6

Ответ на пост «О СТРОЖАЙШЕ ЗАПРЕЩЁННОМ»

Во-вторых, сладостны воспоминания про первые дискотеки (слово устоялось в обиходе, наверное, уже после Олимпиады-1980, а до того были танцы).

Вы почти правильно определили время, но всё-таки Олимпиада-80 тут ни при чём. Слово "дискотека" распространилось немного раньше олимпиады, к концу 70-х годов. В начале 70-х это было что-то непонятное (писатель Дружинин, например, в 1971 году опубликовал заметки от заграничных поездок, вышедшие в 1973 году отдельной книгой, и там он спрашивает шведов, что такое дискотека).

Приходится пояснять смысл турецких дискотек и Кирееву в книге "Анкара" 1972 года. В кавычки ставят слово и поясняют значение в публикации 1974 года про Англию.

Но в конце 70-х явление распространено и в СССР. Например, ниже скан из "Советской педагогики" за 1979 год.

Еще 1979:

Вот словарные материалы из газет 1978 года:

Любопытно, что в русский язык слово "дискотека" в смысле танцев вошло органично. Ведь дискотеки - собрания пластинок - были в СССР и раньше. У русских в 1970-х годах танцы под меняющиеся пластинки ассоциировались с собраниями дисков, которые и использовались в тех клубах. Хотя вообще-то слово "дискотека" не развилось в русском языке в таком значении, а было дважды заимствовано: сперва в смысле коллекции записей, а затем - в смысле танцулек (сам переход из первого значения во второе случился во французском языке в 1950-х годах).

Поэтому в середине-конце 1970-х встречаются публикации, в которых автор использует сразу два смысла или когда сложно понять, какой смысл имеется в виду:

Показать полностью 6
6

О СТРОЖАЙШЕ ЗАПРЕЩЁННОМ

Терри Гиллиам, участник группы "Монти Пайтон" и режиссёр, снявший "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" и "Воображариум доктора Парнаса", хорошо сказал: "Запреты — это попытки мелких людишек самоутвердиться за счёт большинства".

На моей памяти было достаточно запретов для того, чтобы нынешние попытки выглядели смешными. Хотя смех это невесёлый...
...но речь не о нём, а о воспоминаниях, которые вызвал старенький документ с картинки.

О СТРОЖАЙШЕ ЗАПРЕЩЁННОМ

Во-первых, приятно вспомнить многие коллективы, упомянутые в списке. Удивляют формулировки, с которыми они в него попали, — и то, что не попали другие коллективы, намного более заслужившие.

Во-вторых, сладостны воспоминания про первые дискотеки (слово устоялось в обиходе, наверное, уже после Олимпиады-1980, а до того были танцы). В Ленинградском Дворце молодёжи их организовывал Вава Бакланов — человек старше меня лет на десять или двадцать: точнее сказать сложно, потому что выглядел и заикался он в неслабой зависимости от количества выпитого.

Однажды Вава показал мне текст, отпечатанный на машинке, со всеми полагающимися реквизитами и печатью райкома комсомола. Там были перечислены зарубежные исполнители и коллективы, музыка которых запрещалась для использования на дискотеках. С большим интересом я встретил в списке Мирей Матье — и тут же упомянул её в пародийной песенке (поскольку других не сочинял). Были там и Pink Floyd, и Black Sabbath, и другие многие... Одно такое распоряжение (по-моему, их обновляли ежемесячно) хранилось у меня до недавних пор.

В-третьих, вспомнил я, как однажды по моей команде воскресным утром радист запустил по трансляции из штаба на всю окрестную армейскую территорию песню Sunday Telegram группы Nazareth. Посреди композиции в радиорубке возник молодой пропагандист нашей войсковой части, оравший в унисон с Дэном Маккаферти: "Что?! ФашЫсты?!!"

Пропагандист части — это была такая штатная должность. Старлей происходил из Волгограда, хвастал знакомством с самой Татьяной Веденеевой, а впоследствии сделал очень хорошую чиновничью карьеру. Кстати, через много лет после армии — в начале 2001 года — он неожиданно позвонил, когда меня пару раз показали по центральному телевидению. Как ему тогда удалось добыть номер моего мобильного, ума не приложу. Ловкий товарищ.

Есть воспоминания и в-четвёртых, и в-пятых, но это уже не заметка будет, и даже не рассказ, а повесть. Так что — стоп.

Каждый может сам изучить список, составленный и распространённый очень ответственными работниками. Надо полагать, они старательно прослушивали насквозь всю западню эстраду. Интересно, как им это удавалось...

Можно и музыку ностальгическую вспомнить, коллектив за коллективом. Вот, например, "Назарет" с той самой песней Sunday Telegram. По-моему, очень подходящая композиция для полкового плаца воскресным утром:

А вот виновница сердечных томлений, обязательная в программе любого уважающего себя кабацкого коллектива, подтолкнувшая многих барышень к утрате невинности, — Belladonna группы UFO:

Ну, и ещё из любимых и памятных, настоящий учебник оркестровки, глава "Как должна звучать композиция и какие надо использовать инструменты, чтобы публика плакала навзрыд" — Boat on the River группы Styx (на интеллектуалов дополнительное впечатление производит название песни в сочетании с названием группы).

Вот и "Сердечные перемены"...

Танцуем!

Показать полностью 1 4
Отличная работа, все прочитано!