История
14 постов
В Сети можно встретить историю о том, как нелепо был предан знаменитый революционер. Мы проверили её достоверность.
Как сообщается в публикациях, когда Эрнесто Че Гевару поймали в его укрытии (после чего он был расстрелян), кто-то спросил доносчика-пастуха: «Как ты мог выдать человека, который всю жизнь защищал вас и ваши права?». Тот якобы спокойно ответил: «Его войны с врагом пугали моих овец».
В 2025 году эта история активно распространялась по Facebook (есть публикации с 254 и 98 репостами), Instagram, Telegram и даже залетела на Пикабу)(Когда Че Гевару поймали в его укрытии, после того как на него донёс один из пастухов,)
Аргентинский революционер и кубинский государственный деятель Эрнесто Че Гевара был расстрелян 9 октября 1967 года в боливийской деревне Ла-Игера. Днём ранее он попал в плен к местным военным. Решение о казни Че Гевары, на тот момент уже 11 месяцев руководившего партизанской войной на территории Боливии, принял президент страны Рене Баррьентос, проконсультировавшись со своими советниками. Власти решили не проводить судебный процесс, чтобы не добавлять революционеру популярности.
Обстоятельства пленения Че Гевары известны из разных источников, включая воспоминания боливийского генерала, участвовавшего в операции, и совпадают в основных деталях. С конца июня 1967 года революционер с остатком своего отряда (22 человека) скрывался от преследовавших его частей боливийской армии. Район, где находились партизаны, был оцеплен военными. Когда 26 сентября повстанцы вошли в Ла-Игеру, они обнаружили, что деревня практически опустела, поскольку руководитель общины получил предупредительную телеграмму от правительственных сил. На выходе из деревни герильясы напоролись на засаду и в перестрелке потеряли троих бойцов, а ещё двое вскоре дезертировали. Убежать далеко Че Гевара и его боевые товарищи не смогли и к 30 сентября были блокированы в районе речных каньонов.
Рано утром 8 октября военные донесли до командования сообщение от местного крестьянина Педро Пеньи, видевшего накануне вечером, как 17 человек обходят его картофельное поле и спускаются в каньон Эль-Чуро. Военные окружили этот и два ближайших оврага и начали их прочёсывать. Небольшая группа повстанцев во главе с Че Геварой попыталась организовать прорыв, но в результате нескольких перестрелок понесла потери. Раненный в руку аргентинец старался подняться по склону каньона, но был захвачен в плен примерно в 15 м от командного пункта спецназовцев. Че Гевара провёл ночь под конвоем, а утром был казнён.
По поводу личности Педро Пеньи, ставшего информатором правительственных войск, существует неопределённость. Одни испаноязычные и португалоязычные источники называют его местным фермером, хозяином картофельного поля, заинтересованным в получении награды в $4200. В других он назван солдатом военной разведки с острым, как у совы, зрением и даже замаскированным под крестьянина. Скорее всего, правдив именно первый вариант. Нет смысла привязывать солдата к конкретному месту, создавать ему легенду, когда военная операция — мобильная и ведётся на относительно обширном участке.
Кроме того, в 2017 году по случаю 50-летней годовщины смерти Че Гевары спецкор чилийского издания La Tercera отправился в деревушку Ла-Игера. Одна из местных жительниц, Кресинда Сарате, рассказала, что полвека назад видела партизан у своих салатных и картофельных грядок, a Педро Пенью назвала предавшим партизан фермером, с которым они делились картофелем.
Как видим, согласно основной версии, Че Гевару выдал фермер, а не пастух, да и никаких свидетельств произнесения им фразы об испуганных овцах «Проверено» не обнаружило. Нет их и в истории о крестьянине Онорато Рохасе, предавшем революционера несколько ранее, в конце августа (это привело к очередной засаде), и расстрелянном за это два года спустя. Кроме того, схвачен Че Гевара был не в укрытии, а на пути к бегству из ущелья.
«Пастуший» след есть в несколько ином контексте. В последней записи в дневнике Че Гевары (от 7 октября) сказано, что в ущелье, где расположились повстанцы, появилась старуха, пасшая своих коз. Герильясы её задержали, допросили, дали 50 песо и сказали никому не рассказывать о встрече, мало надеясь на исполнение требования. Далее, согласно биографу Че Гевары Рикардо Рохо, 8 октября правительственные войска узнали от некоей женщины о том, что она якобы слышала голоса партизан возле одного из ущелий. Однако, помимо сомнений в достоверности этой истории, нет никаких указаний на то, что это была та же самая женщина. Более того, попасть в плен к партизанам и слышать их голоса — явно не одно и то же. В примечании к изданию «Боливийского дневника» Че Гевары, подготовленному его вдовой Алейдой Марч с предисловием сына команданте, Камило, сказано, что старая «женщина с козами», которую звали Эпифания Кабрера, никогда не была информатором и не предавала Че Гевару. Отметим, что в любом случае вариант проверяемой истории с упоминанием коз вместо овец в Сети не встречается.
Как показывает анализ сетевых публикаций, история о Че Геваре начала массово распространяться на английском языке в районе 2017 года, причём в основном среди арабоязычных пользователей. Публикации с ней были не менее популярными и на арабском языке, причём в паре с другой историей о предательстве — о Наполеоне в Египте. Завершались такие посты зачастую цитатой некоего Мохаммада Рашида Резы (судя по контексту, речь идёт об исламском теологе): «Бунтарь для невежественного общества — это тот, кто поджигает своё тело, чтобы осветить путь дурному человеку».
Наиболее же ранние найденные «Проверено» упоминания истории об овцах на арабском относятся к 2013 году — задолго до постов на английском и тем более испанском языке. По-видимому, этот короткий выдуманный рассказ стал частью некоей назидательной притчи или подборки таких притч. К реальной же судьбе Че Гевары он отношения не имеет.
«Проверено» в Телеграм
В сообществе отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла)
В конце ноября 2025 года в СМИ и соцсетях распространились сообщения о том, что родственники актёра приняли решение после его смерти передать его мозг учёным. Мы проверили достоверность этой новости.
«Семья Брюса Уиллиса отдаст его мозг учёным для опытов. По словам жены Эммы, состояние актёра стремительно ухудшается — он больше не узнаёт родных, и болезнь развивается. Она рассказала, что семья приняла тяжёлое решение передать мозг Уиллиса для исследований, чтобы помочь в изучении лобно-височной деменции», — говорится в посте Telegram-канала «Топор Live» (736 000 просмотров на момент написания этого разбора). Подобные публикации появились также и в других каналах, например «ВПШ» (379 000 просмотров), Varlamov News (280 000), «КБ» (226 000) и «Ньюсач / Двач» (206 000). Новостью также поделились Lenta.ru, «Комсомольская правда», «Афиша», «Аргументы и факты» и другие СМИ.
В марте 2022 года актёр Брюс Уиллис объявил о завершении карьеры из-за афазии — расстройства, которое возникает из-за поражения частей мозга, отвечающих за речь и её понимание. Спустя год семья артиста объявила, что ему диагностировали фронтотемпоральную деменцию (её также называют лобно-височной).
С тех пор родственники Уиллиса — в первую очередь его жена, модель Эмма Хеминг-Уиллис, — стали часто публично говорить об этом заболевании, важности его диагностики и особенностях жизни рядом с человеком, страдающим деменцией. Так, в августе 2025 года Хеминг-Уиллис сообщила, что они с мужем стали жить раздельно: его болезнь достигла той стадии, когда Уиллиса пришлось отселить в отдельный дом, специально оборудованный для ухода за ним. Эта информация появилась во многих мировых СМИ, однако заметок про куда более громкое заявление о планах пожертвовать мозг актёра на опыты «Проверено» в авторитетных англоязычных медиа не нашло.
Наиболее свежее интервью Хеминг-Уиллис, которое нам удалось обнаружить, опубликовало 21 ноября издание USA Today. В тексте уточняется, что жена актёра встретилась с журналистом на конференции, посвящённой вопросам смерти, умирания и поддержки для ухаживающих и врачей. В этом интервью она обращает внимание, что большинство людей не имеют никакого плана на случай собственной смерти или смерти близких. По её словам, она и сама была таким человеком, но болезнь мужа «пробудила её» — она подготовила план на случай своей смерти, чтобы их с Уиллисом дочерям «не пришлось принимать все решения и во всём разбираться». Кроме того, она рассказала, что пока не обсуждает с детьми возможную смерть отца. «Мы ещё не дошли до этого. Думаю, если они спросят, я отвечу, но, по-моему, они больше сосредоточены на настоящем, и большинство вопросов касается именно этого. Но если спросят, я всегда буду честна и откровенна», — говорит Хеминг-Уиллис.
Планы либо уже принятое решение пожертвовать мозг Уиллиса науке не упоминаются ни в этом интервью, ни в других недавних публичных выступлениях его жены, изученных «Проверено».
Авторы некоторых русскоязычных публикаций при этом ссылаются на статью в издании The WP Times. На сайте этого портала говорится, что он в первую очередь освещает новости лондонских районов Вестминстер и Пимлико, но также размещает материалы и на другие темы. Статья в The WP Times, опубликованная ещё 14 ноября, называется «Эмма Хеминг-Уиллис раскрывает план пожертвовать мозг Брюса Уиллиса для поддержки исследований деменции» и, как утверждается, опирается на книгу жены актёра «Неожиданное путешествие», недавно появившуюся на полках магазинов.
«Проверено» ознакомилось с этой книгой. В ней Хеминг-Уиллис делится своим опытом женщины, которая неожиданно для себя оказалась опекуном смертельно больного человека, постепенно утрачивающего сознание. В первую очередь книга адресована людям, которые уже столкнулись или могут столкнуться с деменцией у близких. В главе «Вещь, о которой стоит задуматься», говорится:
«Один из способов придать боли смысл — рассмотреть возможность донорства мозга после смерти любимого человека. Это ещё одна область, которая меня интересует, но знаю, что это деликатная тема. Многие из нас ставят галочку на водительских правах, чтобы стать донорами органов, — это благородный и прекрасный поступок, способный спасти жизни. Однако донорство мозга — это отдельный процесс, преследующий другую цель: оно способствует критически важным исследованиям для лучшего понимания, лечения и, возможно, излечения нейродегенеративных заболеваний, таких как фронтотемпоральная деменция, болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона».
Далее Хеминг-Уиллис перечисляет причины, по которым донорство мозга важно, и приводит ссылку на сайт, где об этом можно узнать подробнее. Однако однозначных упоминаний того, что жена Уиллиса приняла решение о донорстве мозга своего мужа, здесь нет. В других главах книги этот вопрос не поднимается.
Таким образом, жена Брюса Уиллиса не объявляла о том, что решила пожертвовать мозг своего мужа науке. В своей недавней книге она всего лишь рассказала, что такая опция существует и что о ней стоит задуматься. Небольшое лондонское издание написало об этом заметку с кликбейтным и не соответствующим содержанию книги заголовком, а русскоязычные медиа и блогеры подхватили «горячую» тему, не потрудившись прочитать статью дальше названия.
«Проверено» в Телеграм
В сообществе отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла)
В СМИ, соцсетях и даже на Пикабу можно встретить приписываемую Антону Павловичу цитату, в которой усматривают определённая параллель с современным представлением о таксистах. Мы проверили подлинность такой атрибуции.
Спойлер для ЛЛ: нет, разумеется. Это завирусившийся шуточный твит.
Как сообщается в публикациях, в 1893 году Антон Павлович Чехов сделал в своём дневнике следующую запись : «Ездил к Григоровичу. На обратной дороге попался крайне назойливый извозчик. Рассказывал, что кобылу водит для души, а вообще он купец третьей гильдии с успешной лавкой».
Эту цитату в русскоязычном сегменте интернета часто публикуют с комментарием о том, что за более чем сто лет ничего не изменилось. Ведь и в наши дни таксисты рассказывают пассажирам, что они водят машину для души, а так вообще у них есть успешный бизнес, настолько часто, что это стало мемом.
Цитата публиковалась в СМИ («Коммерсантъ»), на Пикабу (Чехов и извозчик) и в соцсетях (Facebook, X, «ВКонтакте», Telegram).
Сомнения у внимательного читателя может вызвать не только сам факт совпадения чеховской и современной фраз с поправкой на исторические обстоятельства, но и языковая ошибка: выражение «водить кобылу» неприменимо к извозчику с экипажем, он может лишь править или управлять лошадьми. Водить кобылу — это идти рядом с ней, взявшись за повод, что явно не подходит по контексту.
Дмитрий Григорович — прозаик и старший современник Чехова, в своё время разглядевший большой талант в рассказах молодого писателя. Несколько лет между ними сохранялись очень тёплые отношения. Однако в 1889 году, после того как Театрально-литературный комитет с участием Григоровича забраковал пьесу Чехова «Леший», связь ослабла и, судя по письмам Чехова другим людям, больше на прежний уровень не возвращалась. В то же время литераторы сохраняли уважение друг к другу.
«Проверено» не нашло в 12-томном и 18-томном собраниях сочинений Чехова дневниковых записей, похожих на рассматриваемую цитату. Более того, в своих дневниках писатель ни разу не упоминает Григоровича.
Если изучить историю публикаций цитаты в Сети, то можно обнаружить, что она начала хождение там только во второй половине 2019 года, сразу став вирусной. Старейшая запись, найденная «Проверено», датирована 12 октября — тогда её опубликовал в Twitter (теперь соцсеть X) пользователь Фёдор Грудин (@luckyfeodor).
На момент написания разбора эта публикация собрала 1200 лайков и 215 репостов, по-видимому, став важным фактором распространения ложной атрибуции. В тот же день, отвечая одному из комментаторов, Грудин заметил: «Это шутка, если что. Чехов такого не писал».
Таким образом, приписанная Чехову цитата — пародия на современный мем о таксистах, появившаяся только в 2019 году. Предполагаемый автор цитаты не скрывал, что это шутка.
«Проверено» в Телеграм
В сообществе отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла)
В Сети популярна история о том, что Бёрджесс якобы создал свой знаменитый роман после того, как врачи поставили ему смертельный диагноз: из-за опухоли мозга ему осталось жить не больше года. Мы проверили достоверность подобных публикаций.
Спойлер для ЛЛ: неправда
В разных источниках эту историю рассказывают с небольшими отличиями, но главные детали остаются одинаковыми: в 1959 году Бёрджессу, тогда простому школьному учителю, врачи диагностировали неоперабельную опухоль мозга и сказали, что ему осталось жить не более года. Чтобы после его смерти жена не осталась без средств к существованию, Бёрджесс решил написать за этот год книгу — всего одну, но бестселлер. В результате появился роман «Заводной апельсин», ставший впоследствии культовым. Болезнь после этого якобы отступила, а Бёрджесс прожил ещё долго и написал много книг. Подобные публикации можно встретить в Facebook (1, 2, 3), Instagram и «ВКонтакте», в СМИ и на сайте писателя Дмитрия Быкова.
Британский писатель Энтони Бёрджесс написал более 30 романов, самым известным из которых стал «Заводной апельсин» — во многом благодаря экранизации Стэнли Кубрика. Бёрджесс родился в Манчестере и после университета и военной службы преподавал — сначала в Великобритании, затем в Британской Малайе и Брунее.
В большинстве публикаций о необычной судьбе Бёрджесса особо подчёркивается, что никакого писательского опыта у него не было — только горячая любовь к литературе. Однако это не так. Он начал писать сразу после того, как переехал в Азию. Его первый роман «Время тигра» был опубликован в 1956 году и рассказывал о жизни учителя в Малайе. Как пишет Эндрю Бисвелл в книге «Настоящая жизнь Энтони Бёрджесса», роман был издан тиражом 5000 экземпляров и отзывы критиков на него были довольно неплохими. Уже через неделю после публикации «Времени тигра» писатель отправил в издательство новую книгу из того же цикла, а потом написал и третью, которая вышла в 1959 году.
К тому времени Бёрджесс уже перебрался в Бруней. Однажды во время занятия он упал и некоторое время отказывался встать. Его отвезли в больницу, а оттуда отправили в Великобританию на обследование и лечение. Вскоре после этого его трудовой контракт расторгли, а он вместе с бывшим учеником начал варить и продавать мет.
Историю о своём диагнозе Бёрджесс рассказывал по-разному. В интервью, которое было опубликовано в Sunday Times в 1967 году, писатель говорил, что опухоль мозга ему диагностировали в Брунее, а в двух неназванных больницах в Лондоне подтвердили подозрения: «Сказали, если проживу год — значит, справлюсь. Но жить нужно в холодном климате, на Восток возвращаться нельзя».
В 1980 году в разговоре с корреспондентом The Washington Post Бёрджесс отметил, что диагноз довольно быстро признали ошибочным — тем не менее за тот год он написал не один, а сразу пять романов. Ещё одну версию Бёрджесс озвучил в 1988 году в радиоинтервью: «Мне жизнь там, в Брунее, казалась ужасно утомительной. Однажды на уроке я решил, что с меня хватит. Пусть другие продолжают. Просто лёг на пол из любопытства — посмотреть, что будет. Меня подобрали и отвезли в местную больницу, провели кое-какие простейшие обследования, а затем отправили домой на самолёте. Жене потом сообщили: "Есть признаки опухоли мозга, но она неоперабельна". Я не знаю, насколько это типично, но жена сказала, что мне дали год жизни».
Писатель, по его словам, диагнозу не поверил, так как чувствовал себя слишком хорошо. Интервьюер предположил, что причиной его нервного срыва в Брунее могла быть депрессия или злоупотребление алкоголем, и Бёрджесс не возразил против такой трактовки. А уже через год в другом интервью писатель утверждал, что его «выдворили из колониальной службы, возможно, по политическим причинам, маскируемым медицинскими».
Словом, достоверных подтверждений того, что Бёрджессу диагностировали неоперабельную опухоль мозга, не существует. Сам он был склонен к мифотворчеству и часто рассказывал об одних и тех же эпизодах из своей жизни по-разному. Роджер Льюис, ещё один биограф Бёрджесса, цитирует такой ответ писателя на вопрос «Когда вы лжёте?»: «Когда пишу, когда говорю, когда сплю».
Как бы то ни было, всё это время Бёрджесс продолжал работать над рукописями. Эндрю Бисвелл пишет: «Несмотря на множество историй о раке мозга, нет никаких свидетельств того, что Бёрджесс действительно считал, будто умирает, когда писал роман "Мистер Эндерби изнутри", законченный в 1960 году, но опубликованный лишь в 1963-м. Он говорил: "Я чувствовал себя хорошо. Я чувствовал себя энергичным. Я много писал — по две тысячи слов в день"».
Тогда же, в 1960 году, Бёрджесс впервые записал в блокнот довольно подробный план ещё одного романа: он должен был называться «Бревно в глазу твоём». Позже в том же блокноте появилась идея другого названия — «Заводной апельсин». Однако этот план некоторое время оставался нереализованным. Бёрджесс вернулся к нему лишь во время поездки в Ленинград в 1961 году, и в мае 1962 года роман был опубликован.
Таким образом, хотя сам Энтони Бёрджесс неоднократно рассказывал историю о том, как врачи диагностировали ему неоперабельную опухоль мозга, подтверждений этого факта не существует. Кроме того, история с опухолью не связана с его желанием стать писателем: к моменту предполагаемой постановки диагноза Бёрджесс уже был автором трёх опубликованных романов. А «Заводной апельсин» он написал лишь через два года после истории с опухолью, успев перед этим сочинить ещё несколько книг.
«Проверено» в Телеграм
В сообществе отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла)
В Сети популярна история о гордом поведении ирландского актёра при встрече с представителем британской королевской семьи. Мы проверили правдивость этого рассказа.
Большинство постов сопровождается фотографией Киллиана Мёрфи, на которой актёр стоит перед принцем Гарри и держит руки в карманах. Между ними якобы произошёл такой диалог.
— Так ты британец? — спрашивает Гарри.
— Нет, я ирландец.
Принц, делает вид, что не замечает сказанного Мёрфи:
— Ах да, я знаю, вы — британец.
— Нет-нет. Я ирландец. И это большая разница, — с достоинством отвечает Мёрфи, не вынимая рук из кармана.
Авторы вирусных публикаций объясняют, что поведение актёра отсылает к событиям столетней давности: в 1920 году, когда шла Война за независимость Ирландии, мужчины принципиально не вынимали руки из карманов при встрече с британскими полицейскими и военными, за что их арестовывали или даже расстреливали на месте.
В 2025 году публикации с этой историей становились популярными, например, пост «Я Ирландец?» (344 000 просмотров), в Telegram (31 000 просмотров) и Facebook (701 репост).
Действительно, в 1919–1921 годах в Ирландии шла война за независимость от Великобритании. Со стороны местного населения это была преимущественно партизанская борьба, ключевую роль в которой играли бойцы Ирландской республиканской армии (IRA), захватывавшие оружие, освобождавшие заключённых и устраивавшие засады на патрули Ирландской королевской полиции и британских военных. Судя по воспоминаниям очевидцев, сторонники независимости нередко прятали в карманах огнестрельное оружие и бомбы — не столько из-за желания незаметно напасть, сколько из опасений нарваться на очередную облаву. Неудивительно, что 1 декабря 1920 года вспомогательное подразделение Королевского колониального командования (RIC), базировавшееся в замке Макрум в графстве Корк, выпустило приказ: «Всем мужчинам, проживающим в [городе] Макруме, и всем мужчинам, проходящим через Макрум, запрещается появляться на публике с руками в карманах. Любой мужчина, нарушивший этот приказ, подлежит расстрелу на месте». Аналогичные предписания, сулившие нарушителям как минимум арест, а как максимум — внесудебную казнь, в последующие месяцы появились в Типперэри и других городах.
Как сообщают современные ирландские СМИ, с тех пор в регионе существует традиция в знак протеста держать руки в карманах в присутствии британских чиновников. Впрочем, в XX веке о её проявлениях особо не писали — первый крупный скандал произошёл уже в нашем тысячелетии. В 2009 году на страницы британских газет попала фотография, на которой игрок сборной Ирландии по регби Ронан О’Гара держит руки в карманах на встрече с королевой Елизаветой II.
В этом жесте многие увидели политический подтекст и дань ирландской традиции. Одни критиковали игрока, другие восхищались им. Однако много лет спустя О’Гара заявил, что произошло недоразумение: он просто готовил кисть к рукопожатию, вытирая с неё пот в кармане. «Фотография появилась в Irish Times, и все были убеждены, что я отказался пожать ей руку. <…> У меня нет твёрдых убеждений относительно монархии, но я хотел бы думать, что мои родители хорошо меня воспитали. Люди уважительно относятся к женщинам старшего возраста, к женщинам вообще», — объяснял спортсмен. За время, прошедшее до его признания, случилось историческое событие — в 2012 году рукопожатием обменялись Елизавета II и бывший лидер боевиков IRA Мартин МакГиннесс.
Встреча принца Гарри с Киллианом Мёрфи, кадры с которой стали вирусными, состоялась 13 июля 2017 года на лондонской премьере фильма «Дюнкерк», в котором ирландец сыграл одну из главных ролей.
Как видно на видео, Мёрфи с улыбкой жмёт руку принцу, утвердительно кивает в ответ на его слова и произносит: «Amazing» («изумительно» — англ.). Остальная часть диалога едва слышна, но это совсем не похоже на обмен репликами, который приводится в вирусных публикациях.
Некоторые пользователи обратили внимание на «хищный» взгляд, которым Мёрфи проводил принца.
Однако на других кадрах видно, что актёр смотрит на принца куда более добродушно.
При этом в англоязычном сегменте Сети можно встретить вирусные публикации 2023 года, в которых то же видео сопровождается другой звуковой дорожкой и субтитрами — между актёром и принцем будто действительно происходит диалог о происхождении артиста.
Назвать этот ролик правдоподобным нельзя — движения губ Мёрфи не всегда совпадают с речью, а фразу «Это большая разница», вопреки расшифровке из соцсетей, как будто произносит уже принц Гарри.
Всё дело в том, что звуковая дорожка в этих вирусных роликах 2023 года взята из видео 2010 года, на котором Мёрфи и его коллега Том Харди отвечали на вопросы журналиста о фильме «Начало». «Вы оба британцы», — произнёс интервьюер, на что Мёрфи возразил: «Нет, я ирландец». Не понявший разницы собеседник повторил: «Да, я знаю. Британец». После второго возражения журналист извинился, а Мёрфи добавил: «Это большая разница». В итоге интервьюер описал родину двух актёров как территорию в Северной Европе, на что снова услышал от Мёрфи: «Нет, Ирландия».
Вопрос идентичности для лауреата «Оскара» в самом деле важен. В 2015 году после 14 лет проживания в Лондоне Мёрфи вернулся вместе с семьёй на родину. «Мы хотели, чтобы дети были ирландцами. Они ещё не достигли подросткового возраста, и у них был очень аристократический английский акцент, а мне это не очень нравилось! Поэтому мы решили вернуться. <…> Это своего рода типичная ирландская история: уехать, сделать свои дела и вернуться домой», — объяснял актёр.
Таким образом, Киллиан Мёрфи не поправлял принца Гарри, якобы назвавшего его британцем. Основой для публикаций на эту тему стал появившийся в 2023 году ролик, где на видео с их встречей наложили звуковую дорожку из интервью актёра. Судя по всему, и в том, что Мёрфи держал тогда руки в карманах, тоже не было никакой подоплёки. А педалировать этот жест начали уже после того, как отредактированный ролик стал вирусным в англоязычном сегменте Сети.
«Проверено» в Телеграм
В сообществе отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла)
В конце октября 2025 года на страны Карибского бассейна обрушился мощный тропический шторм. Вскоре в Сети завирусилось множество фото и видео, якобы сделанных на Ямайке и показывающих масштаб разрушений. Некоторые из них оказались подделками.
16 октября 2025 года американский Национальный центр ураганов сообщил о тропической волне, обнаруженной в центральной Атлантике и движущейся к Карибскому морю. 21 октября её классифицировали как тропический шторм «Мелисса», а 27-го урагану присвоили максимальную, пятую категорию. На следующий день, когда «Мелисса» уже вплотную приблизилась к странам Карибского бассейна, скорость ветра достигала почти 300 км/ч. По состоянию на 3 ноября известно о как минимум 32 погибших на Ямайке, также сообщалось о жертвах на Гаити, Кубе и в Доминиканской Республике.
Рассказывая о последствиях урагана на Ямайке, некоторые русскоязычные Telegram-каналы приводят снимок, на котором видны пострадавшие здания и затопленные улицы. Иногда в таких публикациях уточняется, что на фотографии запечатлён город Блэк-Ривер. Это фото разместили каналы Mash (820 000 просмотров на момент написания этого разбора), «Топор Live» (дважды: 760 000 и 614 000), «РИА Новости» (438 000), «Выпускайте Кракена Z!» (63 000), «Свежести» (45 000), 360.ru (25 000) и «Крыминфорум 🇿 🇴 🇻» (10 000). Снимок распространяли и англоязычные пользователи, утверждавшие, что на нём показана разрушенная больница. Подобные посты можно встретить в X, Facebook* и Instagram*.
В беседе с BBC News премьер-министр Ямайки Эндрю Холнесс заявил, что город Блэк-Ривер был буквально полностью уничтожен. Катастрофические разрушения подтверждают спутниковые снимки. «Это самый ужасный опыт в моей жизни, и я не хотела бы пережить это снова», — сказала сотрудница местной больницы Холнессу, когда тот приехал в город оценить ущерб. Политик поблагодарил медработников за то, что те продолжали оказывать помощь пациентам, даже когда отключилось электричество, а ураганный ветер выбивал окна.
Как показано в ролике, опубликованном в соцсетях Холнесса, больница не была повреждена и затоплена так сильно, как на вирусном фото. Кроме того, судя по спутниковым снимкам, доступным в Google Maps, планировка больницы в Блэк-Ривере выглядит по-другому. Сами здания также отличаются от того, как они представлены на распространяемой фотографии.
Слева — вирусное фото, в центре сверху — спутниковый снимок, в центре снизу и справа — скриншоты из видео Холнесса. Фото: соцсети / Google Maps / jis.gov.jm / @AndrewHolnessJM (X) / коллаж «Проверено»
Фактчекеры из британского проекта Full Fact проанализировали вирусную фотографию с помощью обратного поиска по изображениям в Google и заметили в выдаче специальную пометку: «Создано ИИ от Google». Представитель корпорации подтвердил, что изображение содержит SynthID — незаметный водяной знак, который добавляют в контент, созданный с помощью искусственного интеллекта Google.
Некоторые другие фактчекеры, проверявшие вирусное фото, допустили в своих разборах ошибку. Так, наши коллеги из американского проекта Lead Stories неверно установили время публикации одного из первых твитов с этим снимком и сделали ложный вывод, что фотография появилась в соцсетях ещё за несколько часов до того, как ураган достиг побережья Ямайки. Ту же неточность допустили итальянские фактчекеры из Facta и журналисты французского издания TF1 Info. Впрочем, все эти проекты также утверждают, что изображение было сгенерировано нейросетями. «Проверено», в свою очередь, рассказало Lead Stories о допущенной ошибке, и её исправили.
Национальный центр ураганов США сообщил, что «Мелисса» обрушилась на Ямайку, 28 октября около 20:00 по московскому времени. Наиболее ранняя публикация с поддельным фото появилась в Facebook на странице пользователя по имени Джомар Сомберо в течение часа после этого (сам пост уже удалён, сохранилась архивная копия). В описании профиля говорится: «Настоящие катастрофы • ИИ-иллюстрации • Глобальная осведомлённость», а в уже удалённой записи — о критической ситуации в больнице Блэк-Ривера.
Также в русскоязычном сегменте интернета распространился якобы снятый с борта самолёта ролик, который в Telegram-канале ведущей «Первого канала» Олеси Лосевой (16 000 просмотров) прокомментировали так: «Посмотрите, как выглядит с высоты ураган "Мелисса", который двигается в сторону Ямайки со скоростью 282 км/ч. Кадры и завораживают, и устрашают одновременно!» Этот же ролик опубликовали каналы Mash (836 000 просмотров), «РИА Новости» (556 000, видео позднее было заменено), АСТ-54 Black (88 000), «Выпускайте Кракена Z!» (63 000), «Крыминфорум 🇿 🇴 🇻» (15 000), «Алексей Железнов» (14 000) и др. Подобные посты также стали вирусными на английском, испанском и других языках.
По данным фактчекеров из проекта Snopes, впервые это видео было опубликовано ещё 26 октября 2025 года — за пару дней до того, как ураган достиг берегов Ямайки. Запись разместил пользователь TikTok с юзернеймом @earthimpacts, в описании его профиля говорится: «Любопытство к ИИ-катастрофам. Это ИИ? Конечно, да!» На странице @earthimpacts можно найти множество аналогичных видео, там же указано, что блогер создаёт свои ролики на сайте openart.ai.
Интересующий нас ролик собрал в TikTok 7,3 млн просмотров, хотя в его описании указано: «Это не реальность, а симуляция, созданная с помощью ИИ для гипотетического сценария. Торнадо также создан с помощью ИИ». Кроме того, в подписи стоит тег о применении нейросети и имеется специальная пометка от платформы об ИИ-контенте.
Как отмечает Snopes со ссылкой на данные Flightradar24, за сутки до того, как ураган «Мелисса» добрался до суши, коммерческие лайнеры избегали полётов над Ямайкой и прилегающей к острову территорией. Те немногие самолёты, которые вошли в зону шторма, были специальными воздушными судами по сбору данных об ураганах. В Сети можно найти множество подлинных видео, снятых этими так называемыми «охотниками за ураганами», в том числе с кадрами пролётов через «Мелиссу».
В Рунете стало популярным ещё одно видео с предполагаемыми последствиями урагана. Так, в Telegram-канале ведущего «Первого канала» Руслана Осташко (84 000 просмотров) сообщили: в соцсетях появились кадры с акулами, которых гигантские волны забросили прямо в бассейн отеля. Тем же роликом поделились каналы «Путин в Telegram» (158 000 просмотров), Ura.ru (82 000), «Пуля» (65 000), «На видео видно» (20 000), «Абзац» (17 000), «Правдивости» (15 000, пост удалён), KP Moldova (4000) и др. Видео набрало миллионы просмотров и за пределами русскоязычного сегмента Сети.
На восьмисекундной записи, которая завирусилась в Рунете, слышен голос говорящей по-английски женщины: «О боже мой! На улице весь океан. Это прямо сейчас на Ямайке. Вода поднялась прямо до отеля. Посмотрите: это же акула!» Однако в постах на других языках встречается другая версия ролика продолжительностью 15 сек., где женщина также говорит: «О нет, вот там ещё одна [акула]! Не могу в это поверить, море наступает, всё затоплено, бассейна больше нет…» Кроме того, вирусное видео было отзеркалено и кадрировано.
В некоторых версиях ролика виден юзернейм пользователя TikTok @yulian_studios. «Создатель контента с визуальными ИИ-эффектами в Доминиканской Республике», — гласит описание его профиля. На момент написания этого разбора ролик уже был удалён из блога @yulian_studios, зато там была размещена похожая запись (удалена к моменту публикации): на ней женщина якобы засняла акулу, плавающую по затопленным улицам на Ямайке. Видео сопровождалось специальной плашкой о том, что автор пометил его как ИИ-контент.
В разбираемом ролике также можно найти характерные признаки работы нейросети. Например, форма плавников одной из акул кажется искажённой, а некоторые находящиеся рядом с бассейном шезлонги остаются неподвижными, несмотря на сильный ветер и волны. Кроме того, в левом верхнем и левом нижнем углах, а также справа в центре на видео заметны заблюренные области. Фактчекеры из испанского проекта Newtral предположили, что это артефакты работы ИИ, однако на самом деле эти три фрагмента совпадают с расположением вотермарки Sora 2 — модели для генерации видео по текстовому описанию от OpenAI. Во многих роликах @yulian_studios эти водяные знаки присутствуют, но в нескольких видео про ураган «Мелисса» они почему-то замазаны.
Журналисты фактчекинговой службы агентства AFP проанализировали аудиодорожку вирусного видео с помощью детектора Hiya, согласно которому голос был сгенерирован ИИ с вероятностью в 97%. Также фактчекеры связались с пользователем @yulian_studios — тот подтвердил своё авторство и пояснил: «Всё, что там изображено, не существует, поскольку это [создано] ИИ».
*Российские власти считают компанию Meta Platforms Inc., которой принадлежат социальные сети Facebook и Instagram, экстремистской организацией, её деятельность и символика на территории России запрещены.
Фото на обложке: @weekendtraveler195 (Facebook) / @earthimpacts (TikTok) / @yulian_studios (TikTok) / коллаж «Проверено»
«Проверено» в Телеграм
В сообществе отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла)
Во многих статьях о знаменитых мошенниках можно встретить упоминание Виктора Люстига, ухитрившегося продать главную достопримечательность Парижа. Два раза. Разбираемся, правдива ли история французского Остапа Бендера.
Рассказ о знаменитом аферисте Викторе Люстиге публиковали многие издания — например, он есть на сайтах газеты «Коммерсантъ», исторического журнала «Дилетант» и журнала «Вокруг света». Делились этой историей и в соцсетях: Facebook, «» и LiveJournal. Кроме того, в 1964 году афере была посвящена новелла режиссёра Клода Шаброля «Человек, который продал Эйфелеву башню» в фильме «Самые прекрасные мошенничества в мире» (1964).
История Виктора Люстига хорошо известна, но нередко подобные рассказы оказываются городскими легендами (Например, на британских сайтах можно встретить биографию некоего Артура Фергюсона, который, как утверждается, в 1923 году продал американскому туристу колонну Нельсона, стоящую на Трафальгарской площади в Лондоне. Также он якобы продал Биг-Бен, Букингемский дворец, Белый дом в Вашингтоне и статую Свободы в Нью-Йорке. Но никаких документальных доказательств существования Фергюсона так никто и не привёл — ни уголовных дел, ни свидетельства о смерти, ни хотя бы могилы. В отличие от нашего героя :)
Следы Виктора Люстига находятся гораздо проще. Он родился в 1890 году на территории Австро-Венгрии и всю свою жизнь посвятил разнообразному мошенничеству. Самым знаменитым случаем стала афера с Эйфелевой башней. 13 марта 1925 года Люстиг (вернее, граф Люстиг, как он представлялся, хотя никаким графом не был) принимал гостей в роскошном парижском отеле на площади Согласия.
Он выдал себя за официальное лицо и созвал представителей сталелитейных компаний, которым по секрету рассказал о судьбе Эйфелевой башни. Люстиг уверял, что содержание башни слишком дорого обходится городу, к тому же в ней найдены технические дефекты. Кроме того, говорил он, у решения снести башню есть и некая политическая подоплёка. Его предложение было следующим: тот, кто предложит наибольшую сумму, получит право забрать башню себе.
На самом деле интрига была ещё интереснее: на той встрече настоящим был только один предприниматель — Андре Пуассон, остальные состояли в сговоре с аферистом. В итоге через пять дней Пуассон выписал Люстигу чек. Когда обман вскрылся, Пуассон постеснялся заявить в полицию. А подробности этой истории всплыли спустя десять лет в США, когда Люстига арестовали за другие преступления. Джефф Мэйш, автор книги о Люстиге, нашёл свидетельства агента Секретной службы США Джеймса Джонсона, изучавшего прошлое знаменитого афериста.
О втором случае продажи Эйфелевой башни известно гораздо меньше. Тот же Мэйш пишет, что Люстиг вскоре решил ещё раз провернуть ту же схему. Но затем «граф» узнал, что один из потенциальных покупателей обратился в полицию, после чего Люстиг поспешно уехал в США. Доподлинно не известно, удалось ли ему на этом заработать какие-то деньги.
Карточка ФБР и министерства юстиции с отпечатками пальцев Виктора Люстига, 1935 год. Источник: архив Джеффа Мэйша
В США Люстиг жил с 1917 года, но его мошенничество приобрело внушительный масштаб уже в 1930-е годы, после аферы с башней. Он подделывал банкноты, причём делал это весьма качественно. Журнал Smithsonian Magazine приводит слова Джозефа Боулинга из Американской нумизматической ассоциации, главного специалиста по фальшивым купюрам:
«Это были банкноты прекрасного качества. Люстиг в своё время составлял серьёзную конкуренцию Казначейству США»
Тогда и началась охота за аферистом. Его делом занимался агент Секретной службы Питер Рубано. В течение нескольких лет Люстиг скрывался от правоохранительных органов, пока в мае 1935 года агент Рубано не поймал его прямо на улице в Нью-Йорке. В сентябре того же года Люстиг бежал из тюрьмы самым живописным способом — он подпилил прутья решётки и сделал верёвку из разорванных простыней. Через месяц его вновь арестовали в Питтсбурге.
В газетах того времени Люстиг иногда фигурирует под другим именем: Роберт В. Миллер. У афериста были десятки поддельных паспортов, и следователи затруднялись определить, какое имя настоящее. После громкого судебного процесса Виктора Люстига приговорили к 20 годам лишения свободы и отправили в знаменитую тюрьму Алькатрас, где, как писали газеты, «он присоединился к Аль Капоне и другим Наполеонам преступного мира».
Люстиг много болел и скончался в марте 1947 года в Миссури, в медицинском центре для заключённых. Свидетельство о смерти выписано на то имя, под которым его приговорили, — Роберт В. Миллер.
Таким образом, история Виктора Люстига, продававшего Эйфелеву башню, подтверждена свидетельствами сотрудников Секретной службы США, а его другие преступления — документами ФБР, министерства юстиции и других официальных ведомств.
«Проверено» в Телеграм
В сообществе отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла)
В Сети можно встретить полемичный афоризм, приписываемый одному из создателей квантовой механики. Мы проверили корректность такой атрибуции.
Высказывание, приписываемое нобелевскому лауреату по физике, отражает точку зрения многих крупных учёных, которые одновременно верят в Бога и в теорию эволюции. Цитату любит приводить в своих лекциях и интервью нейролингвист и популяризатор науки Татьяна Черниговская. Фраза встречается в различных книгах на религиозную и околорелигиозную тематику, сетевых собраниях афоризмов, а также в соцсетях: Facebook (есть публикации с 580, 535 и 506 репостами на момент написания этого разбора), «ВКонтакте» (340 репостов) и X (187). Иногда вместо стакана в переводе фигурирует сосуд или чаша.
Появление квантовой механики вывело взаимоотношения науки и религии на новый уровень. Её ключевые концепции: принцип неопределённости, квантовая запутанность и эффект наблюдателя — породили множество интерпретаций, которые иногда выходят за рамки строгой науки и пересекаются с метафизическими или даже религиозными идеями. Возникло такое направление, как квантовый мистицизм, которое не поддерживается большинством современных учёных.
Религией и даже восточными мистическими практиками интересовались и два столпа квантовой механики — Эрвин Шрёдингер и Вернер Гейзенберг. В том, что Гейзенберг, выходец из лютеранской семьи, верил в Бога, сомневаться не приходится. Как рассказывал физик Генри Маргенау, встретившийся с Гейзенбергом после Второй мировой войны, коллега поразил его своей глубокой религиозной убеждённостью: «Он был истинным христианином во всех смыслах этого слова».
Об особом отношении Гейзенберга к Богу можно сделать вывод и из его работ. В эссе «Реальность и её порядок» (1942) он писал:
«…Обсуждение извечного вопроса о существовании Бога. В поисках ответа на этот вопрос человеческая мысль прошла множество этапов, каждый из которых необходим для достижения следующего. Первым шагом, который мы могли бы просто сказать: "Я верю в Бога-Отца, всемогущего творца неба и земли". Следующим шагом — по крайней мере, для нашего современного сознания — было сомнение. Бога нет; есть лишь безличный закон, управляющий судьбами мира в соответствии с причинно-следственными связями. <…> Следующим шагом, возможно, стала бы легкомысленная формула Вольтера: "Если бы не было Бога, кто-то должен был бы его придумать". То есть вера в личного Бога — это, по крайней мере, полезный, допустимый самообман, самообман, способствующий гармонии нашей души. <…> Вполне возможно, что все великие притчи: о личном боге, о воскресении мёртвых, о переселении душ — реальны, пока у людей есть силы верить в них. Но тогда не следует ли нам отказаться от столь субъективной реальности, которая на протяжении веков казалась нестабильной, и ограничиться той областью реальности, которая может быть объективирована и, несомненно, переживёт тысячелетия? Похоже, именно такой позиции сегодня стремятся придерживаться многие. Но эта позиция также основана на иллюзии: предположении, что можно избежать изменения нашего мира силой нашей души. <…> Сегодня мы уже не можем с детской уверенностью сказать: "Верую в Бога-Отца, всемогущего творца неба и земли". И всё же мы можем с полной уверенностью вверить себя в руки высшей силы, которая при нашей жизни и на протяжении веков определяет нашу веру, а вместе с ним и наш мир, и нашу судьбу. <…> Вопрос о существовании Бога давно перестал быть научным; это вопрос о том, что нам следует делать».
Иными словами, немецкий физик переводит вопрос существования Бога в этическую плоскость, при этом никак не опровергая его и обобщая до высшей силы. Такое отношение Гейзенберг пронёс через всю жизнь. В 1973 году, за три года до смерти, в лекции под названием «Традиция в науке» он высказался с позиций деизма:
«Галилей утверждал, что природа, вторая книга Бога, написана математическими буквами <…>. Кеплер ещё более ясно выражается в своём труде о мировой гармонии; он говорит: Бог сотворил мир в соответствии со своими идеями творения. Эти идеи — чистые архетипические формы, которые Платон называл идеями, и они могут быть постигнуты человеком как математические конструкции. Они могут быть постигнуты человеком, потому что человек был сотворён по духовному образу Бога. Физика — это размышление о божественных идеях творения, поэтому физика — это божественное служение».
Свою мысль он развил в одной из статей год спустя:
«Как вы знаете, в истории науки, начиная со знаменитого процесса над Галилеем, неоднократно утверждалось, что научная истина несовместима с религиозным толкованием мира. Хотя я убеждён, что научная истина неоспорима в своей собственной области, я никогда не считал возможным отвергать содержание религиозного мышления как просто часть устаревшего этапа в сознании человечества, как часть, от которой нам придётся отказаться в будущем. Поэтому в течение моей жизни я неоднократно был вынужден размышлять о взаимосвязи этих двух областей мысли, ибо я никогда не мог усомниться в реальности того, на что они указывают».
Таким образом, Гейзенберг признавал существование как физических законов, так и Бога, Творца, ответственного за их появление. В последней цитате следует обратить внимание на фразу «я никогда не мог усомниться в реальности…», которая несколько диссонирует с высказыванием, ставшем темой этого разбора, — в нём говорится об уходе в атеизм и возвращении к религии.
«Проверено» не обнаружило высказываний, сколько-нибудь похожих на искомое, в книгах Вернера Гейзенберга, изданных на разных языках и доступных через проекты Internet Archive и «Google Книги». Его нет в базовой работе Гейзенберга на эту тему «Физика и философия: революция в современной науке» (1958), а также в труде Герберта Хёрца «Вернер Гейзенберг и философия» (1966). Не встречается афоризм и в переписке Гейзенберга, а также в некоторых биографических работах о нём. В 2015 году в обсуждении на сайте de.wikiquote.org некий пользователь, представившийся Эйке Кристианом Хиршем, интервьюером Гейзенберга и другом его детей, заявил, что цитата не соответствует взглядам и лексике физика и опровергается наследниками Гейзенберга. Однако авторство этого комментария представляется сомнительным: в нём 78-летний Хирш упоминается в том числе в третьем лице, а риторика по отношению к религии не совсем соответствует статусу доктора теологии.
При этом нельзя сказать, что в XX веке эта цитата (в оригинале — «Der erste Trunk aus dem Becher der Naturwissenschaft macht atheistisch, aber auf dem Grund des Bechers wartet Gott») с атрибуцией Гейзенбергу была популярной. В открытых источниках встречается лишь несколько случаев, один из самых старых — вышедшая в 1979 году книга журналиста Хайнца Отрембы об истории Вюрцбурга, родного города Гейзенберга. В том же году высказывание упомянул биолог-креационист Вольфганг Кун в своей книге «Белка и Господь». Как выяснил ещё один биолог, Гюнтер Бехли, Отремба позаимствовал цитату из работы Луизы Ринзер «Страдание — смерть — воскресение» (1975). «Проверено» убедилось, что эта цитата упоминается у Ринзер со ссылкой на Гейзенберга, но без указания на источник.
А вот вариант фразы, несколько отличающийся от завирусившегося, можно встретить в работе немецкого физика и философа Карла Фридриха фон Вайцзеккера «История природы» (1948), содержавшей его лекции двухлетней давности:
«От размышлений нет честного пути обратно к наивной вере. Согласно старой поговорке, первый глоток из чаши познания отделяет нас от Бога, но на дне чаши Бог ждёт того, кто его ищет. Если это так, то существует образ мышления, ведущий к религиозным истинам, и только этот путь приносит плоды. Если это не так, наш мир напрасно возлагает свои надежды на религию».
Как видим, здесь Вайцзеккер называет высказывание старой поговоркой и сомневается в его истинности. В качестве цитаты именно Вайцзеккера оно фигурировало в ряде изданий до того, как его начали приписывать Гейзенбергу. И этот переход представляется не случайным, ведь Вайцзеккер в течение научной карьеры был протеже Гейзенберга, его коллегой по ядерной программе Германии и другом на протяжении почти полувека. Возможно, неверное восприятие некоего абзаца, в котором упоминались оба физика и эта цитата, и привело к такой ошибке. Гюнтер Бехли допускает и другой вариант: Луиза Ринзер, согласно её биографии, общалась как с Гейзенбергом, так и с Вайцзеккером и просто могла перепутать, от кого из коллег, весьма схожих по мировоззрению, услышала афоризм.
Версия Вайцзеккера, несмотря на статус старой поговорки, впервые встречается в открытых источниках именно у него. Но прототипы у этой фразы, несомненно, были. В своём эссе «Об атеизме» (1625) английский философ Фрэнсис Бэкон писал: «Верно, что немного философии склоняет человеческий разум к атеизму, но глубина философии направляет человеческие умы к религии».
Высказывание Бэкона не всегда передавалось дословно. Так, в начале XIX века его уже цитировали как «Небольшое знание делает людей атеистами, но более глубокое знакомство с науками возвращает их обратно к религии». Изменённый вариант зажил своей жизнью и, по-видимому, дошёл до Карла Вайцзеккера уже с метафорой про чашу познания. Здесь тоже можно увидеть британский след. В 1711 году в поэме «Опыт о критике» поэт Александр Поуп писал:
«И полузнайство ложь в себе таит;
Струёю упивайся пиерид:
Один глоток пьянит рассудок твой,
Пьёшь много — снова с трезвой головой».(пер. А. Субботина)
Впрочем, метафора первого глотка из чаши познания встречается и в немецкоязычной религиозной литературе в XIX веке, а с некоторого момента чашу познания начали противопоставлять религиозности, так что приведённый Вайцзеккером афоризм стал гибридом сразу нескольких идей.
Таким образом, приписываемая Вернеру Гейзенбергу цитата о познании не встречается у него в трудах и, по всей видимости, атрибутирована ему по ошибке. Автором аналогичного высказывания был друг и коллега Гейзенберга Карл Вайцзеккер, а прообраз афоризма можно встретить ещё в работах Фрэнсиса Бэкона.
«Проверено» в Телеграм
В сообществе отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла)