черных фигур, препятствовать расположению их на удобных позициях. Тем самым завладеть инициативой, заставляя черных парировать угрозы. Испанская пытка для черных.

3.... Кf6 - ответ черных, так называемая берлинская защита, долго время считалось второсортным ответом, но после того, как так за черных стал отвечать Крамник, данный вариант за черных получил большое распространение.

5.Ке5 - ошибка белых. Пешкоедство, особенно в начале партии очень большая ошибка новичков и любителей. Зачастую подобное пешкоедство несёт за собой много неприятностей, как и случилось в данной партии. Следует

5.... Фd4

6.Kf3 Фе4 - и белые вместо того, чтобы получить преимущество в начале испанской партии, теряют инициативу и теперь вынуждены разменять ферзя и лишится рокировки, уступить в развитии и потом еще потратить лишний темп ,чтобы сделать искусственную рокировку, выведя ладью на линию е, а короля убрать на f1

И как видно из партии белые не стали разменивать ферзей, а сразу после шаха убрали короля на f1.

Белым сейчас необходимо отогнать ферзя и постараться вернуть инициативу в свои руки, для этого очень хорошо подходил

8.d3 - открывалась дорога для чернопольного слона, но белые решили отогнать ферзя с развитием и очень сильно просчитались в размене. Давайте посмотрим как это было.

8.... Сf3 - и вот здесь отличный ход черных, где они получают хорошее преимущество при дальнейших правильных ходах. Белым необходимо было брать gf и получалось бы следующее

но тот просчет, который допустили белые - очень странен, так как рейтинг у соперника около 1600 и ну с такими рейтингами просчитывать подобные размены на 2 хода, не должно составлять никаких сложностей и это уже за 9 ходов была вторая грубая ошибка белых.

9.Ке4?? - белые берут ферзя, естественно следует ... Се1 и на пустом месте белые теряют фигуру

10.Кf6+ - не спасает даже взятие с шахом, т.к. следует ...gf и слон черных уходит через с2 и далее черные рокируются в длинную сторону - первая заповедь при материальном преимуществе это убедиться в безопасности своего короля.

на 14 ходу черные упускают возможность ходом 14... Лd2 - выиграть еще и слона. Мысль была у ученика - быстрее развить слона и защитить пешку. На этой неделе будем много решать задач на тактику.

белые сделали искусственную рокировку, спрятав короля и потратили на это 2 темпа, а черные приступают ко второму пункту реализации материального преимущества - это упрощение позиции, по простому размен всё на всё и на 17 ходу разменивают чернопольных слонов.

При этом не забывая еще отъедать пешки, чтобы не просто остаться в эндшпиле с фигурой, но еще и с пешками.

23.... Сf3 - используя связку доводят свое преимущество не только до фигуры, но и еще до трех пешек.

Ну а дальше следует линейный мат, при этом, даже если бы король соперника отошел с сопротивлением на е1, то

34.... Лg1+ - позиция продолжилась бы упрощаться, последовал бы размен ладей с дальнейшим продавливанием соперника, т.к. черные забрали бы еще пешку по h.

Резюмируем. Хорошая крепкая партия, обыгран соперник, почти на 150 пунктов выше по рейтингу. Ошибки соперника были полноценно использованы. Есть конечно помарки - упущена вилка на короля и слона ,но в целом - Испанская пытка у белых не удалась.

Показать полностью 10
8

Учебный анализ шахматных партий-3

Доброго времени суток!

Продолжу разбирать партии моих учеников для начинающих, любителей и юношеских разрядов. В выбранной мною партии очень хорошо прослеживать такой тактический прием, как связка и что самое главное способ избавления от связки.

Теория. Связка – это нападение линейной фигуры (ладьи, слона, ферзя) на фигуру неприятеля, которая закрывает собой либо другую фигуру (обычно более ценную), либо важное поле. Связка происходит только по прямой линии – горизонтали, вертикали, диагонали. Связку могут осуществить ладья, слон и ферзь.

От умения замечать и использовать связки зачастую зависит получение материального преимущества в партии, а вот умение избавится от связки зачастую ведет к победе.

Партия https://lichess.org/dMDgVtam

Мой ученик играет белыми. 10 лет. 2 юношеский разряд.

Перед нами один из старейших дебютов - защита Филидора.

Теория. Данный дебют введен Француа Филидором в 18 веке. Из плюсов для черных - прочная защита у черных... ну это в принципе и все плюсы данной защиты для черных. Из минусов - нет активной игры, практически отсутствует даже наметки активной контригра и построение черных абсолютно безопасно для белых, т.к. они полностью владеют игрой, пространством при этом этот дебют легко опровергается в самом его зачатке ходом 3. d4

Но, как видно из течения партии, мой ученик данный ход не сделал, "забыл, решил быстрее развиваться..."

На высоких уровнях, да и в принципе даже на региональных турнирах уже в возрастной категории "до 11 лет" данный дебют не встречается совершенно, ну может в очень редчайших случаях, если только на турнир не заявился спортсмен из школьного кружка.

Не в обиду тем, что ведет шахматные школьные кружки. Данные преподаватели стараются прививать любовь к шахматам и если хоть один-другой детеныш после их занятий захочет заиграть на высоких уровнях и/или хотя бы еще несколько детей потом всю жизнь будут играть в шахматы, пусть даже на любительском уровне - это уже очень хорошо. А вот, чтобы после школьного кружка вышел детеныш после года-двух занятий достаточно хорошо теоретически подготовлен - извините, не встречал.

Как видно по дальнейшим ходам черных, перед нами либо совсем любитель, либо новичок в шахматах.

6... Сxf3 - разрушенный пешечный шит для рокировки у черных, они меняют единственную развитую фигуру, при этом следующим ходом

7. Фхf3 - белые угрожают "детским матом". Выдвинутые вперед пешки черных по g и h без поддержки фигур совсем не представляют угрозу королевскому флангу белых, да и черным необходимо ходить

7. ... Фd7 - чтобы избежать детского мата

Здесь белые упустили отличную возможность форсировано выиграть партию, как видно необходимо было

9. Фf7 - и далее последовало бы следующее, см. диаграмму ниже. Правда над 9 ходом ученик продумал около минуты, при разборе оказалось, что он считал данный вариант, но до конца не досчитал, решил подвести в атаку еще коня, т.к. тренер учит, что " в атаке на короля должно участвовать как можно больше фигур"... вот всегда бы они делали так, как тренер учит.

Примерно вот такой вариант выходил после взятия ферзем на f7 и даже если после 15. Ка8 - белые не смогут вытащить коня, то у них качество + 2 пешки - партия выиграна.

11. Сg5 - белые бьют пешку и предлагают черным забрать слона. Хороший тактический маневр "отвлечение защитника" от пешки f7. Кому интересно, могут просчитать данную жертву, единственное скажу, что последствия для черных катастрофические, они отдают за слона как минимум ладью и пару пешек и белых - выиграно.

14. Сf6 - вот именно здесь и возникла позиция из-за которой я и выбрал к разбору данную партию. Забрав пешку белые проводят линейный удар - они нападают на ферзя, за которым находится ладья и грозятся выиграть качество. идея выглядит многообещающе, если бы не одно "но", а именно этот ход и не был просчитан белыми

14. ... Фf7 - и черные уходят от линейного удара, связывая тем самым белого слона, см. диаграмму ниже

и оказывается, что брать теперь ладью на d8 нельзя, т.к. белые теряют ферзя, далее могло бы последовать следующее

15. Фf5  Лd7

16. c3 - чтобы не дать коню сходить на d4 - и черные теряли бы всего лишь пешку, правда это уже была бы потеря второй пешки, но тем не менее не катастрофа, которая произошла после необдуманного или недосчитанного хода черных с жертвой ладьи.

14. ... Лg2 - абсолютно непросчитанная, непонятная жертва ладьи, которая приводила только к полному поражению черных. Именно этой жертвой черные и проиграли партию.

В принципе, занимаясь с детьми конечно я могу представить ход мысли игрока за черных, там могло быть примерно такое: "пожертвую ладью, вскрою короля по g, там уберу ладью из-под удара, подтяну ее на g с шахом, а там еще и ферзь подойдет и где-то мат там найду".

Именно подобный образ мышления я стараюсь искоренять у детворы, двумя постулатами:

1. Жертва должна быть просчитана до конца

2. Никаких неопределенных выражений, в счете присутствует только фигура, буква, цифра - и до тех пор, пока маневр не станет полностью ясен.

Т.к. "потом, там, что-нибудь найду" - это верный путь к поражению.

И как видно из партии, жертва не прошла, т.к. король на h находится в полной безопасности, ладью, которая угрожала на g белые разменяли "при материальном преимуществе необходимо упрощать позицию, т.е. стараться размениваться, не теряя при этом своих пешек и стараться прихватывать пешки соперника"

Более искушенные игроки, думается, смогут найти на 22 ходу вместо 22. Фе8+  - другой ход и мат в 6 ходов.

Но мой ученик, не увидел и был озабочен в данный момент тем, чтобы разменять ферзя соперника, отъесть пешку по h и провести в ферзи свою пешку.

При помощи ферзя и коня у черных заматовать короля не получилось, они вынуждены были поменять ферзей и белые реализовывали свой план.

ну и хорошо было сыграно в данной позиции

37. Ле6 - и теперь черным решать либо забрать ладью и белые проводят пешку, либо двинуться к пешке, белые остаются с ладьей. Как видно черные забрали ладью на е6, белые провели ферзя и черные сдались.

Резюмируем.

Достаточно неплохая партию, на уровне своего возраста. Без грубых ошибок и зевков, но с некоторыми недосчетами. Да и в начале все таки белым на защиту Филидора необходимо играть 3. d4 - там это ход был актуален весь дебют, вплоть до седьмого хода. Неплохие попытки применять линейный удар и  связку, но в тот же момент, упущена отличная возможность форсировано выиграть партию уже начиная с 8 хода. Да и мат в 6 ходов данный ученик способен просчитать.

За сим всё. Задавайте вопросы, пишите комментарии, всегда рад ответить.

Показать полностью 11
Отличная работа, все прочитано!